Амфитеатр в греции


Амфитеатр или театр?

Если кто вдруг совсем не дружит с историей, я слегка намекну на такой факт: нет в мире другой страны, которая сотворила бы такой культ из искусства, как древняя Греция. Греки боготворили красоту человеческого тела и лица. Для их изображения они с математической точностью рассчитывали идеальные пропорции.

Показателен такой пример: скульптур Кресилай готовился ваять портрет Перикла. Последний отличался как острым умом и внешней красотой, так и благородной душой. Но… к несчастью имел череп не совсем идеальной формы. Греческая скульптура того времени не терпела ни малейших изъянов и мастер надел на Перикла шлем, чтобы скрыть этот недостаток!

Бюст Перикла, римская копия

Если изображение человека подчинялось таким скрупулезным и придирчивым расчетам, то в архитектуре и подавно греки дотошно высчитывали соотношения всех элементов. Они очень умело использовали в своих строениях правило «золотого сечения».

Когда Греция была завоевана римлянами произошло следующее. Древние римляне, хоть и были напыщенными аристократами, однако таким утонченным вкусом не обладали. По натуре это были скорее «солдафоны». Искусство Греции пленило их. Кто-то когда-то сказал: победители сдались на милость побежденным, ну или как-то так. Имеется в виду, что римские мастера выглядели по сравнению с греческими как ученики, старательно копирующие произведения учителя.

Обращали вы когда-нибудь внимание на то, что практически все самые знаменитые античные скульптуры – это римские копии греческих оригиналов? Я полагаю, что это просто счастье. Потому, что произведения искусства древней Греции сохранились очень плохо, катастрофически плохо. И мы имеем хотя бы копии прославленных работ.

Вы же не надеетесь, что я попытаюсь охватить все сферы этой темы, которой посвящены многотомные труды? Я и сама понимаю всю легковесность своих рассуждений. Но хочется мне ещё немного поговорить вот о чём: амфитеатры.

Театры и амфитеатры

Вы уже догадались? Площадки для массовых зрелищных представлений под открытым небом придумали тоже греки. Все свои религиозные праздники, все ритуальные события, все состязания типа Олимпийских и Пифийских Игр греки сопровождали театральными спектаклями. Да что там спектакли! Они устраивали соревнования не только музыкантов и поэтов, но даже философов. Для всех этих мероприятий они и возводили свои театры.

Руины театра в древнегреческом городе Дельфы

Конструкция была стандартной. Выбиралось место с естественной возвышенностью, у подножия холма располагалась сцена – орхестра, а на склонах устраивались зрительские места в виде длинных рядов, полукругом обхватывающих сцену.

По-другому поступили римляне. В этом деле тоже проявился их более грубый вкус. Если греки тяготели к представлениям трагедий и комедий, то римляне всех сословий обожали наблюдать жестокие битвы гладиаторов и зверей. Недостатка в зрителях не было. Как и недостатка в дешевой рабочей рабской силе.

Поэтому древние римляне начали возводить сооружения гораздо большей вместимости. Они как бы соединили вокруг сцены два полу-круга, получив тем самым амфитеатр (дословно: двойной театр). Не стали римляне мелочиться и на экономии при возведении искусственного уклона, их амфитеатры, безусловно, представляют уже куда как более сложные инженерные конструкции.

Амфитеатры сегодня

Это поразительно и удивительно, но список сохранившихся до наших дней строений весьма внушителен. Некоторые, правда, находятся в состоянии, которое можно охарактеризовать не иначе как «благородные руины». Но мне, кстати, и они дороги, да что там – бесценны. Но есть и такие, которые сохранили всё своё величие и функциональные свойства. В них периодически устраиваются самые представительные концерты и фестивали.

Не претендуя на максимально полный охват, я сейчас коротко перечислю те замечательные амфитеатры (на самом деле и театры тоже, но я применяю распространенный и не совсем точный термин — амфитеатры), о которых читала и даже видела собственными глазами!

  • Самый-самый: амфитеатр Флавиев в Риме. Мы все его знаем как Колизей. Был у меня приятель-итальянец, он как-то сказал мне, что живёт в частном особняке, построенном в 15 веке. Своё недоверие к сказанному я, вероятно, скрывала очень плохо. А итальянец по-своему удивляется: ты же знаешь, что Колизей стоит уже 2000 лет, так почему мой дом не может простоять 500?!
Фотография в стиле»Я и Колизей»:)
  • В болгарском Пловдиве, видела хорошо сохранившийся амфитеатр, в нем регулярно бывают концерты (я в такой день –увы! – не попала!)
Прекрасно сохранившийся амфитеатр в Пловдиве
  • Моё особое воспоминание: турецкий городок Памукале. Место потрясающее. Кроме уникальной природной достопримечательности (о ней – в другой теме), я в полной мере наслаждалась там зрелищем руин античного Хиераполиса. И само собой разумеется – амфитеатра. Он в достаточно хорошем состоянии, там тоже бывают концерты, но мы тоже на них не попали… Зато мы пошли туда ночью, перелезли через ограждение, пробрались на сцену… Это фантастические ощущения…
Руины античного ХиераполисаНочью, на сцене амфитеатра

 

  • Наверно, самое пышное место, где проходят самые престижные мероприятия – это Арена ди Верона. Находится, как вы можете догадаться, в итальянском городе Верона . Увы, поездка туда у меня сорвалась самым неблагоприятным образом. Пока я там не побывала, но видео-ролики оттуда достойны самого восхищенного внимания.

Ну вот, пока всё. Взбудоражила сама себя этими воспоминаниями. Пожалуй, пора в новое путешествие, новое культурное исследование!

Это тоже интересно

pozitaura.ru

Самые большие амфитеатры мира

15.09.2017

Сегодня ценители античности могут посетить около 200 амфитеатров - величественных сооружений, которые своим могуществом и грациозностью «украшают» многие уголки Земного шара. Созданные римлянами амфитеатры были местом массовых сборищ и развлечений: состязаний, представлений, гладиаторских боев и торжеств. 

 

Многовековые разрушения вулканов, землетрясений и войн пагубно влияли на эти великие архитектурные памятники. Однако «дожившие» до наших дней великие римские творения, до сих пор, таят в себе дух давно ушедшей и такой далекой эпохи. Сегодня читатель сможет ознакомиться с «десяткой» амфитеатров - одних их самых красивых и грандиозных творений человека. 

 

Помпей (Италия)

 

Создано величественное сооружение было в 80 году до начала нашей эры. В те времена длина стадиона составляла 135 метров, а ширина – 104 метра. Сегодня Помпей считается одним из самых древних итальянских амфитеатров, созданных исключительно из камня. 

 

Величественные лестницы начинались с самого верхнего яруса, таким образом, к первым местам зрителю нужно было спускаться. Также они предназначались для входа гладиаторов, которые демонстрировали невероятные бои на арене, каждый из которых заканчивался смертью одного из участников. 

 

В самом центре арены была достаточно узкая и низкая дверь, которая использовалась для вывоза погибшего воина. Отличительной особенностью Помпея было отсутствие подземных лабиринтов и помещений. 

 

С внешней стороны стены украшались плакатами, на которых записывались имена гладиаторов и итоговый результат прошедшего боя. Вокруг стадиона находились закусочные и таверны, в которых зрители могли подкрепиться в перерывах между боями и казнями. 

 

Колизей, Рим (Италия)

 

Колизей – невероятно грандиозное творение Римской империи, аналогов которого нет и не было, за всю историю существования человечества. Это самый большой амфитеатр, который не перестает будоражить кровь туристов своим величием и могуществом.

 

Первый гладиаторский бой на его арене был проведен в 80 году. В античные времена Колизей являлся центром развлечений римской публики, поэтому даже размещению мест для зрителей уделялось особое внимание. Каждый ряд соответствовал социальному статусу горожан – места возле арены предназначались для богатых и знатных особ, а самые отдаленные – для бедняков. 

 

Около 50 000 человек ежедневно могли наслаждаться атмосферой гладиаторских боев, представлений, травли зверей и казней. Под ареной располагались хранилища, предназначенные для оружия, декораций, клеток, в которых находились животные и пр. Сегодня Колизей восхищает, удивляет и наполняет своей могущественной многовековой атмосферой, которая навсегда останется в сердце каждого гостя, посетившего это величественное место. 

 

Пула (Хорватия)

На хорватских землях в Пуле находится один из красивейших и величественный амфитеатров, который создан в начале I века нашей эры римским императором Августом. 

