Афон гора в греции


Святая гора Афон - это... Что такое Святая гора Афон?

Координаты: 40°09′26″ с. ш. 24°19′35″ в. д. / 40.157222° с. ш. 24.326389° в. д. (G)40.157222, 24.326389 Свята́я Гора́ Афо́н (греч. Ἄθως; в Греции — греч. Άγιον Όρος — «Святая Гора») — географически, полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2200 м над уровнем моря.

Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).

Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утвержденного Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Конституционно-правовое положение и администрация

Икона Богородицы Игумения Святой Горы Афонской

Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне

В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.

До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.

Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений»[1].

Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.

Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981 года — митрополит Никодим (Анагнасту)), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х.

Вид на Афон с моря

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».

Посещение Афона

Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»[2].

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов: общее разрешение (выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре) и индивидуальное (делается самим монастырем на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

Монастыри и иные монашеские поселения

Карта Афона

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
  3. Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
  4. Хиландар (Χιλανδαρίου)
  5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
  9. Зограф (Ζωγράφου)
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
  11. Каракал (Καρακάλλου)
  12. Филофей (Φιλοθέου)
  13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
  14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.

Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля.

До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными; в России в синодальный период такого рода монастыри частно называли «штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.

История

Монастырь Симонопетра на Афоне

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <...> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Расцвет монашества на Афоне произошел во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуосторове, дарованное ещё Константином Погонатом.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.

XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монатсыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения[3].

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.

Русские на Афоне

Русский монастырь Святого Пантелеймона

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».

Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял там пострижение.

15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.

Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году[4]. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским, подобное запустение могло быть следствием того, что греки «больше числом сущи и не терпевши срамоти и обличения, сице наущением демонским возъяришася на них [российских иноков], и сицеву брань велию сотворивши междуусобию, яко нечаянно на них нападши, всех заклаша до едина…»[5]

В XVIII веке прозошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.

В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.

С половины XIX века начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России. Под русский контроль перешёл Андреевский и Ильинский скиты.

Андреевский скит в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства аннексировать полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны. Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

После окончания гражданской войны в России приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.

В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).

От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году[6] к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491[7]. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.

В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году[8], удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году — 2 из Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский[9]. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года[10]. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971) в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), чрез которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер; эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»[11]

В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом[12].

География и климат

Вид на полуостров с верхней точки горы Афон

Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40' с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 кв. км. Высота собственно горы Афон — 2 026 метра. Климат — субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.

Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.

Фотогалерея

См. также

Литература

  1. Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Том I—II. — М., Издательство «ДАРЪ», 2007[13].
  2. Посмертные вещания Нила Мироточивого. М. Издательство Сретенского монастыря, 2003
  3. Борис Зайцев. Афон.
  4. Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 148—149.
  5. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
  6. Ульянов О. Г. «Умное делание»: традиции исихастов. Богословское и философское осмысление исихастской традиции
  7. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане
  8. Ульянов О. Г. «Apophtegmata patrum» и традиции старчества на Руси

Примечания

  1. ↑ Цит. по ЖМП. 1974, № 6, стр. 20
  2. ↑ Цит. по ЖМП. 1974, № 3, стр. 10
  3. ↑ ЖМП. 1974, № 5, стр. 12.
  4. ↑ ЖМП. 1974, № 4, стр. 5.
  5. ↑ В. Григорович-Барский. Второе посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1887, стр. 296.
  6. ↑ Данные по: Вс. Ващенко. Святоименный Афон. Штуттгарт, 1962, стр. 15.
  7. ↑ ЖМП. 1974, № 3, стр. 5.
  8. ↑ ЖМП. 1959. № 7, стр. 65 — 68.
  9. ↑ ЖМП. 1960. № 2, стр. 72 — 80.
  10. ↑ ЖМП. 1962. № 9, стр. 38 — 46.
  11. ↑ Цит по: Журнал Церковь и время. М., 2007, № 3 (40), стр. 248.
  12. ↑ Игорь Якимчук. Положение русского монашества на святой горе Афон в XX веке.
  13. ↑ Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Том I—II. — М., Издательство «ДАРЪ», 2007. на официальном сайте МП

Ссылки

Монастыри Афона

 

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

АФОН - СВЯТАЯ ГОРА - в греции всё есть

После того, как я посетил Новой Афон в Абхазии, я всегда мечтал побывать на Святой Горе в Греции. И вот моя мечта сбылась. Афон в переводе с греческого и означает «Святая Гора». Это один из трёх полуостровов Халкидики. Высота горы 2033 м над уровнем моря. Административно это самоуправляемая автономия Греческой Республики, которая состоит из 20 православных монастырей и находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха с 1312 года. Это не только объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для православных всего мира это одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы. Человек на Афоне поселился в далёкой древности. Мягкий климат способствовал ведению здесь уединённой жизни. Первыми на полуострове поселились фракийцы. В V веке до нашей эры к ним присоединились греки из Халкидики. Они занимались рыболовством, животноводством и сельским хозяйством.

