Атлеты древней греции


Атлеты Древней Греции: народные герои

Атлеты Древней Греции были известными людьми своего времени, наряду с поэтами и полководцами. Через историю и культуру цивилизации проходит понятие «агон» (состязание). На значение состязательности в жизни Древней Греции обращали внимание многие исследователи. Эрнст Курциус характеризовал культуру эллинов как одно большое состязание. В XIX веке исследователь культуры из Швейцарии Якоб Буркхардт выдвинул свою концепцию грека Архаической эпохи. Он характеризовал его как «агонального человека». Соперничество между людьми могло быть движущим мотивом в поступках политиков, поэтов, драматургов и, естественно, атлетов.

Атлетика Древней Греции – упражнения и состязания

Спортивные состязания были частью обучения большинства греческих мальчиков. Среди мыслителей обсуждались вопросы занятий атлетикой. Например, Аристотель советовал начинать занятия спортом через три года после полового созревания. По его мнению, физическое и умственное развитие не могли идти вместе, и эти три года подросток мог сосредоточиться на других аспектах образования.

Олимпийские атлеты Древней Греции: скульптура

В число спортивных упражнений входили бег на расстояния от одного стадия до 24 стадиев. Другим испытанием была борьба. Отдельной дисциплиной был пентатлон (пятиборье), в который входили метание диска и копья, бег и прыжки в длину. В VII-VI веках до н.э. к ним добавились кулачный бой и бег в доспехах.Атлеты Древней Греции не были профессионалами в том смысле, что спорт был их единственным занятием. Некоторые эллины, прославившись спортивными победами в молодости, позднее становились видными политиками или военачальниками.

Занятия атлетикой требовали эллина больших временных и финансовых затрат. Поэтому участниками Олимпийских и других состязаний становились выходца из знатных и богатых семей греческого мира. Наградой был почет, которым сограждане встречали победителя. В конце V века до н.э. атлет из Акраганта Экзайнет победил в беге на стадию, и на родине его встречала торжественная процессия из трехсот повозок. Победа в Олимпии давала славу не только атлету, но и его родному полису.

Существовал обычай, что олимпионик входил в свой город через сделанный пролом в стене. В Олимпии атлет ставил статую в честь победы, другую статую воздвигали на родине его сограждане. Олимпионик получал право проедрии – сидеть в первом ряду на зрелищах своего полиса. В эпоху колонизации победитель состязаний мог быть выбран предводителем экспедиции и стать ойкистом (основателем) нового города.

Олимпийские атлеты Древней Греции – семья Диагоридов

Письменные сочинения греков сохранили имена десятков атлетов и их деяний. В Классическую эпоху на Родосе жила знатная семья Диагоридов, выходцы из которой были победителями Олимпиад. В первой половине V века до н.э. Диагор Родосский прославился как кулачный боец, одержавший победу на 79-х играх в Олимпии (464 год до н.э.).

Популярный в Античности сюжет — престарелого Диагора несут его сыновья-победители Олимпийских игр

Он стал периодоником. Так называли победителя на всех четырех общегреческих спортивных состязаниях – в Олимпии, Дельфах, на Истме и в Немее. Седьмая Олимпийская ода Пиндара посвящена Диагору. Родосский аристократ был четырехкратным победителем Истмийских игр, двухкратным – Немейских, а также побеждал на локальных состязаниях – на родном Родосе, в Афинах и других городах.

Его сыновья и внуки старались быть достойными славы отца и тоже вошли в историю как знаменитые атлеты Древней Греции. Дамагет дважды становился олимпийским победителем в панкратионе, а Акусилай в 448 году до н.э. выиграл в кулачном бою.

Младший сын Диагора Дорией тоже стал выдающимся борцом. Он три Олимпиады подряд выигрывал панкратион: в 432, 428, 424 годы до н.э. На Истмийских играх Дорией побеждал восемь раз, на Немейских – семь. Как пишет Павсаний, на Пифийских играх он получил победу без боя.

Филопемен — последний выдающийся полководец Греции, в молодости увлекавшийся атлетикой

Дорией был аристократом и представителем влиятельной семьи, поэтому известен не только как борец. Проиграв в политической борьбе, он был изгнан из родного города. Дорией прибыл в сицилийские Фурии, где стал гражданином.

В 411 году до н.э. он командовал фурийской эскадрой, которая сражалась на стороне Спарты против Афин. Дорией был знаменит своей любовью ко всему спартанскому. Позже он смог вернуться на родину. В 396 году до н.э. во время новой войны Афин и Спарты Родос разорвал союз с последней и присоединился к Афинам. Диагор в это время был где-то на Пелопоннесе. Спартанцы арестовали его и казнили.