 

Когда-то это грандиозное сооружение могло вместить в себе около 23 000 человек, желающих посмотреть гладиаторские бои, охоту на диких зверей, состязания и представления.

 

Конструкция амфитеатра напоминает эллипс, состоящий из множества осей, размер которых составлял 132 х 105 метров. С внешней стороны сорока пяти метрового яруса находятся два аркадных яруса, каждый из которых состоит из 72 арок. На верхнем уровне находится 64 отверстия прямоугольной формы. 

 

По территории амфитеатра равномерно расположены 4 башни, во внутреннем пространстве которых находятся лестницы, предназначенные для зрителей. Сама эллиптическая арена имеет размеры 42 х 68 метра, по окружности которой находится ров и железные прочные решетки, мешающие зрителю попасть на арену. Внутри сооружения действовали несколько ходов, два из которых главные, а также тоннель, расположенный под землей. 

 

Эфес, п-ов Малая Азия (Турция)

 

В древнем турецком городе Эфес находится одна из мировых достопримечательностей – руины амфитеатра, который был создан древними римлянами. Сегодня останки могущественного сооружения являются архитектурной памяткой, увидев которую непроизвольно переносишься во времена античности. 

 

«Подарил жизнь» амфитеатру император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. В тот период он являлся одним из самых выдающихся и популярных театров, который мог принять около 25 000 человек. Самый высокий ярус с местами, а их было три, находился на тридцатиметровой высоте. Его ширина составляла 50 метров.

 

Эстетику арены дополняли высокие величественные колонны, барельефы и статуи. Однако амфитеатр прославился не только своими спектаклями и гладиаторскими боями, но, а также тем, что был местом столкновения язычников и сторонников христианства, которое только зарождалось. Сегодня каждый желающий может увидеть его красоту и насладиться изяществом великого сооружения. 

 

Театр Герода Аттика (Иродион), Греция

 

В одном из красивейших мест Афин, недалеко от Акрополя, в 161 году нашей эры «выросло» величественное сооружение – амфитеатр Герода Аттика, которое являлось «детищем» Герода Аттического. Ежедневно он мог вмещать в себе около 5 000 человек. 

 

Сегодня театр «олицетворяет» римский стиль, несмотря на то, что находится на территории Греции. Когда-то большую часть амфитеатра занимали места, предназначенные для зрителей. Также существовала закулисная зона, которая состояла из пары флигелей, расположенных по бокам, и основного здания. 

 

В те времена ее стены были оформлены лучшим мрамором и множеством утонченных статуй. Также эстетику здания дополнили полуциркульные арочные ниши, придающие ему невероятной элегантности и шарма. 

 

Над зрительным залом когда-то находилась огромная пятидесяти метровая крыша, аналогов которой не было во времена античности. Внутри сооружения было тридцать два ряда с сидениями, которые создавали форму «полумесяца».

 

Таормина, Сицилия (Италия)

 

На итальянских землях в одном из красочных городов Сицилии в Таормине находится архитектурное творение, созданное руками древнегреческих мастеров предположительно в 3000 году до начала нашей эры – амфитеатр Таормина. Это величественное сооружение выполнено из кирпича и имеет ширину 120 метров.

 

В былые времена в нем могло поместиться около 10 000 зрителей. Их места были направлены в сторону  грандиозной сцены, позади которой открывался невероятно красивый вид на Ионическое море. Большая часть зрительских мест до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Также перед вековыми разрушениями не смогли устоять декорации, которые использовались во время представлений.

 

Амфитеатр когда-то был украшен коринфским орнаментом и величественными колоннами. Также рядом с ним гордо возвышаются к небу руины древнегреческого храма. В свое время Таормина была местом проведения гладиаторских боев, которые с восхищением и азартом лицезрели горожане. 

 

Дельфы, Греция

 

Истинный великий архитектурный памятник, который впечатляет своей масштабностью, находится в Греции на территории города Дельфы и это – Дельфийский амфитеатр. Огромное сооружение предназначалось для 5000 зрителей, которые сидя на каменных сидениях с восторгом наблюдали за происходящим на сцене.

 

Сооружение было местом проведения разных творческих соревнований, праздников, тематических вечеров. Именно здесь перед многотысячной публикой игрались первые трагические и комедийные театральные сюжеты, а также проводились городские собрания, на которых греческие знаменитые ораторы произносили свои речи.

 

Дельфийский амфитеатр смог «дожить» до наших дней не утратив красоту и целостность своих декоративных элементов, сцены и зрительских сидений, несмотря на то, что возведен он был еще 2 500 лет тому назад. Особого внимания требует акустика, превзойти которую не смог даже всемирно известный римский Колизей. 

 

Картахена, Испания

 

Картахена – небольшой испанский городок, на землях которого находится множество исторических достопримечательностей, однако самой величественной из них является амфитеатр. Могущественное сооружение было создано римлянами, предположительно в III веке до начала нашей эры. 

 

Зрительское помещение с 6000 сидений и разделенное на три секции, находится непосредственно в скальной породе. Скала выступала в качестве защиты зрителей от осадков, которые, несмотря на непогоду, могли продолжать наслаждаться представлением. Каждая зрительская зона также делилась на «лучевые» секторы, по бокам которых располагались лестницы.

 

Сцена античного сооружения имела протяженность 43.6 метров. Ее эстетика была невероятно красивой и грациозной. На заднем плане находились три глубокие полукруглые ниши, а также два ряда величественных колонн, выполненных с изысканным основанием из розового травертина и мраморными капителями. Позади сцены находится красочный сад и крытая двойная галерея.

 

Арль, Франция

 

Амфитеатр в Арле – величественное и могущественное сооружение, при виде которого от восторга и восхищения будоражит кровь. Это архитектурное творение, «внешность» которого достаточно схожа с всемирно известным Колизеем, было создано предположительно в I столетии римлянами. 

 

В былые времена длина театра составляла 136 метров, ширина – 107 метров, а высота – 20 метров. В своих стенах он ежедневно мог вмещать около 25 000 человек. Невероятная конструкция древнего сооружения состояла из 60 арок, 4 из которых были пятиметровыми и использовались в качестве главных входов. 

 

Внутри театра находилось 34 яруса со зрительскими сидениями. На арене проводились многочисленные гладиаторские бои, схватки с дикими животными, представления и, конечно же, казни. В XIX веке была проведена реставрация римского амфитеатра, который сегодня является не только туристическим местом в Арле, но, а также ареной проведения коррид и оперных постановок.

 

Верона, Италия

 

Арена ди Верона – римский амфитеатр, который, несмотря на многовековые «истязания», смог предстать пред современниками во всей своей античной красе и могущественности. Предположительно в 30 году было закончено возведение колоссального сооружения, которое предназначалось для проведения боев гладиаторов и различных представлений. 

 

Конструкция амфитеатра состояла из эллиптических колец: внутренних и внешних. «Внешность» сооружения была облицована розовым и белоснежным известняком, что придавало ему невероятной красоты и античной роскоши. Фасад был создан из гальки, идеально ровного камня, цемента и дробленого кирпича. 

 

Театральная кавея смогла «дожить» до наших дней в своем первозданном виде. Когда-то это грандиозное сооружение с 44 ярусами вмещало в своих стенах около 30 000 человек. Арена ди Верона – сочетание римского и греческого стилей.

 

chrontime.com

Древний Эпидавр и его знаменитый амфитеатр: holy_mozart

На берегу залива Сароникос, лежит один из древнейших греческих городов и портов Эпидавр, основанный более четырех тысяч лет назад, чей театр в свое время считался одним из семи чудес света.

В античные времена его влияние было столь велико, что весь Арголидский полуостров носил имя Эпидаврия, а одноименные поселения появлялись практически везде, где обосновывались греческие колонисты.

Хотя до наших дней дошли лишь руины, они интенсивно раскапываются и уже успели стать одним из самых известных археологических участков страны. 01. Вход на территорию, конечно же, платный. Даже турникеты установлены, но пока не работают. Возможно, их включают, когда поток туристов намного больше.

02. В древнем мире Эпидавр ассоциировался с богом врачевания Асклепионом, который по преданию родился здесь, поэтому в Эпидавре находился специальный храм, где лечили людей и собирали медицинские знания.

03. Сюда съезжались тысячи паломников с просьбами об исцелении.

04. Процесс лечения был пропитан всякими мистическими явлениями. Например, в этом месте, которое называется Абатон, пациентов оставляли на ночь, где им являлся сам бог исцеления и прописывал курс лечения.

05. Абатон в миниатюре.

06.