Великая Лавра была основана в 963 году Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии. Сам Афанасий долгое время жил уединённой аскетической жизнью, и не хотел менять её на неизбежные хлопоты, связанные с руководством монастырём. В 958году Афанасий ушёл на Афон. Там его посетил духовный друг военачальник Никифор Фока, и передал значительную сумму золотом на строительство монастыря, куда Фока хотел удалиться от дел, приняв постриг. Разумеется, Афанасию одному было не справиться, и он начал агитировать к совместному строительству монастыря других монахов. Однако не все монахи поддержали Афанасия.

Многие живущие уединённо монахи-отшельники высказались против общежительного порядка, вводимого Афанасием Афонским. Превращение Афона в монашеское обиталище произошло после того, как всем отшельникам и уединённым пустынникам приказано было объединиться в братии и жить коллективно (общежительно). Император Иоанн Цимисхий издал афонский устав «Трагос», закрепив систему общежития монахов в монастырях. Однако многие сохранили желание жить уединённо – особножительно.

Монастырь держался общежительного устава вплоть до XIV века. Преобразование Лавры в XIV веке в особножительный привело к установлению Типика (устава). В 1574 году Патриарх Александрийский Сильвестр возвратил монастырь к общежитию. Спустя почти 100 лет, в 1670 году Великая Лавра вновь стала особножительной. С 1980 года вновь общежитие.

Эти перемены отражают борьбу двух представлений обретения святости: либо в отшельническом уединении можно достичь божественной благодати, либо в общем житии с другими близкими по духу людьми.

Но даже среди придерживавшихся принципов общежительного чина и устава находились «диссиденты». Таким был старец Феофил, который ел лишь один раз в день, при этом в течение 5 дней употреблял только варёную на воде пищу без масла. Старец Феофил не только не брал мяса, но и выступил перед братией, призывая её отменить мясоедение и ссылаясь на преподобного Ефрема Сирина, который утверждал, что «не подобает монаху есть животных». К словам Феофила не прислушались, и он вышел из числа старцев обители.

Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество владений. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров. Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния Великой Лавры.

За тысячелетнюю историю Великой Лавры в её стенах подвизалось до 17 тысяч монахов, из которых 27 стали патриархами. Около 60 лавриотов были причислены к лику святых.

Основатель Великой Лавры святой Афанасий трагически погиб, осматривая церковь, которая строилась по его проекту. Каменная кладка рухнула, и вместе с несколькими монахами он оказался погребён под обломками. Несколько часов святой Афанасий молился под завалом, пока не умер.

Помимо 20 монастырей на Афоне есть 12 скитов, представляющие собой крупные поселения, от монастырей часто не отличающиеся. Есть также келии – обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли. Также есть каливы – поселения без земли. Есть и одиночные поселения вблизи монастыря – кафисмы. Ну а те, кто стремится к полному уединению, иногда в пещере, живут в исихастерии.

На Афоне действует юлианский календарь, а отсчёт времени происходит по византийскому порядку – 00:00 с момента захода солнца.

Для того чтобы совершить полноценное паломничество на Афон необходимо получить визу (диамонитирион), которая готовится более двух месяцев, стоит очень больших трудов и всего 25 евро. Однако во время морской экскурсии, гид во всеуслышание сообщил, что визу могут изготовить любому желающему мужчине за два дня и стоить она будет 125 евро.

Женщины на Афон не допускаются. Это строжайшее запрещение действует с древних времён. Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»..Говорят, даже птицы женского пола на полуострове гнёзда не вьют. Категорически запрещена видеосъёмка и фотографирование внутри монастырей. Фотографировать храмы можно только с разрешения.

Евросоюз требует открыть Афон для посещения всех, в том числе и женщин. Но церковь против. Якобы не хотят превращения Афона в туристическую мекку. Но, возможно, истинная причина в другом. Говорят, на Афоне хранятся большие ценности. Гид рассказывал, что монахи выплатили 130 тысяч(!) серебряных монет турецкому султану за то, чтобы тот не нарушал суверенитет монастырей. И сейчас здесь будто бы спрятаны большие сокровища.

Кто-то из экскурсантов предположил, что Афон, как и Швейцария, является своеобразным «банком», где хранятся ценности православной церкви. Не потому ли афонские монахи так дорожат своей автономией и суверенитетом, ввели строжайший визовый режим, запретили видеосъёмку? Монастыри на берегу и на вершинах расположены как пограничные форпосты. Возможно, именно сокровища монастырей – разгадка тайны Святой Горы. Никто не знает, где и сколько сокровищ сокрыто на Афоне. Но главное из этих сокровищ – ВЕРА!