Атлетика и отношение к ней

Филопемен — последний выдающийся полководец Греции, в молодости увлекавшийся атлетикой

Занятие атлетическими упражнениями не считалось зазорным для свободнорожденных и даже знатных эллинов. В то же время, отношение к ней не всегда было положительным. Отдельные мыслители критиковали увлечение атлетикой, которое становилось самоцелью.

Соревнования Древней Греции

Платон в «Государстве» писал, что атлеты всю жизнь спят и начинают болеть, едва нарушив свой образ жизни. В программе подготовки стражей его идеального государства гимнасическим упражнениям находилось место. По мнению философа, стражи должны были иметь более качественную подготовку, которая позволяла бы им сохранять здоровье и силу в условиях походных тягот.

В более поздних «Законах» Платон предложил оставить из атлетики только упражнения, полезные для подготовки воина – бег с оружием, поединки с использованием оружия, конные ристания.Биографы Плутарх и Непот сохранили ряд высказываний известных полководцев Греции об атлетике. Эпаминонд, упражняясь в юности в палестре, уделял внимание только упражнениям, развивающим ловкость, которая нужна воину.

Когда будущий стратег Ахейского союза Филопемен был юношей, ему советовали заняться атлетикой. Но Филопемен, мечтавший о военных подвигах, отказался, потому что образ жизни спортсмена и воина не совместимы друг с другом.

Одним из достижений греческой цивилизации можно назвать идею идеального человека, который совмещал физическое, умственное и нравственное развитие. Атлеты Древней Греции были знаменитостями своего времени и оставили имена в веках. А ценности атлетизма повлияли на современную культуру.

Смотрите также:

Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

Как награждали победителей на играх Древней Греции?

drevniy-egipet.ru

Атлеты древности. ТОП-10

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.

10

Орсипп (Orsippus of Megara)

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии — он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.

9

Вараздат (Varazdat)

Вараздат — царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.

8

атлет Cynisca

Cynisca — стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх — гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.

7

Полидам (Polydamas of Skotoussa)

Полидам из Скотусс — атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.

6

атлет Onomastos of Smyrna

Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э., тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.

5

атлет Melankomas

Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.

4

Хионис (Chionis of Sparta)

Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э., Хионис с места прыгнул на рекордную длину — 7 метров 5 сантиметров.

3

Diagoras of Rhodes

Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.

2

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)

Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.

1

Милон Кротонский (Milo of Croton)

Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Великие спортсмены древности

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. 

Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.

Орсипп (Orsippus of Megara)

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии — он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.

Вараздат (Varazdat)

Вараздат — царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.

Атлет Cynisca

Cynisca — стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх — гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.

Полидам (Polydamas of Skotoussa)

Полидам из Скотусс — атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.

Атлет Onomastos of Smyrna

Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э., тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.

Атлет Melankomas

Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.

Хионис (Chionis of Sparta)

Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э., Хионис с места прыгнул на рекордную длину — 7 метров 5 сантиметров.

Diagoras of Rhodes

Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)

Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.

Милон Кротонский (Milo of Croton)

Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Источник

interesnosti.com

Древние Олимпийские игр - С интернетом по жизни

Начались в 776 г. до н.э. Прекратились в 394 г. н.э. (император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).

1

Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.

Древняя традиция... Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира... Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар: "Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".

Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия.

Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.

2.  Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.

Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад...".

В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: " Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием - прославлять свою страну и спорт". Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом!

Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

3

У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!

4

Немного о символах. Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований. 

5. В Греции, в Олимпии, состоялась церемония зажжения...

Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.

На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.

Отрывки из книги "Рекорды и мифы Древних Олимпиад" Войцеха Замаровского - замечательного словацкого популяризатора древности.

  Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?

К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях - этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные - на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался - ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье....Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам - первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: "На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти". Это повторяет и Павсаний в десятой книге "Описание Эллады".

Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора "Перечня Олимпийских победителей", написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в "простом" и "двойном" беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он '…мог прыгнуть в длину на 50 стоп'. При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид - на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.

Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.

Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире. ...Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой - это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).

Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду - по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу 100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.

Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в "длинном" беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.

1

Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид - со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам. ...Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок. ...Бег - главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы - легкие и сердце. В нем видели средство нравственного воспитания : бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт....Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м)....Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.

2. Борцы в древней Греции

Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне "Илиады".

3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.

Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.Первый победитель пятиборья - фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин - бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых - борьбы и метания диска.

4. Метание диска

По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.

5. Броск копья

Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних. (Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое - 220-230 см, то тогдашние копья были короче - 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы. Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью. ...Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом, соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе....Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.

6

Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон. ...Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках....Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет , живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову. ...Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны (плавание, гребля).

В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие - размеры набивного мяча для медицинбола.