07. А это место называется Толос, внутри него находится подземный лабиринт, назначение которого до сих пор неизвестно. Возможно, посредством темного лабиринта жрецы также воздействовали на больных людей.

08.

09. Приезжающие в Эпидавр оставляли в городе немалые деньги, поэтому неудивительно, что в 4 и 3 веках до н.э. жители города затеяли обширную строительную программу.

10. На большей части святилища Асклепия идут археологические раскопки.

11. Стадион был построен в 5 – 4 веке до н.э.. В отличие от других стадионов этой эпохи (Олимпия, Немея), он имел каменные сидения.

12. Хотя здесь и не происходили «Всегреческие игры», здесь проводились другие состязанияв честь Асклепия – через девять дней, после завершения Истмийских игр.

13. Спелые оливки! Но просто есть с дерева их нельзя, они очень горькие.

14. Самой главной достопримечательностью Эпидавра является амфитеатр.

15. Театр Эпидавра - это лучше всего сохранившийся античный театр в Греции, 3-4 века до нашей эры.

16. Его строительство было связано с процессом терапии, и, следовательно, связано с культом Асклепия.Считалось, что театральные представления, развлекающие посетителей святилища, ускоряли процесс их лечения.

17. Театр известен своей совершенной акустикой, вмещает более 14 000 зрителей.

18. Приятно прикоснуться к этим нагретым на солнце камням.

19.

20.

21.

22. Театр имеет в диаметре 114 метров и разделялся на секторы каменными лестницами. Сохранилась сцена (орхестра), диаметром 20 метров.

23. Вокруг сцены расположены 55 рядов для зрителей: 21 ряд с местами для обычных людей и 34 нижних ряда для священников и правителей.

24.

25. Здесь до сих пор, в июле каждого года идут современные музыкальные постановки в рамках Афинского летнего фестиваля.

26. Как вы думаете что это? Это обыкновенная смета: сколько денег потрачено, сколько рабочих задействовано, сроки и все такое.

Автопробег по Греции, день 5.

Организатор поездки компания DenizTravel и сообщество fusion_travel. Наша цель - проложить автомаршрут по Греции, который, жаждущие приключений люди, смогут пережить на себе.

Предыдущие фото-репортажи:Список самых интересных постов журнала

holy-mozart.livejournal.com

Рабов уже подвезли? Действующие древние амфитеатры и арены

Они возводились более полутора тысяч лет назад для проведения зрелищных гладиаторских боев, публичных казней и прочих массовых мероприятий. Античные амфитеатры сегодня считаются одними из самых удивительных исторических достопримечательностей, которые способны поразить и своими масштабами, и красотой оформления. Посещение амфитеатра для древних греков и римлян было одной из важнейших составляющих культурной жизни, многие величественные некогда арены с годами оказались забыты людьми. У современных путешественников есть уникальная возможность, они могут посетить древнейшие арены мира, которые были восстановлены талантливыми архитекторами и теперь используются для проведения культурных мероприятий. На сценах, где тысячи лет назад проводились кровавые бои и состязания, сегодня проводят театральные представления, концерты и интереснейшие фестивали.

Колизей, Италия

Самым известным в мире памятником архитектуры Древнего Рима является величественный Колизей – самый большой амфитеатр античного мира, который продолжают использовать для проведения масштабных мероприятий и в настоящее время. Строительство амфитеатра началось в 72-м году н.э., всего за восемь лет удалось построить огромное сооружение, способное разместить до 50 000 зрителей. Высота его стен составляет 48,5 метров, а длина продольной оси эллиптического сооружения достигает 188 метров.

На протяжении многих лет амфитеатр использовался для проведения самых зрелищных и порой невероятно жестоких мероприятий. Здесь проводили последние минуты своей жизни преступники, приговоренные к смертной казни, амфитеатр использовался для проведения гладиаторских боев, а позднее для публичной казни первых приверженцев христианского вероисповедания. Уже почти 2000 лет Колизей остается неизменным символом Рима, в 2007 году он был признан одним из семи Новых чудес света. До недавних пор уникальная античная достопримечательность была доступна туристам для свободного посещения, но после последней реконструкции Колизей находится под охраной государства и посетить его можно лишь в рамках организованных экскурсий. Еще один прекрасный способ почувствовать себя частью античного мира – посетить один из концертов или представленный, проходящих на древней арене. Особенно прекрасна античная достопримечательность в вечернее время, когда ее украшает тщательно сформированная иллюминация. Далее - Амфитеатр в Таормине Использование этого авторского материала сайта приветствуется. Ссылка на www.orangesmile.com - обязательна.

Амфитеатр в Таормине, Италия

У итальянского городка Таормина тоже есть свой уникальный античный символ – прекрасный амфитеатр, который напоминает о культуре и традициях былых времен. По данным исследователей, строительство театра проходило во 2 веке до н.э., для возведения арены местным жителям пришлось проделать колоссальную работу. Они выровняли огромную гору, переместив для этого более 100 000 кубометров известняка. Открыть полностью

Амфитеатр в Мериде, Испания

Путешественникам, которые побывают в испанском городе Мерида, тоже представится возможность увидеть одну из самых прекрасных античных достопримечательностей. Местный амфитеатр считается классическим примером памятника древнеримской архитектуры. Главной особенностью его конструкции является наличие трех секций, на которых зрители располагались согласно социальному статусу. Открыть полностью

Амфитеатр в Оранже, Франция

Главным историческим символом французского города Оранж является античный театр, который отличается особенным изысканным оформлением. Он был построен в первом веке н.э., в эпоху правления императора Августина, в запустение величественная арена пришла уже в 391-м году. Амфитеатр был закрыт по указу Церкви и оставался в запустении вплоть до 19 века. После полной реконструкции арена вновь стала использоваться для проведения крупных культурных мероприятий, в летний период в амфитеатре проходит традиционный Фестиваль оперы. Открыть полностью

Одеон Герода Аттика, Греция

На южном склоне Акрополя находится его важнейшая античная достопримечательность – одеон Герода Аттика. Свое название древний театр получил в честь основателя, Герода Аттического – выдающегося политического и общественного деятеля. История строительства театра очень романтична, великий греческий оратор построил его в память своей усопшей жены Региллы. Невероятно красивая супруга умерла совсем молодой, Герод сильно переживал утрату и целый год не покидал стены своего дома. Открыть полностью

Арена ди Верона, Италия

У романтичной Вероны тоже есть свой неповторимый античный символ – древнеримский амфитеатр, известный широкой общественности под названием Арена ди Верона. Помимо огромной исторической ценности театр имеет и культурное значение, которое сложно переоценить. Его уникальные акустические свойства позволяют ставить феерические театральные и оперные представления, которые ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Открыть полностью

Амфитеатр Пулы, Хорватия

В Хорватии самый известный и хорошо сохранившийся амфитеатр следует искать в Пуле. Строительство античного памятника длилось более сорока лет и было завершено в 68 году н.э., сегодня он является постоянным местом проведения театральных представленный, военных торжественных мероприятий, общественных собраний и феерических концертов. Античный памятник прекрасно сохранился до наших дней, в нем чудом уцелели и все три римских ордена и четыре башни, по масштабам амфитеатр Пулы занимает шестое место в мире. Открыть полностью

Амфитеатр в Ниме, Франция

Один из самых крупных амфитеатров планеты находится во французском городе Ним, его роскошный наружный фасад украшает 120 арок. Длина эллиптической площади театра составляет 133 метра, а ширина 101 метр соответственно, в античном театре единовременно может разместиться до 24 000 зрителей. Уникальная историческая достопримечательность хорошо знакома тем, кто регулярно посещает проходящие в Ниме кинофестивали и музыкальные мероприятия, самые значимые культурные действа проходят именно на древней арене. Открыть полностью

Амфитеатр Куриона, Кипр

Один из самых красивых и интересных для посещения амфитеатров находится в Курионе, он поразит путешественников своим величественным внешним видом, красотой сохранившихся античных мозаик и роскошным панорамным видом, который открывается со зрительских мест. Античная достопримечательность пользуется огромной популярностью у путешественников, специально для которых часть территории амфитеатра была укрыта галереями, препятствующими проникновению лучей жаркого солнца. Открыть полностью

Амфитеатр Аспендоса, Турция

Многообразием прекрасных античных амфитеатров славится Турция, но лишь единицы из них сегодня используются для проведения культурных мероприятий. Один из таких удивительных древних театров находится в городе Аспендос. Вместе с сохранившимся акведуком амфитеатр является главной исторической достопримечательностью древнего города, со старинными постройками связывают немало красивых легенд. По одной из них, два талантливых архитектора мечтали взять в жены дочь царя, которая славилась неземной красотой. Открыть полностью