Поучительна эпитафия на могиле афонского монаха: «Помни, брат, что мы были как вы, а вы станете как мы»!

Есть на Афоне и русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый! Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) не одобрял массовое увлечение в России Афоном. То, что «русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения».

В конце XIX века церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными. «Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих „боголюбцев“, которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты…»

Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов. Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства). Но разве храм это прежде всего здание? Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни? Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны? Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься только одним, главным своим делом – наставлять людей пути к Богу! – этого будет вполне достаточно.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

Для многих вера превращается в ритуал, как и посещение храма. Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия никакого смысла не имеют.Как сказал мой друг, работающий при церкви, есть прихожане, а есть «захожане» – те, кто заходят лишь свечку поставить, перекреститься и покаяться, чтобы грешить дальше. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Однажды в Оптиной пустыни у меня случился интересный разговор. — Да не нужно вам это, — вмешалась интеллигентного вида женщина в платочке и в длинной юбке. — Я вот наизусть эту молитву знаю, но это не значит, что исполняю. Стою в храме, крещусь, молитву шепчу, лбом отбиваю поклоны, а толку никакого. Слова не важны, главное, чтобы сердце молитвой к Богу обращалось. Молитва — это крик сердца! Умно-сердечная должна быть молитва. Ум к сердцу опустить надо. А то читаю молитву часами, крещусь, а мысли мои далеко, всё к суетному, а не к Богу обращены. Фарисей я. Молюсь часами, а Господь меня не слышит. Потому что холодным сердцем это делаю. Трудиться надо, разогревать себя, чтобы к Богу сердцем обращаться, и не словами, не умом. А я всё словами хочу до Бога достучаться. А слов-то моих Господь не слышит, ибо сердце моё молчит. И труды не помогают. Если хотя бы одно слово сердцем было сказано, то Господь-то услышал. Надо просить Господа, чтобы научил молиться. Помилуй нас, Господи.

Известно, что молитва может оказывать исцеляющее действие. В состоянии молитвы с человеком происходят не только духовные, но и физические изменения (может меняться даже состав крови).

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). Прежде всего это святой Григорий Палама. В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Исихазм – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. «Исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Исихасты исходят из положения «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17:21).

В основе исихазма лежит «умное делание» (то есть в уме) – постоянное безмолвное чтение молитвы. Православные монахи-исихасты утверждают, что посредством поста и безмолвной молитвы можно приобщиться к божественному свету, подобному тому, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня. Смысл этих мистических практик в достижении состоянии умиротворения и, как утверждают монахи, в способности общения с «ангельскими материями». Афонские монахи ввели и такое понятие как «синергия» – сотрудничество человеческих и Божественных энергий.

Одним из последователей исихазма является известный современный философ Сергей Сергеевич Хоружий. Будучи доктором физико-математических наук, развивающим строгие методы релятивистской квантовой теории, Хоружий убеждён в существовании особого типа духовности, и реальности исихазма как явления. Сергей Сергеевич является основоположником синергийной антропологии.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»? Был ли этот «свет» творением Божием или Божественной энергией (о чём спорил Григорий Палама с Варлаамом), – для меня не так уж важно. Не пишу я и о чудесах, которые случались на Афоне, – это, даже если и было, отвлекает от главного – внутреннего каждодневного духовного подвига здесь и сейчас. Но возникает сложный вопрос: где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека, не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Бывал я не только в Оптиной пустыни, но и совершил паломничество по Святой Земле, неоднократно посещал Валаам, и даже побывал в поселениях новых сектантов в Сибири. И везде продолжает оставаться актуальным главный вопрос. Что делать тем, кто стремиться к духовной жизни: сбегать в монастырь или пытаться жить духовной жизнью в миру?

Лично мне отшельничество ближе, нежели монастырское общежитие. Я бы хотел жить один, на горе, без людей. Быть может, судьба моя стать отшельником? Чувствую, что я нынешний есть продолжение меня прошлого. Но кто я? Ощущаю только, что мои предпочтения есть результат прошлых моих привычек и навыков. Возможно, когда-то я был бродячим монахом, отшельником, затворником; возможно, когда-то вновь стану им. Уж полдень жизни наступил неслышно. И опыт есть, и мудрость быть должна. И седина как будто укоризна. Ответа нет: зачем мне жизнь дана. Но есть вопрос: Зачем? иль Почему я? Что общего меж камнем и водой? Что движет миром? Отчего люблю я? И почему так важно быть собой? День на исходе — так и жизнь проходит. Зачем я жил? — Ответ лишь смерть нам даст. Но чувствую, что жизнь ещё раз будет. Нас Вечность не забудет, всем воздаст!Откуда, откуда во мне жажда мира иного, высшего? Что это: притяжение Небес? возвращение к Исходу? или заключён в этом определённый закон: отрицание абсурдного мира как стремление к миру Горнему? Вот только какой в этом смысл? Во всём есть Смысл и назначенье Свыше. Вселенский Смысл — Он в каждом заключён. ТВОРИТЬ ЛЮБОВЬ! — то чувствую, то слышу! — И ТАЙНУ ПОСТИГАТЬ, ЗАЧЕМ Я БЫЛ РОЖДЁН!" из моего романа-быль "Странник"(мистерия)