Амфитеатр в Босре, Сирия

Главным историческим символом сирийского города Босра тоже является античный амфитеатр, который был построен во 2 веке н.э. Рассчитанный на 15 000 зрителей древний амфитеатр строился из черного базальта – самого распространенного для этих мест строительного материала. Античная арена, как и многие другие аналогичные ей сооружения, отличается уникальной акустикой. Несмотря на свое величие, уже через 200 лет после завершения строительства амфитеатр начал утрачивать свое первостепенное значение. Открыть полностью

Амфитеатр в Арле, Франция

В Арле находится огромный и невероятно красивый античный амфитеатр. Он был построен в 90 году н.э. и отличается внушительными размерами, изначально театр был рассчитан на 20 000 зрителей. Таким большим амфитеатр построили не случайно, он использовался для проведения масштабных сражений, а также гонок на колесницах. Сейчас в летний период полностью отреставрированную арену используют для проведения корриды, различных концертов и театральных представлений. Открыть полностью

Амфитеатр Кесарии, Израиль

В Израиле действующий амфитеатр есть в городе Кесария. История древнего города непроста, за сотни лен он неоднократно разрушался завоевателями, не пощадила город и морская стихия – часть его территории была полностью затоплена. Главным свидетелем ряда важных исторических событий был древнеримский амфитеатр, который археологам удалось обнаружить в 20-х годах прошлого столетия. Открыть полностью

Амфитеатр Аммана, Иордания

В начале 2 века н.э. на территории современного Аммана располагалась одна из новых провинций Древнего Рима – Каменистая Аравия. Современный Амман в те времена носил имя Филадельфия и был столицей этой провинции, не удивительно, что именно здесь был построен один из самых величественных амфитеатров. Его чаша была высечена прямо в скале, уникальная античная постройка отлично сохранилась до наших дней и сегодня активно используется для проведения музыкальных и театральных представлений. Открыть полностью

Амфитеатр в Эпидавре, Греция

В Греции один из самых интересных для посещения амфитеатров находится в Эпидавре, он был построен в 4 веке до н.э. и спроектирован Поликлетом Младшим. Древний театр в Эпидавре является не только одним из самых старых, сохранившихся до наших дней, но и одним из самых крупных, изначально он был рассчитан на 15 000 зрителей. История строительства театра очень интересна, он был построен вовсе не для проведения кровавых сражений и казней. Открыть полностью

Действующие древние амфитеатры и арены - интерактивная карта

www.orangesmile.com

» Десять древних амфитеатров Это интересно!

Во времена Древнего Греции и Рима актёрское мастерство ценилось очень высоко. Об этом свидетельствуют многочисленные амфитеатры, которые сохранились и до наших дней. Многие из них до сих пор способны привлечь и удивить своих посетителей.

(10 фото)

1. В турецком городе Сида, расположенного возле Анталии, находится один из древних амфитеатров, рассчитанный на пятнадцать тысяч человек. Он был основан в седьмом веке до нашей эры греческими колонистами.

2. Борса — один из самых древних городов нашего мира. Первые упоминания о нём относятся к XIV веку до нашего века. Здесь также можно увидеть остатки огромного амфитеатра. Несколько веков назад одновременно здесь могли наслаждаться представлением пятнадцать тысяч зрителей.

3. Общегреческие Пифийские игры и многочисленные греческие мифы тесно связаны с древним городом Дельфы, расположенным на территории этой страны. Поэтому совсем неудивительно, что здесь тоже был амфитеатр. Сейчас он находится в весьма плачевном состоянии, но ранее в нём собирались для просмотра представлений не менее пяти тысяч человек.

4. Аманн, столица Иордания, ранее носил название Филадельфия. Во времена правления Антонина Пия здесь был отстроен амфитеатр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

5. Постройка амфитеатра на сицилийском полуострове в городе Таормин во втором веке до нашей эры заняла у греков ни один год. Большая часть времени потребовалась для того, чтобы выровнять неровный горный склон с помощью известняка. Во времена правления римлян здесь регулярно устраивались гладиаторские поединки. Но и в наши времена сцена амфитеатра не пустует. Здесь регулярно проводятся различные культурные мероприятия, в частности Международный фестиваль искусств «Taormina Arte».

6. В городе Мерида (Испания) находится амфитеатр, возведённый в классическом архитектурном стиле во времена древнего Рима и рассчитанный на шесть тысяч зрителей. Здесь до сих пор проходят многочисленные спектакли и красочные фестивали.

7. В юго-восточном направлении от Акрополя в Афинах находится амфитеатр, построенный в честь бога Диониса в пятом веке до нашей эры. Его отличительной особенностью от других аналогичных сооружений является материал, из которого он был возведён, — древесина.

8. Можно увидеть руины амфитеатра и на территории современной Франции в городе Оранж. Согласно историческим данным он был возведён в первом веке нашей эры, но в связи с распространением христианства показ представлений здесь прекратился. Случилось это приблизительно в 391 году.

9. Одной из главных достопримечательностей древнегреческого города Эпидавр считается амфитеатр для двадцати тысяч человек, построенный здесь в четвёртом веке до нашей эры. Здесь можно наблюдать весьма интересный акустический эффект – сказанное шёпотом на сцене слово можно легко услышать в любой точке амфитеатра.

10. На южном склоне Акрополя находятся остатки амфитеатра, возведённого в 161 году на честь покойной супруги Герода Аттического. Постройка хорошо сохранилась до наших дней и до сих пор служит местом проведения различных костюмированных представлений и концертов.

daypic.ru

Зрелищные сооружения Римской империи | Архитектура Древнего Рима

Глава «Зрелищные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Театры. Театр Марцелла. Театр в Остии. Театр в Араузио. Театр в Аспенде. Арена в Лютеции. Одеоны. Амфитеатры. Амфитеатр в Вероне. Амфитеатр в Поле. Колизей. Амфитеатр в Путеолах. Амфитеатр Немауза. Амфитеатр в Арелате. Циркус Максимус. Цирк Максенция.

Особого размаха строительство зрелищных сооружений достигло в период империи. Не жалея средств на пышные зрелища, императоры тем самым, с одной стороны, укрепляли свое положение, привлекая к себе симпатии толпы, с другой — отвлекали массы от сложных проблем внутренней жизни государства. Лозунг «Хлеба и зрелищ» успешно проводился и во внешней политике Рима. Основывая колонии в провинциях, римляне всюду строили наряду с храмами, форумами и термами амфитеатры и театры. Эти последние сыграли важную роль в романизации провинций, особенно западных — Галлии и Британии. Не случайно в первые века империи в провинциях строилось больше зрелищных сооружений, чем в Италии.

В зависимости от характера представлений существовали разные зрелищные сооружения — театры, одеоны, амфитеатры и цирки. В основных чертах их типы сложились при республике, но полного расцвета достигли в императорскую эпоху.

Театры. Наибольший интерес к театральным представлениям в Италии проявлялся во 2-й половине I в. до н. э. при Августе и позже при Домициане, когда были построены многие театры. Все они сооружались на субструкциях, хотя большинство из них в разной степени использовало также склон холма для передачи на него давления театрона. В этих театрах главным фасадом была наружная стена сцены. В театрах, выстроенных на равнине, главным иногда являлся полукруглый фасад здания. К театрам этого времени редко пристраивались криптопортики, поэтому их функции крытых фойе перешли к галереям, обходившим снаружи полукружие театра и перекрытых цилиндрическими сводами. В прислоненных к холму театрах эти галереи частично открывались аркадами (на боковых сторонах, не соприкасающихся с холмом), а частично переходили в сводчатый коридор, ограниченный извне подпорной стеной холма. Публика попадала из одного яруса в другой посредством лестниц между субструкциями, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал. Внутри театр обычно состоял из. трех ярусов мраморных ступеней, каждый из которых поднимался круче предыдущего. Театрон старались располагать на северной стороне холма, что создавало естественную затененность мест зрителей. Поверху проходила галерея, соединявшая театр со сценой. Зрительный зал затенялся также веларием — огромным ярким тентом на канатах, веером расходящихся от полукольца над орхестрой. Полукольцо и внешние концы канатов привязывались к стойкам, укрепленным с помощью консолей по верху стен здания (рис. 112).

112. Схема устройства велария
113. Театры, включающие храмик: 1 — современный вид портика храмика Лептис Магны; 2 — план храмика театра Лептис Магны; 3 — план театра во Вьенне (Галлия)

В некоторых театрах — в Кассино, Сепино, на вилле Адриана (Италия) во Вьенне в Галлии, Лептис Магне в Северной Африке (рис. 113) — на верхнем ярусе по центральной оси здания располагался храмик, иногда выступавший за линию фасада. Другие театры (в Остии, Августе Тавринов, Либурно) кроме обычных входов по бокам от сцены имели третий вход, прорезавший театрон по центральной оси. Еще одной особенностью театральных зданий были бассейны орхестры, обнаруженные в Большом театре Помпей (3,9 X 5,9 м, глубиной 1,65 м), в театрах в Корольо (рис. 114), на Позилиппо, во Вьенне и др. Они предназначались как для мимических представлений в воде (миф о Геро и Леандре и др.), так и для разбрызгивания благовоний.

114. Театры с бассейном на орхестре: 1 - план театра в Корольо, I в. н.э.; 2 - орхестра Большого театра в Помпеях, I в. до н.э. - I в. н.э.
115. Помпеи. Большой театр. Три стадии развития сцены

Сцена — наиболее подвергавшийся изменениям элемент римского театра. Это узкое здание (или стена) с квадратными пристройками по концам, внутри которых имелись комнаты актеров и кладовые для реквизита. Примыкавшие к концам сценического здания галереи обходов и места над входами объединяли сцену с театроном. Расчлененный несколькими рядами ниш и колонн внутренний фасад сцены образовывал фон для действия, которое разыгрывалось на приподнятой площадке перед ней. Сцену скрывал занавес, опускавшийся к началу представления в специальное углубление перед рампой. Деревянная крыша на консолях над сценической площадкой, наклоненная к стене, отводила осадки посредством сквозных желобов в ее толще, выходивших на фасад. Полагают, что вначале сцены имели прямоугольные в плане очертания и что такими были до перестройки сцена театра в Остии и первая из трех сцен Большого театра Помпей (рис. 115). Затем плоскость внутренней стены сцены стала члениться нишами, из которых полукруглая центральная все больше выделялась, расширяясь и выдвигаясь вперед, фланкируемая прямоугольными нишами меньших размеров.

В глубине центральной ниши помещалась статуя императора. Сцены этого рода с сильным выделением центра были распространены в Италии (театры Вероны, Игувиума, совр. Губбио, Ференто и др.) и во всей западной части римского мира — от северной Африки до Британии.

Сцены продолжали перестраиваться и после сокращения во II в. н.э. строительства театров, делаясь все более нарядными, украшенными цветным мрамором и росписями. Статуи и вазы заполняли ниши. Лучковые фронтоны одних ниш чередовались с треугольными и разорванными фронтонами других, создавая пластически насыщенный фон театрального действия.

116. Рим. Театр Марцелла, II в. до н.э. Современный вид. Ордера. План

В Риме из построенных при империи театров сохранились лишь остатки театра Марцелла (II в. до н.э.) — 16 арок фасада на высоту двух этажей (рис. 116). Это был второй по величине театр города. Он имел диаметр 130 м, сцену длиной около 90 м и вмещал 11 тыс. зрителей. Расположенный на ровном участке Марсова поля театр был целиком построен на субструкциях, опиравшихся на бетонные фундаменты толщиной 6,35 м, почва под которыми была укреплена сваями. Несохранившаяся сцена с полукруглыми боковыми пристройками выходила на Тибр. Внутри театра, напротив орхестры, имелось отделанное стуком помещение, считающееся часовней богини Карменты. Свободные пространства между субструкциями использовались как склады и магазины.

К городу театр был обращен своим полукруглым объемом, окруженным тремя ярусами арочных галерей, обрамленных полуколоннами: дорическими внизу, ионическими и коринфскими в следующих ярусах. Эта схема расположения ордеров на криволинейном фасаде, установившаяся здесь впервые, была затем принята во всех зрелищных сооружениях. В этом раннем сооружении ордер еще доминировал в архитектурной композиции, так как пролеты арок были относительно узки (их высота в 2,5 раза превосходила ширину) и строй близко поставленных полуколонн (с расстоянием осей в четыре диаметра) преобладал на фасаде. Дорические полуколонны не имели здесь пьедесталов, а пьедесталы ионического ордера были лишены не видных снизу профилей. Стволы колонн — гладкие, из травертина, что стало характерным в последующих зданиях этого рода. По своим пропорциям и ясно прорисованным деталям полуколонны театра Марцелла еще близки к каноническим образцам и являлись классическими римскими вариантами ордеров. Узкие арки и вертикали тесно поставленных полуколонн сообщали стройность массивному полукружию, а расположение квадров травертиновой облицовки, последовательно уменьшающихся по высоте в каждом ярусе, зрительно создавало иллюзию большей, чем в действительности, высоты здания.

117. Остия. Театр, I—II вв. н.э. Субструкции, современный вид портика перед театром, план

С театром Марцелла во многом сходен построенной одновременно и расширенный во II в. небольшой кирпичный театр в Остии (рис. 117), вмещавший 2700 зрителей. Он тоже целиком опирался на субструкции, имел обращенную к Тибру сцену и полукруглый главный фасад, выходящий на декуманус. В местах, где круглящийся фасад отступал от фронта улицы, линию декумануса закрепляли два полукруглых фонтана по бокам театра. Фасад из 23 осей аркад членился двумя ярусами ионических пилястр и рядом окон наверху. Между субструкциями помещались 4 лестницы, 16 лавок торговцев и 3 входа — центральный и два боковых. Снаружи к сцене примыкала площадь (115X80 м), образованная двойным портиком, вымощенным прекрасными мозаиками с изображением кораблей, дельфинов и т.п. Здесь размещались представительства 63 иностранных городов, торговавших с Римом. Эта окаймленная пиниями площадь с храмом Цереры в центре и статуями именитых граждан совмещала функции форума, недостававшего старому центру города-порта, и театрального фойе.

118. Араузио (Оранж, Галлия, Театр, I в. н.э. Вид на сцену, внешний вид, план

Среди врезанных в холм театров, главным фасадом которых является наружная стена сцены, лучше других сохранился театр в Араузио (совр. Оранже, Галлия, рис. 118). При диаметре 103 м он вмещал 6 тыс. зрителей. Не отличаясь по структуре от большинства римских театров, он интересен хорошей сохранностью сцены. Эта сцена (западного типа с выдвинутым вперед центром и статуей императора в большой нише над главной дверью. Могучая плоскость фасада (37X103 м) чрезвычайно внушительна. Прорезанная аркадами внизу, со слепой аркатурой в средней зоне, наверху она подчеркнута сильными горизонталями карнизов и двух рядов кронштейнов (опор стоек велария), которые акцентируют ее громадную протяженность. Композиция фасада, разбитого на цокольную, среднюю и венчающую части, четко выявляет тектонику монументальной стены. На фасаде видны следы примыкания крыши пристроенного к нему портика, который предварял смежный с театром гимнасий.

119. Аспенд. Театр, II в. н.э. План, реконструкция сцены

Римский тип театра, который господствовал в западной части империи, помимо Галлии встречался в Испании (Мерида, древняя Августа Эмерита) и в Северной Африке (Джемиля, Дугга, Сабратха, Тимгад). В восточной половине империи ряд эллинистических и более ранних театральных зданий был перестроен по римским принципам (театры в Приене, Эфесе и др.). Многие из сооруженных в это время театров Востока по своему устройству были целиком римскими (например, «главный» театр Петры). Вместе с тем некоторые из них сохраняли черты, роднящие их с греческими театрами (театры в Бостре и Аспенде, рис. 119). Основное отличие их от римского типа заключалось в ином плане орхестры. Если в римском театре орхестра обязательно полукруглая, то в этих театрах она приближается к греческой круглой форме. В связи с этим и несколько иное устройство театрона, боковые крылья которого выступают вперед, охватывая орхестру в большей степени, чем это было принято в римском театре. Сцены в театрах восточного типа обычно не имели резко выраженного центра (театр в Аспенде и др.).

К концу II в. н.э. театральные представления, которые постепенно свелись к пантомимам, окончательно потеряли популярность, вытесненные гладиаторскими играми, дававшими более острые ощущения. Опустевшие театры стали повсеместно приспосабливаться к излюбленному виду зрелищ, в результате чего возникли любопытные гибридные формы театра и амфитеатра.