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

all-greece.livejournal.com

Гора Афон в Греции – место, куда не ступает нога женщины

На горе Афон, или Святой Горе, в Греции сосредоточены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов, благодаря чему это место стало крупнейшим центром паломничества православных христиан. Однако, попасть на гору Афон нелегко. 

Мужчинам следует придерживаться свода строгих правил, а женщины, дети, и даже животные женского пола на гору и вовсе не допускаются.

Административный район Автономное монашеское государство Святой Горы в Греции. Согласно легенде, однажды во время бури к берегам Афона прибило корабль, на котором плыла Богородица.

В поселении, состоящем исключительно из мужчин, строго соблюдаются давние традиции. Уклад жизни монахов практически не изменился более чем за тысячелетие.

Пожилой монах сидит у входа в монастырь Дохиар.

Гора Афон находится на одноимённом полуострове, который, в свою очередь, входит в состав более крупного полуострова Халкидики.

Лошадь бродит по улицам Карье. Кроме женщин и детей, на острове отсутствуют особи животных женского пола.

Гору Афон также называют Святой Горой. Здесь расположены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов.

Старые сараи для лодок на берегу бухты возле монастыря Ватопед.

Улицы города Карье, административного центра Святой Горы Афон, который стал местом паломничества православных христиан.

Внутренний дворик монастыря Великая Лавра.

На улицах часто можно встретить прогуливающихся монахов и священников.

Попасть на Святую Гору Афон нелегко. Туристы должны следовать дресс-коду и соблюдать перечень правил, в том числе не курить и не включать музыку.

С горы Афон высотой 2033 метра открывается потрясающий вид на море.

Паломники и православные монахи плывут на пароме на полуостров Афон.

Знак, указывающий путь к монастырю Эсфигмен.

Молодые монахи беседуют с пожилым возле монастыря Дохиар.

Икона на стене церкви в монастыре Ватопед.

Паломники и монахи готовятся сходить с парома на берег полуострова Афон.

Прибытие паломников в Карье, откуда автобусы развозят их по монастырям на всей территории полуострова.

Старый Mercedes в живописном дворике на территории монастыря Великая Лавра.

В монастыре Эсфигмен нет центрального отопления. Зимой монахи отапливают свои кельи дровяными печами.

Плоды опунции иногда подают на обед паломникам.

Источник

turizm.mirvokrugnas.com

АФОН — Святая Гора в Греции

После того, как я посетил Новой Афон в Абхазии, я всегда мечтал побывать на Святой Горе в Греции. И вот моя мечта сбылась.Афон в переводе с греческого и означает «Святая Гора». Это один из трёх полуостровов Халкидики. Высота горы 2033 м над уровнем моря. Административно это самоуправляемая автономия Греческой Республики, которая состоит из 20 православных монастырей и находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха с 1312 года. Это не только объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для православных всего мира это одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Человек на Афоне поселился в далёкой древности. Мягкий климат способствовал ведению здесь уединённой жизни. Первыми на полуострове поселились фракийцы. В V веке до нашей эры к ним присоединились греки из Халкидики. Они занимались рыболовством, животноводством и сельским хозяйством.

Великая Лавра была основана в 963 году Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии. Сам Афанасий долгое время жил уединённой аскетической жизнью, и не хотел менять её на неизбежные хлопоты, связанные с руководством монастырём. В 958году Афанасий ушёл на Афон. Там его посетил духовный друг военачальник Никифор Фока, и передал значительную сумму золотом на строительство монастыря, куда Фока хотел удалиться от дел, приняв постриг. Разумеется, Афанасию одному было не справиться, и он начал агитировать к совместному строительству монастыря других монахов. Однако не все монахи поддержали Афанасия.

Многие живущие уединённо монахи-отшельники высказались против общежительного порядка, вводимого Афанасием Афонским.Превращение Афона в монашеское обиталище произошло после того, как всем отшельникам и уединённым пустынникам приказано было объединиться в братии и жить коллективно (общежительно). Император Иоанн Цимисхий издал афонский устав «Трагос», закрепив систему общежития монахов в монастырях.Однако многие сохранили желание жить уединённо – особножительно.