Эти зрелищные сооружения, сочетавшие черты театра и амфитеатра, имели различное происхождение. Одним из путей их возникновения было приспособление существующих зданий театров для гладиаторских игр. Подобная трансформация имела место в последние века существования Римской империи, когда в связи с варварскими нашествиями резко уменьшилось население городов. Так, в североафриканском городе Цезарея (совр. Шершеле) после его разгрома в 371—372 гг. большой амфитеатр был разрушен. Для сильно уменьшившегося населения вполне хватало помещения старого театра, в котором была уничтожена сценическая площадка, снесены три нижних ряда сидений и орхестра, а место освободившегося таким образом пространства было превращено в арену.

120. Лютеция. Арена. План

Другой вариант гибридной формы возник в Галлии, где строились рассчитанные сразу на оба вида зрелищ сооружения. Для них характерна так называемая Арена в Лютеции (современный Париж), в которой местом действия была не сценическая площадка, а заглубленная почти круглая арена (58,4x52,2 м), сочетавшаяся со сценой-задником и охваченная с трех сторон обширным театроном (рис. 120).

Одеоны. Это малые театры с упрощенным устройством сцены, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой. Подобно одеону Помпей, полукружие мест для зрителей в них нередко включено в квадратное крытое здание [одеоны Аосты (рис. 121), Неаполя и др.]. Существовали и открытые одеоны, повторявшие в миниатюре театральные здания — одеоны в Катане, Тавромении (совр. Таормине) и Корольо (под Неаполем). Прекрасно сохранился одеон I в. н.э. в Лугдуне (совр. Лионе), расположенный близ театра, — один из самых выдающихся своими размерами (диаметр 73 м, вместимость 3000 мест) и роскошной отделкой. Он имел 16 рядов мраморных ступеней и выложенную разноцветным мрамором орхестру.

Одеоны были распространены во всех провинциях империи. Они обнаружены в Афинах (одеон Иерода Аттика, рис. 122), в Аммане (Палестина), в Эль-Канауат (Аравия), в Карфагене (Африка). Большинство их ничем не отличалось от италийских.

121. Августа Претория (Аоста). Одеон, конец I в. до н.э. — I в. н.э. План
122. Афины. Одеон Иерода Аттика, 2-я половина II в. н.э 123. Рим. Аудитория Мецената, 9—8 гг. до н.э.

Здания этого типа, но еще более уменьшенные в размерах, назывались аудиториями. В них выступали с чтением своих произведений философы, риторы, писатели.

Одна из аудиторий обнаружена в Риме (так называемая аудитория Мецената). Помещение имело размер 18,5X19 м, по одной из его сторон имелось полукружие с семью рядами скамей для почетных слушателей. Для остальных устанавливались деревянные переносные сиденья. Аудитория была рассчитана приблизительно на 300 слушателей (рис. 123).

Еще один вариант одеонов встречается) в Северной Африке и Сирии. Лучше всего они исследованы в Дура-Европосе. Это небольшие включенные в храмовые комплексы здания, в которых совершались религиозные представления для членов храмовой общины.

124. Макет амфитеатра

Амфитеатры. К середине I в. н.э. установился в своих главных чертах тип римского амфитеатра (рис. 124). Большинство известных амфитеатров было построено в. течение первых двух веков существования империи, причем на территории самой Италии их насчитывалась меньше, чем в восточных и западных провинциях, где они сооружались во всех крупных центрах и при постоянных, военных лагерях. Там, где можно было хотя бы частично использовать, в качестве опоры склон холма, продолжали сооружаться амфитеатры, подобные помпейскому. Но в большинстве амфитеатров, этого времени места для зрителей опирались на субструкции, т.е. на массивные каменные пилоны, перекрытые сводами и соединенные радиальными бетонными стенами. Субструкции в амфитеатрах располагались иначе, чем в театрах. В полукруглых театральных зданиях они были направлены радиально относительно одного геометрического центра. Более сложная форма амфитеатров, которая складывалась из дугообразных отрезков стен разной кривизны обусловила расположение субструкций относительно нескольких геометрических центров (иногда до 12). При этом субструкции вдоль большой оси амфитеатра, особенно в их примыкающих к арене частях раздвигались, давая необходимое пространство для свободного прохода на арену групп гладиаторов и процессий. Таким же образом ставились субструкции и вдоль малой оси здания, освобождая место для парадного подхода к ложам почетных посетителей. Субструкции образовывали жесткую конструктивную систему, на которую опирались ряды ступеней театрона. Театрон поднимался под углом 30° относительно арены и делился на ярусы круговыми обходами и парапетами. На фасаде им более или менее точно соответствовали галереи, сообщавшиеся коридорами с местами для зрителей и служившие в качестве фойе. Галереи были образованы несколькими ярусами пилонов, обходивших здание по периметру и перекрытых сводами, которые выходили аркадами на фасад (большие амфитеатры имели два ряда галерей). Через открытые аркады нижнего яруса публика равномерно заполняла здание и, поднимаясь по лестницам между субструкциями, попадала на свои места. Ступени театрона были разделены отметками на отдельные места, ширина которых в среднем составляла около 38 см. Известно, что в некоторых амфитеатрах снаружи были размечены секторы мест и имелись ограждения для контроля при пропуске толп зрителей.

Большинство амфитеатров имело два яруса, аркады которых оформлялись ордером. Вертикали ордерных членений сообщали протяженному объему сооружения необходимую собранность.

Стволы всех полуколонн в зрелищных сооружениях обычно вытесывались гладкими из твердых пород камня. Ордера в амфитеатрах еще более, чем в театральных зданиях, отходили от канонических образцов, будучи поставлены в зависимость от все возраставшей ширины арочных пролетов, которые они обрамляли. В амфитеатре с равной высотой этажей различия в пропорциях между ордерами стирались, сохранялось лишь различие капителей.

По верху здания проходил аттик, ритмически прорезанный прямоугольными окнами. Крытая галерея за аттиком защищала зрителей верхнего яруса от дождя, а при случае вмещала дополнительное число зрителей. В отверстия кронштейнов карниза аттика вставлялись деревянные стойки. К ним привязывали концы растяжек велария, который в амфитеатрах имел другое устройство, чем в театрах. Составлявшие его основу канаты с одной стороны прикреплялись к кольцу. Перед спектаклем это кольцо клали на арену, расправляли сеть канатов и тянули за рабочие веревки. Привязав наружные концы канатов к стойкам, получали сетку, трапециевидные ячейки которой затягивали полотнищами. Подобная система использовалась и для поднятия механизмов и актеров, когда это требовалось по ходу действия.

В амфитеатрах I в. до н.э. арена представляла собой овальную площадку, покрытую песком и отделенную от театрона подием высотой от 2 до 3 м. Подий предохранял зрителей от опасного соседства с дикими зверями, выпускавшимися во время игр на арену. В нем имелись двери, за которыми гладиатор мог укрыться от разъяренных животных. Помещения для гладиаторов и для животных первоначально размещались вблизи главного выхода на арену, но с начала I в. н.э. они были перенесены под арену.

Подземные помещения под ареной — ипогеи — делились на три типа. Простейшие состояли из двух концентрических галерей (в амфитеатрах Луцерии, Немауза, Сабратхи, Тисдры и др.). К помещениям второго типа добавилось центральное помещение (амфитеатры Сиракуз, Вероны, Полы, Аквинкума и др.). В помещениях третьего типа кольцевые галереи комбинируются с продольными коридорами, занимая все пространство под ареной (Колизей, амфитеатры Капуи, рис. 125) и Путеол (совр. Поццуоли). В ипогеях размещались камеры гладиаторов, клетки животных, кладовые инвентаря и помещения, куда сносили многочисленные трупы убитых во время представления. Легкие деревянные трапы вели из ипогеев на арену.

125. Капуя. Ипогеи амфитеатра

126. Верона. Амфитеатр, начало I в. н.э. Внутренний вид, фрагмент внешнего вида

Одним из первых в начале империи был построен амфитеатр в Вероне (рис. 126). Его размер в осях 152,5X123,25 м, арена 75,68X44,39 м. Три последовательно уменьшающихся по высоте яруса ордерных аркад образовывали его фасад. Во втором ярусе мерный ряд одинаковых арок местами прерывался более высокими арками, что обогащало ритм членений фасада. По продольной оси здания располагались два главных входа, выделенных пятью сводчатыми пролетами. От фасада уцелела только часть, зато внутри амфитеатр, рассчитанный на 28 тыс. мест, сохранился хорошо.

127. Пола (Далмация). Амфитеатр, I в. до н.э. План, вид сверху

Несколько меньший амфитеатр в Поле (рис. 127), возникший вскоре после основания там в 30 гг. до н. э. колонии, был расширен в эпоху Клавдия. Его размеры 132,5x105,4 м, арена 70X44,8 м, вместимость 23 тыс. зрителей. На глубине трех метров под его ареной имелось подземное помещение величиной 58X7,85 м, разделенное несущими деревянное перекрытие колоннами и соответствующими им пилястрами. Внутри подия проходил коридор с двенадцатью выходами на арену. Наружная часть амфитеатра почти полностью сохранилась. Она состояла из двух ярусов аркад и аттика с квадратными окнами. Обрамления входов выложены из больших рустованных блоков. Особенностью амфитеатра являются четыре прямоугольных выступа на фасаде, расположенные крестообразно относительно его главных осей. Они поднимаются на всю высоту здания и содержат лестницы. На их верхних площадках находились цистерны с водой, употреблявшейся для нужд гладиаторов и зрителей. Широкие вертикали выступов делали более стройным объем амфитеатра. Подобные формы наметились ранее в амфитеатре в Луцерии, но там их было по четыре в каждом секторе фасада и они лишь слегка выдавались из его плоскости.

В течение I в. н.э. в Италии и провинциях было вновь построено и реконструировано множество амфитеатров. Самым значительным из них был амфитеатр Флавиев в Риме — Колизей (рис. 128—130). Он был заложен в 75 г. н. э. Веспасианом, а торжественное открытие его произошло в 80 г. н.э. при Тите, хотя работы по окончательному завершению здания продолжались и позже.

Видимо, при Веспасиане существовал проект четырехэтажного здания, но поскольку работы затянулись, престарелый император дал указание о сокращении числа этажей; первоначально здание было выполнено как трехэтажное, в таком виде торжественно открыто, и только после этого началась достройка намеченного ранее четвертого этажа.

Самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, Колизей в наиболее законченном виде воплотил основные черты этого типа сооружений. Амфитеатр Флавиев также самый большой по размерам — его продольная ось 187,77 м *, поперечная — 155,64 м, вместимость — от 45 до 50 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса, величину 85x53 м и была ограничена очень высоким подием (4 м). Первые несколько лет, до постройки под ареной густой сети ипогеев, она на время представлений затоплялась водой и там устраивались морские сражения — навмахии. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подии, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

* По подсчетам А. Модона (A. Modona. Gli edifici teatrale greci e romani Firenze, 1961, p. 251) средние размеры римских амфитеатров 130x120 м.

Согласно наиболее признанной реконструкции, за подием поднимались три открытых яруса мест для зрителей и четвертый ярус под крытой колоннадой. Чашу амфитеатра окаймлял карниз со стойками для укрепления огромного велария.

Опорой мест для зрителей и переходов является жесткий конструктивный каркас. Его основу составляли 560 мощных пилонов из травертина, несущих цилиндрические и крестовые бетонные своды и в радиальном направлении связанные бетонными стенами, облицованными туфом. Бетонное ядро Колизея содержит много кирпичных арок, которые работают как разгрузочные в стенах и образуют каркас сводов. Радиальные стены образовали 80 пространственных ячеек, объединенных внутренними кольцевыми коридорами и наружными галереями и имевших каждая свой вход и систему лестниц и переходов. Благодаря этому масса зрителей сразу разбивалась на отдельные потоки (на каждый вход приходилось около 600 человек), которые не пересекались и легко ориентировались внутри.

Конструкция Колизея предельно рациональна и экономична: она потребовала минимального расхода строительных материалов и обеспечила наибольшие удобства для использования амфитеатра как зрителями, так и участниками представлений.

Огромные размеры Колизея и его высота (48,5 м) усложняли и без того трудную задачу решения фасада криволинейного здания. Зодчие Колизея не пошли по пути расчленения громады здания введением выступов башенного типа, примененных ранее в амфитеатрах Луцерии и Полы. Напротив, они акцентировали его овальный объем, повторяющий очертания арены, многократным повторением ордерных аркад, которые рядами обходят сооружение.

Фасад амфитеатра Флавиев членится тремя ярусами аркад и вышележащим ярусом, прорезанным небольшими прямоугольными окнами, которые чередовались с бронзовыми декоративными щитами. По традиции, идущей от театра Марцелла, тосканскому ордеру полуколонн первого яруса соответствует ионический ордер второго и коринфский — третьего яруса. В четвертом ярусе место полуколонн заняли коринфские пилястры. В арочных пролетах двух средних ярусов на низких парапетах стояли статуи, придавая аркам вид оконных проемов в отличие от простых входов внизу и создавая праздничное ощущение. Тем самым возникало различное смысловое и эмоциональное восприятие ярусов амфитеатра, которое сразу лишало однообразия его огромную массу. В последнем ярусе, опираясь на кронштейны над уровнем окон, проходил ряд стройных мачт велария, концы которых рисовались на фоне неба. Этот легкий узор поверх почти глухой стены смягчал впечатление давящей тяжести, которое должен был производить самый высокий из ярусов, и создавал естественный переход от венчающих горизонталей Колизея к воздушной среде.

Пропорции ярусов Колизея создают у зрителя двойственное впечатление. Нарастание ярусов снизу вверх вызывает представление о колоссальной высоте амфитеатра и усиливает ощущение его грандиозности. Однако это впечатление умеряется, когда зритель замечает убывание по высоте в отношениях «золотого сечения» ряда членений: арочных пролетов средних ярусов относительно нижнего и высоты трех верхних членений четвертого яруса. Ордер играет значительную роль в композиции фасада. Выступы полуколонн и пилястр, их пьедесталов и антаблементов выгодно изменили фактуру огромной поверхности Колизея, придали ей рельефность, вызвали игру светотени, оживившую статичную массу стены. Стройные ордерные членения, зрительно облегчая фасад, в то же время приводят его к соизмеримому с человеческой фигурой масштабу. Ордерные рамки вокруг каждой арки, слагающиеся в сетку из близких по размеру ячеек, позволяют стоящему у подножия Колизея зрителю сразу «отсчитать» и высоту, и ширину здания, оценить их величину в сопоставлении с его собственной фигурой и проникнуться ощущением гигантского масштаба этого величественного сооружения. В то же время плавное удаление аркад фасада в глубину, лишь слегка тормозящееся выступами входных порталов по малой оси амфитеатра, непрерывный мерный ритм ярусов аркад, протяженность поясов стены средних ярусов и четкие линии их карнизов сильнее выявляют округлость формы здания. Она еще более подчеркивается широким, объединяющим все элементы здания кольцом стены завершающего яруса, увенчанного сильно вынесенным карнизом. Архитектурная выразительность овального объема Колизея достигнута преобладанием его горизонтальных членений над вертикальными, которые не вступают с ними в противоречия, но придают сооружению необходимую стройность. Осознание этой выразительности замкнутой круговой аркады привело к тому, что: в строительстве более поздних, чем Колизей, амфитеатров уже не встречается попыток усилить вертикальные членения фасада здания, как это было в Луцерии, Вероне и Поле.

В этом крупнейшем амфитеатре столицы Римской империи с особой ясностью проявился своеобразный характер восприятия римлянами их излюбленного вида зрелищ. Каждый из десятков тысяч зрителей, приходивших в амфитеатр, видел со своего места всю массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченной одним настроением и наслаждавшейся кровавым представлением, которое давалось императором или одним из высших магистратов Рима. Лозунг «Хлеба и зрелищ» воплощался здесь в жизнь с истинно римским размахом, зрелище обрамлялось великолепной архитектурной рамкой, вызывавшей именно те чувства и настроения у зрителей, которые были нужны императорскому правительству: сознание праздничности происходящего, доступности его для огромного числа свободных граждан Рима, их слияния в единую массу, противостоящую людям на арене — рабам-гладиаторам, умирающим им на потеху. Наконец, огромная спокойная незыблемая масса Колизея служила как бы символом незыблемости того строя, который давал этот праздник римской толпе.

Рядом с Колизеем (как зачастую и при других амфитеатрах) находилась гладиаторская школа. Ядром школы являлся прямоугольный двор, окруженный портиками, в которые выходили комнаты гладиаторов и разного рода специальные помещения. В центре двора была арена, в миниатюре воспроизводившая арену Колизея, где гладиаторы тренировались перед играми.