Монастырь держался общежительного устава вплоть до XIV века. Преобразование Лавры в XIV веке в особножительный привело к установлению Типика (устава). В 1574 году Патриарх Александрийский Сильвестр возвратил монастырь к общежитию. Спустя почти 100 лет, в 1670 году Великая Лавра вновь стала особножительной. С 1980 года вновь общежитие.

Эти перемены отражают борьбу двух представлений обретения святости: либо в отшельническом уединении можно достичь божественной благодати, либо в общем житии с другими близкими по духу людьми.

Но даже среди придерживавшихся принципов общежительного чина и устава находились «диссиденты». Таким был старец Феофил, который ел лишь один раз в день, при этом в течение 5 дней употреблял только варёную на воде пищу без масла. Старец Феофил не только не брал мяса, но и выступил перед братией, призывая её отменить мясоедение и ссылаясь на преподобного Ефрема Сирина, который утверждал, что «не подобает монаху есть животных». К словам Феофила не прислушались, и он вышел из числа старцев обители.

Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество владений. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров.Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния Великой Лавры.

За тысячелетнюю историю Великой Лавры в её стенах подвизалось до 17 тысяч монахов, из которых 27 стали патриархами. Около 60 лавриотов были причислены к лику святых.

Основатель Великой Лавры святой Афанасий трагически погиб, осматривая церковь, которая строилась по его проекту. Каменная кладка рухнула, и вместе с несколькими монахами он оказался погребён под обломками. Несколько часов святой Афанасий молился под завалом, пока не умер.

Помимо 20 монастырей на Афоне есть 12 скитов, представляющие собой крупные поселения, от монастырей часто не отличающиеся. Есть также келии – обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли. Также есть каливы – поселения без земли. Есть и одиночные поселения вблизи монастыря – кафисмы. Ну а те, кто стремится к полному уединению, иногда в пещере, живут в исихастерии.

На Афоне действует юлианский календарь, а отсчёт времени происходит по византийскому порядку – 00:00 с момента захода солнца.

Для того чтобы совершить полноценное паломничество на Афон необходимо получить визу (диамонитирион), которая готовится более двух месяцев, стоит очень больших трудов и всего 25 евро.Однако во время морской экскурсии, гид во всеуслышание сообщил, что визу могут изготовить любому желающему мужчине за два дня и стоить она будет 125 евро.

Женщины на Афон не допускаются. Это строжайшее запрещение действует с древних времён. Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»..Говорят, даже птицы женского пола на полуострове гнёзда не вьют.Категорически запрещена видеосъёмка и фотографирование внутри монастырей. Фотографировать храмы можно только с разрешения.

Евросоюз требует открыть Афон для посещения всех, в том числе и женщин. Но церковь против. Якобы не хотят превращения Афона в туристическую мекку. Но, возможно, истинная причина в другом.Говорят, на Афоне хранятся большие ценности. Гид рассказывал, что монахи выплатили 130 тысяч(!) серебряных монет турецкому султану за то, чтобы тот не нарушал суверенитет монастырей.И сейчас здесь будто бы спрятаны большие сокровища.

Кто-то из экскурсантов предположил, что Афон, как и Швейцария, является своеобразным «банком», где хранятся ценности православной церкви. Не потому ли афонские монахи так дорожат своей автономией и суверенитетом, ввели строжайший визовый режим, запретили видеосъёмку?Монастыри на берегу и на вершинах расположены как пограничные форпосты.Возможно, именно сокровища монастырей – разгадка тайны Святой Горы.Никто не знает, где и сколько сокровищ сокрыто на Афоне.Но главное из этих сокровищ – ВЕРА!

Поучительна эпитафия на могиле афонского монаха: «Помни, брат, что мы были как вы, а вы станете как мы»!

Есть на Афоне и русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) не одобрял массовое увлечение в России Афоном. То, что «русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения».

В конце XIX века церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами и их поверенными. «Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих „боголюбцев“, которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты…»

Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти.Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).Но разве храм это прежде всего здание?Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься только одним, главным своим делом – наставлять людей пути к Богу! – этого будет вполне достаточно.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

Для многих вера превращается в ритуал, как и посещение храма. Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия никакого смысла не имеют.Как сказал мой друг, работающий при церкви, есть прихожане, а есть «захожане» – те, кто заходят лишь свечку поставить, перекреститься и покаяться, чтобы грешить дальше. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Однажды в Оптиной пустыни у меня случился интересный разговор.— Да не нужно вам это, — вмешалась интеллигентного вида женщина в платочке и в длинной юбке. — Я вот наизусть эту молитву знаю, но это не значит, что исполняю. Стою в храме, крещусь, молитву шепчу, лбом отбиваю поклоны, а толку никакого. Слова не важны, главное, чтобы сердце молитвой к Богу обращалось. Молитва — это крик сердца! Умно-сердечная должна быть молитва. Ум к сердцу опустить надо. А то читаю молитву часами, крещусь, а мысли мои далеко, всё к суетному, а не к Богу обращены. Фарисей я. Молюсь часами, а Господь меня не слышит. Потому что холодным сердцем это делаю. Трудиться надо, разогревать себя, чтобы к Богу сердцем обращаться, и не словами, не умом. А я всё словами хочу до Бога достучаться. А слов-то моих Господь не слышит, ибо сердце моё молчит. И труды не помогают. Если хотя бы одно слово сердцем было сказано, то Господь-то услышал. Надо просить Господа, чтобы научил молиться. Помилуй нас, Господи.

Известно, что молитва может оказывать исцеляющее действие. В состоянии молитвы с человеком происходят не только духовные, но и физические изменения (может меняться даже состав крови).

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). Прежде всего это святой Григорий Палама.В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии.Исихазм – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. «Исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Исихасты исходят из положения «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17:21).

В основе исихазма лежит «умное делание» (то есть в уме) – постоянное безмолвное чтение молитвы. Православные монахи-исихасты утверждают, что посредством поста и безмолвной молитвы можно приобщиться к божественному свету, подобному тому, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня.Смысл этих мистических практик в достижении состоянии умиротворения и, как утверждают монахи, в способности общения с «ангельскими материями».Афонские монахи ввели и такое понятие как «синергия» – сотрудничество человеческих и Божественных энергий.

Одним из последователей исихазма является известный современный философ Сергей Сергеевич Хоружий. Будучи доктором физико-математических наук, развивающим строгие методы релятивистской квантовой теории, Хоружий убеждён в существовании особого типа духовности, и реальности исихазма как явления. Сергей Сергеевич является основоположником синергийной антропологии.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»? Был ли этот «свет» творением Божием или Божественной энергией (о чём спорил Григорий Палама с Варлаамом), – для меня не так уж важно.Не пишу я и о чудесах, которые случались на Афоне, – это, даже если и было, отвлекает от главного – внутреннего каждодневного духовного подвига здесь и сейчас.Но возникает сложный вопрос: где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Бывал я не только в Оптиной пустыни, но и совершил паломничество по Святой Земле, неоднократно посещал Валаам, и даже побывал в поселениях новых сектантов в Сибири.И везде продолжает оставаться актуальным главный вопрос. Что делать тем, кто стремиться к духовной жизни: сбегать в монастырь или пытаться жить духовной жизнью в миру?

Лично мне отшельничество ближе, нежели монастырское общежитие.Я бы хотел жить один, на горе, без людей.Быть может, судьба моя стать отшельником?Чувствую, что я нынешний есть продолжение меня прошлого. Но кто я? Ощущаю только, что мои предпочтения есть результат прошлых моих привычек и навыков. Возможно, когда-то я был бродячим монахом, отшельником, затворником; возможно, когда-то вновь стану им.Уж полдень жизни наступил неслышно. И опыт есть, и мудрость быть должна. И седина как будто укоризна. Ответа нет: зачем мне жизнь дана. Но есть вопрос: Зачем? иль Почему я? Что общего меж камнем и водой? Что движет миром? Отчего люблю я? И почему так важно быть собой?День на исходе — так и жизнь проходит. Зачем я жил? — Ответ лишь смерть нам даст. Но чувствую, что жизнь ещё раз будет. Нас Вечность не забудет, всем воздаст!Откуда, откуда во мне жажда мира иного, высшего? Что это: притяжение Небес? возвращение к Исходу? или заключён в этом определённый закон: отрицание абсурдного мира как стремление к миру Горнему? Вот только какой в этом смысл?Во всём есть Смысл и назначенье Свыше. Вселенский Смысл — Он в каждом заключён. ТВОРИТЬ ЛЮБОВЬ! — то чувствую, то слышу! — И ТАЙНУ ПОСТИГАТЬ, ЗАЧЕМ Я БЫЛ РОЖДЁН!(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

Метки: Афон, Греция, Николай Кофырин, Святая Гора

This entry was posted on Ноябрь 21, 2009 at 6:06 дп and is filed under Uncategorized. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

nikolaykofyrin.wordpress.com

Гора Афон в Греции – место, куда не ступает нога женщины

На горе Афон, или Святой Горе, в Греции сосредоточены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов, благодаря чему это место стало крупнейшим центром паломничества православных христиан. Однако, попасть на гору Афон нелегко. Мужчинам следует придерживаться свода строгих правил, а женщины, дети, и даже животные женского пола на гору и вовсе не допускаются.

Административный район Автономное монашеское государство Святой Горы в Греции. Согласно легенде, однажды во время бури к берегам Афона прибило корабль, на котором плыла Богородица.

В поселении, состоящем исключительно из мужчин, строго соблюдаются давние традиции. Уклад жизни монахов практически не изменился более чем за тысячелетие.

Пожилой монах сидит у входа в монастырь Дохиар.