131. Путеолы (Поццуоли). Амфитеатр, конец I в. н. э. Разрез, план, нижние коридоры

Одним из самых интересных был амфитеатр в Путеолах, воздвигнутый в конце I в. н.э. (рис. 131). Он не сохранил фасада, но уцелевшие остатки позволяют судить о его внутреннем устройстве. Амфитеатр в Путеолах был приспособлен для навмахий и оснащен специальной системой водозабора и водосброса, которая позволяла также производить после представлений регулярную промывку всего здания, включая и подземелья под ареной, особенно нуждавшиеся в очистке из-за постоянно содержавшихся там животных. Кроме, того, гидравлическое устройство служило и для отвода влаги, скоплявшейся под ареной после дождей. Здание было сооружено из бетона, облицованного ретикулатом с кирпичными прослойками. Доступ на арену (размером 72Х 42 м) открывали четыре трехпролетных сводчатых входа, которые располагались по обеим осям сооружения, достигавшего 149 м в длину и 116 м в ширину. Кроме длинного рва в центре, крыша которого служила иногда сценической площадкой, арена имела целый ряд подземных сводчатых галерей. По их сторонам находилось около 80 помещений, облицованных кирпичом. Многие из них выходили на арену квадратными люками. Особенностью амфитеатра была небольшая часовня с апсидой, находившаяся вблизи кольцевого коридора в южной части здания. Она предназначалась для гладиаторов, выход которых на арену часто кончался смертью.

Амфитеатр в Капуе был одним из крупнейших в Италии после Колизея. Построенный в середине I в. н.э., он подвергся перестройке при Адриане, достигнув в осях 167X137 м. Арена (76,12x58 м) имела семь параллельных подземных галерей, занимавших всю площадь под ней. Подобно Колизею, фасад был образован тремя ярусами аркад и глухим аттиком, расчлененным лезенами. Тосканский ордер, употребленный здесь на всем фасаде в виде полуколонн внизу и в виде пилястр в среднем и верхнем ярусах, придал зданию суровое единообразие. Тём более нарядными казались скульптурные бюсты богов на замковых камнях арок нижней галереи, которые смягчили и обогатили строгий фасад амфитеатра в Капуе.

Амфитеатры, строившиеся римлянами вне Италии, в (частности в соседней Галлии, в большинстве своем повторяют тот же тип, но в более простом варианте.

132. Немауз (Ним, Галлия). Амфитеатр, I в. н.э.

Два главных амфитеатра Галлии — в Немаузе и Арелате — были сооружены в I в. или в начале II в. н.э. Амфитеатр Немауза но величине немногим уступает италийским: 133,4X101,4 м. Его арена имела лишь одну подземную галерею. Фасад сохранил два этажа тосканских ордерных аркад и основание аттика (рис. 132). Главный вход выделен более широкими пролетами арок и фронтоном, опирающимся на консоли, украшенные букраниями. На аттике над входом была установлена квадрига.

133. Арелат (Арль, Галлия). Амфитеатр и театр, I в. — начало II в. н.э.

Амфитеатр в Арелате, немного превышавший его по величине, вмещал 20 тыс. зрителей. Арена была лишена подземных помещений. Нижний этаж наружной галереи имел не сводчатое, а плоское перекрытие из каменных плит, что являлось архаизмом. На двухъярусном фасаде тосканский ордер внизу сочетался с коринфским ордером наверху (рис. 133).

Амфитеатры, возводившиеся в других римских провинциях, по своему устройству не отличались от италийских и галльских. Всего на территории Римской империи их зафиксировано около 200. Во многих городах, особенно маленьких, даже в позднее время продолжали строить амфитеатры (обычно типа помпейского).

Цирки. Римские цирки в целом мало сохранились. Из четырех цирков столицы — Большого, Фламиниева, Калигулы в Ватикане и стадия Домициана на Марсовом поле — ни один до нас не дошел. Наиболее популярен был Большой цирк (Циркус Максимус), ныне почти бесследно исчезнувший. В середине II в. он вмещал минимум 140 и максимум 385 тыс. зрителей. Этот цирк, возникший в IV в. до н.э., постоянно обновляли, расширяли и украшали все императоры. Во II в. при Траяне он был перестроен в последний раз, достигнув 600 м в длину (с ареной размером 568X80 м). На северной оконечности сильно вытянутого в плане цирка находились 12 фланкированных башнями загонов для лошадей. Над загонами помещалась трибуна магистрата, открывавшего состязание.

Поле цирка было разделено по продольной оси так называемой спиной — низкой стенкой, вокруг которой происходили бега, скачки или состязания на колесницах. Спина Большого цирка имела длину 344 м. На ней были воздвигнуты колонны со статуями Виктории, обелиски и находились трофеи.

Ступени зрительских мест опирались на субструкции. Фасад был облицован частично кирпичом, частично мрамором и членился двумя (или тремя) ярусами аркад. При постройке дворца Флавиев над цирком, на кромке Палатина, была устроена императорская ложа, широкое полукружие которой архитектурно завершило крутой склон холма и придало законченность этой части городского ансамбля.

134. Рим. Аппиева дорога. Цирк Максенция. План

Единственный из сохранившихся цирков — это цирк Максенция (312 г.) близ мавзолея Ромула на Аппиевой дороге (рис. 134). Ориентированный с востока на запад, он сильно вытянут в длину — 482X Х79 м. На восточном его конце находились триумфальные ворота, через которые появлялся победитель, а на западном, по сторонам от входа, было по шесть загонов для лошадей. Десять рядов ступеней на облицованных кирпичом бетонных субструкциях могли принять 15 тыс. зрителей. Интересны особенности плана, кое-где отклоняющегося в силу необходимости от геометрически правильной формы. Так, загоны для стартующих коней и колесниц располагались по дуге, чтобы обеспечить равные дистанции для соревнующихся. Спина (длиной 333 м и шириной 7 м), сдвинутая к восточному концу, делила поле на две неравные полосы. Южная, вдоль которой начинались бега, была шире северной, так как участники двигались еще сплошным фронтом и только за поворотом растягивались. Восточный конец спины слегка отклонялся от оси к северу, в направлении движения, облегчая разворот колесниц и всадников. Судейская трибуна на южной стороне цирка со ступенями на арену была приближена к повороту для лучшего наблюдения, а императорская ложа на противоположной стороне располагалась ближе к месту старта и финиша. Архитектурных деталей уцелело мало — фрагменты герм со столбов загонов и обелиск на спине, перевезенный впоследствии Дж.Л. Бернини на площадь Навоны. Первоначально на спине находились эдикулы, фонтаны с дельфинами и росло пальмовое дерево, ветвями которого увенчивали победителей.

Римские театры, амфитеатры и цирки, окончательно сложившиеся и достигшие совершенства в период империи, явились необходимым этапом в последующем развитии зданий этого типа и спустя столетия оказали большое влияние на конструкцию и архитектуру европейских зрелищных сооружений

antique.totalarch.com

Амфитеатр - это... Что такое Амфитеатр?

Амфитеатр

Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphitéâtre[1]) — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.

По такой же схеме строились также арены для корриды в Испании.

Галерея

ПЭ-10

См. также

Примечания

  1. ↑ Словарь Макса Фасмера

Ссылки

Категории:
  • Здания и сооружения
  • Архитектура Древнего Рима
  • Театр Древнего Рима
  • Амфитеатры Древнего Рима

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Тимашук, Лидия Феодосьевна
  • Хачин

Смотреть что такое "Амфитеатр" в других словарях:

  • амфитеатр — амфитеатр …   Орфографический словарь-справочник

  • амфитеатр — а м. amphithéâtre m., Amphitheater, лат. < amphitheatrum <гр. 1. Открытое круглое или полукруглое сооружение для зрелищ у древних греков и римлян. Сл. 18. Пречудный сей амфитеатр <колизей> был кругл снаружи, хотя арена была овальная.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Амфитеатр —         (от греч. amphitheatron),         1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без… …   Художественная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АМФИТЕАТР — (от греческого amphitheatron: amphi с обеих сторон, theatron зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для… …   Современная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, амфитеатра, муж. (греч. amphitheatron). 1. У древних здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, а, муж. 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в к ром места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим). 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за… …   Толковый словарь Ожегова

  • Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверейи людей. В самой середине помещалась усыпанная… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АМФИТЕАТР — полукруглое замыкание склонов. Различают верхний А., или цирк, замыкающий в верховьях ледниковую долину трог; каровый А., или кар, нитеобразное углубление на склоне, ограниченное полукруглый крутым склоном; моренный А. полукруглый вал конечной… …   Геологическая энциклопедия

  • Амфитеатр — зрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

dic.academic.ru


Смотрите также