Гора Афон находится на одноимённом полуострове, который, в свою очередь, входит в состав более крупного полуострова Халкидики.

Лошадь бродит по улицам Карье. Кроме женщин и детей, на острове отсутствуют особи животных женского пола.

Гору Афон также называют Святой Горой. Здесь расположены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов.

Старые сараи для лодок на берегу бухты возле монастыря Ватопед.

Улицы города Карье, административного центра Святой Горы Афон, который стал местом паломничества православных христиан.

Внутренний дворик монастыря Великая Лавра.

На улицах часто можно встретить прогуливающихся монахов и священников.

Попасть на Святую Гору Афон нелегко. Туристы должны следовать дресс-коду и соблюдать перечень правил, в том числе не курить и не включать музыку.

С горы Афон высотой 2033 метра открывается потрясающий вид на море.

Паломники и православные монахи плывут на пароме на полуостров Афон.

Знак, указывающий путь к монастырю Эсфигмен.

Молодые монахи беседуют с пожилым возле монастыря Дохиар.

Икона на стене церкви в монастыре Ватопед.

Паломники и монахи готовятся сходить с парома на берег полуострова Афон.

Прибытие паломников в Карье, откуда автобусы развозят их по монастырям на всей территории полуострова.

Старый Mercedes в живописном дворике на территории монастыря Великая Лавра.

В монастыре Эсфигмен нет центрального отопления. Зимой монахи отапливают свои кельи дровяными печами.

Плоды опунции иногда подают на обед паломникам.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

musthaveforyou.mediasole.ru

Гора Афон в Греции – место, куда не ступает нога женщины

На горе Афон, или Святой Горе, в Греции сосредоточены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов, благодаря чему это место стало крупнейшим центром паломничества православных христиан. Однако, попасть на гору Афон нелегко. Мужчинам следует придерживаться свода строгих правил, а женщины, дети, и даже животные женского пола на гору и вовсе не допускаются.

Административный район Автономное монашеское государство Святой Горы в Греции. Согласно легенде, однажды во время бури к берегам Афона прибило корабль, на котором плыла Богородица.

В поселении, состоящем исключительно из мужчин, строго соблюдаются давние традиции. Уклад жизни монахов практически не изменился более чем за тысячелетие.

Пожилой монах сидит у входа в монастырь Дохиар.

Гора Афон находится на одноимённом полуострове, который, в свою очередь, входит в состав более крупного полуострова Халкидики.

Лошадь бродит по улицам Карье. Кроме женщин и детей, на острове отсутствуют особи животных женского пола.

Гору Афон также называют Святой Горой. Здесь расположены 20 православных монастырей, в которых проживают около 2 тысяч монахов.

Старые сараи для лодок на берегу бухты возле монастыря Ватопед.

Улицы города Карье, административного центра Святой Горы Афон, который стал местом паломничества православных христиан.

Внутренний дворик монастыря Великая Лавра.

На улицах часто можно встретить прогуливающихся монахов и священников.

Попасть на Святую Гору Афон нелегко. Туристы должны следовать дресс-коду и соблюдать перечень правил, в том числе не курить и не включать музыку.

С горы Афон высотой 2033 метра открывается потрясающий вид на море.

Паломники и православные монахи плывут на пароме на полуостров Афон.

Знак, указывающий путь к монастырю Эсфигмен.

Молодые монахи беседуют с пожилым возле монастыря Дохиар.

Икона на стене церкви в монастыре Ватопед.

Паломники и монахи готовятся сходить с парома на берег полуострова Афон.

Прибытие паломников в Карье, откуда автобусы развозят их по монастырям на всей территории полуострова.

Старый Mercedes в живописном дворике на территории монастыря Великая Лавра.

В монастыре Эсфигмен нет центрального отопления. Зимой монахи отапливают свои кельи дровяными печами.

Плоды опунции иногда подают на обед паломникам.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com

Путевед.ру - Гора Афон - достопримечательности - афон

Статья в работе

✎ Дополнить статью

Среди первых русских иноков, пришедших на Афон практически тысячу лет назад, был и отрок Антипа из древнего града Любеча. В монашестве ему было дано имя Антоний. Он, пройдя на Афоне весь курс монашеских наук, вернулся на Русь и основал знаменитую Киево-Печерскую Лавру.

В тяжелое время монгольского ига связь Руси с Афоном ослабела, но не прервалась. Архимандрит Киево-Печерский Досифей в начале XIV века посетил Святую Гору и привез благословение ее инокам. В середине XIV века, когда началось возрождение духовной жизни на севере Руси, среди зачинателей было не мало вернувшихся с Афона в свое отечество русских иноков. Преподобные Лазарь и Феодосий, возвратившись с Афона, основали на острове Онежского озера Успенский монастырь. Приехал в родной Новгород, пройдя школу Афона, преподобный Арсений Коневский. Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия, после смерти собственного учителя также отправился на Афон изучать аскетическую и книжную премудрость. Вернувшись, он стал автором жития русских святых.

После Петровских реформ монахи, ищущие высокого подвижничества, стали уезжать на Афон. В 1746 году туда прибыл преподобный Паисий Величковский. Здесь он основал целую школу переводников и переписчиков святоотеческой литературы для братии.

Почти тысячу лет Россия связана с Афоном через русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Щедрые пожертвования рф и трудолюбие русских иноков сделали монастырь одним из богатейших. Ему покровительствовали византийские императоры, безошибочно видевшие в нем духовный центр, укреплявший Православие на Руси, помогали русские князья, молдавские и валахские господари. В обители был пострижен в монахи сын сербского царя Стефана святой Савва, и с данного времени сербские государи также считали своим долгом помогать монастырю.

После завоевания турками Балканского полуострова и разгрома Византийской империи российское правительство, при переговорах с Оттоманской Портой, всегда заботилось о безопасности и благополучии иноков. Русские цари, особенно Иван Грозный, щедро жертвовавший на монастырь, смотрели на него как на неодолимую духовную силу, сохранявшую Православие среди порабощенных народов Балканского полуострова, усиливавшую авторитет русского государства как защитника Православия.

В XVII-XVIII веках, во время русско-турецких войн, Россия не могла оказывать монастырю ни материальную, ни политическую помощь. Однако уже в 1830 году, после Андрианопольского мирного договора, по всей РФ начался сбор пожертвований на строительство российского монастыря на Афоне. Обитель быстро восстанавливается, возрастает и снова стает одной из богатейших на Афоне. Были построены новые здания, храмы украсились дорогим убранством и богатыми облачениями, были построены подворья монастыря в Петербурге, Москве, Одессе и Стамбуле. В 70-е годы XIX века создается Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии. Он был создан как место, куда могли бы переселиться русские иноки в случае притеснений от турецких властей. Русский Пантелеймоновский монастырь славился обилием больших красивых зданий, церквей, колоколен, напоминая небольшой портовый город. Братии в начале XX века было до двух тысяч. Монастырская ризница была одной из богатейших в мире. Вклады русских императоров и великих князей, дворянства и купечества представляли из себя драгоценные предметы искусства, созданные лучшими ювелирами.

Вскоре после революции 1917 года русский Афон потерял свое былое великолепие, сильно обеднел, потому что иссяк приток монахов, паломников и материальной помощи из России. Стали приходить в запустение некоторые здания и храмы. Число иноков не превышало двадцати человек. К тому же новый устав Афона от 1926 г. превращал обитель в ассоциацию греческих монастырей.

я вам расскажу о поломничестве на святую гору Афон. Мне по счастливому случаю довелось один год работать на святой горе Афон я с коллегами строили церковь святого Паиссия в расположение келлии святого Паиссия относящей к монастырю Ставроникити попасть на святую гору находящей в халлкидиках можно автобусом до Оронопуло стоимость 14 евро там в офисе взять разрешения (дьямутирия)на посещения горы стоимость этого документа составляет 25 евро потом покупаете билет на паром 7 евро если хотите быстро доплыть то 15 евро есть еще такси 150 евро до Даффни от туда ходят до столицы Кариес автобусы стоимость от 3-5 евро проживания в келлиях или в монастыре бесплатное питания тоже но надо учитывать монахи питаются диетическими блюдами мясо не едят так кто хочет может купить в магазине там есть колбасы мясные концервы вам ни кто не будет запрещать кушать что вы хотите ,купаться запрещено ходить в шортах запрещено,в келлиях вы можете исповедоваться старцам и получить благословения ,можете задавать любые вопросы монахам о их жизьни о истории вы много узнаете и будете удивлены о том как появляется священный огонь в Эрусалиме и очень многое интересное что вас интерисует

История Афона, как и всего полуострова Халлкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В 5 веке до н.э. к ним присоединились греки из Халлкидики Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. В первом веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, промыслительное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица. Судно, на котором она отправилась со святым апостолом Иоанном Богословом и их спутниками на остров Кипр, бурею было отнесено к Афону. Увидев эти места, Пресвятая Дева произнесла пророческие слова: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!..».В ХI веке, согласно золотой булле Константина IX Мономаха, Афону дается юридический термин - Святая Гора.По афонскому Уставу, который входит в Конституцию Греции, иноки, проживающие в монастырях Святой Горы, должны иметь греческое гражданство. В данное время во всех 20 обителях Афона насчитывается более 2000 монахов,2000 келлий и скифов которые, как и в древние времена, живой молитвой проповедуют миру Святое Православие.

Всем православным советую посетить святую гору Афон

puteved.ru


Смотрите также