Без преувеличения воскрешение Олимпии - одно из прекраснейших деяний человеческих. "

Источник: http://www.greek.ru

stomaster.livejournal.com

Какие виды спорта входили в олимпийскую программу Древней Греции

О том, что родина Олимпиад — древняя Эллада, слышали все, но мало кто знает, как на самом деле проходили спортивные соревнования в греческой Олимпии.

Атлеты бежали в шлеме, поножах и со щитом

Первоначально в программе был только один вид состязаний — бег на один стадий, 192 метра. В Олимпии великолепно сохранился стадион (само это слово происходит от меры длины), где это происходило. Атлеты бежали обнаженными, впрочем, как и на всех соревнованиях. Одежда не должна была скрывать красоту человеческого тела, иначе эстетическая составляющая терялась. Бежали по двенадцать человек на выбывание, то есть победителю приходилось за день участвовать в нескольких забегах.

Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com Чуть позже стали проводиться соревнования в диаулосе — двойном беге. На том же стадионе атлеты пробегали стадий, разворачивались вокруг столба и бежали назад. Таким образом дистанция увеличивалась вдвое. Третьим видом программы стал пентатлон — пятиборье. К четырем легкоатлетическим видам — бег, прыжки в длину, метание копья и диска, добавилась борьба. Этот вид спорта был самым любимым и зрелищным. Греки считали, что он наиболее гармонично развивает атлетов.

Многоборцы соревновались в парах, последовательно проходя все виды. Кто побеждал в трех — соответственно соревновался со следующим соперником, проигравший отправлялся на трибуны.

Если с бегом, метаниями и борьбой все более или менее понятно, то прыжки проходили совсем не так, как сейчас. Спортсмены прыгали с места, держа в руках специальные гири. Кстати, пара таких выставлена в музее в Олимпии: чем-то похожи на чугунный утюг, только каменные. Прыгун раскачивал гири вперед и назад, а потом бросал их и этим как бы усиливал толчок. Помогало или нет — мы не знаем, но традиции не нарушались. В наши дни делались попытки реконструировать эту прыжковую технику, но толком ничего не получилось.

Существенно позже к легкоатлетической программе добавился еще один, последний вид — бег гоплитов. Можно сказать, первый прикладной военизированный вид соревнований. Атлеты бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом, то есть в защитном вооружении воина-гоплита. Наступательное вооружение — копья и мечи — нельзя было использовать по правилам Олимпиад. Позднее прикладной характер стал символическим, а из доспехов оставили только большой круглый щит.

Не тыкать в глаза, не хватать за гениталии и не кусаться

Программа единоборств включала три вида: классическая борьба, кулачный бой и панкратион. Борьба была наименее кровожадным видом состязаний. Атлеты боролись на песке, стараясь положить соперника на лопатки. Видимо, была также отдельная борьба в партере. Этот вид был любим и почитаем, в том или ином виде им занимались практически все греки.

Другое дело — кулачный бой. Запрещалось бить соперника ногами, захватывать и ставить подножки, запрещались удары в пах и тычки пальцами в глаза. Все остальное было разрешено. Если соперники не выявляли победителя, то судьи указывали им бить друг друга по очереди без сопротивления. Кто первым падал, тот и проиграл. Понятно, почему поединки зачастую заканчивались гибелью или увечьями одного из бойцов.

Судя по всему, техника у боксеров была довольно приличная. Во всяком случае, защитой не пренебрегали. Высшим шиком считалось одолеть противника, не пропустив ни одного удара. В целом как и сейчас: бокс ведь в первую очередь — искусство защиты.

Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com Панкратион был синтетическим видом, объединявшим приемы борьбы и кулачного боя. «Пан» значит общий, «кратос» — сила, что-то вроде «всей силой».

Как точно подметил Филострат, идеальный боец в панкратионе борется лучше, чем боксер, и боксирует лучше, чем борец. Судьи тщательно следили, чтобы противники не тыкали друг другу в глаза, не хватали за гениталии и не кусались. Нарушителя считали проигравшим и с позором изгоняли. А вот, скажем, ломать пальцы или бить соперника головой разрешалось.

Кстати, греки придумали это соревнование в честь Геракла — в ознаменование его победы над Немейским львом. Шкура заколдованной животины была неуязвима для любого оружия, посему герою пришлось вступить с ним в рукопашную схватку и задушить.

Конные бега и соревнования трубачей

Самым неоднозначным видом были конные бега, впервые разыгранные на 25-й Олимпиаде. Специально для них построили арену — ипподром (вообще-то правильнее — гипподром), который, к сожалению, не сохранился. Неоднозначность состоит в том, что победителем считался не возница квадриги, а ее хозяин, который мог вообще не присутствовать на соревнованиях. Таким образом олимпиониками становились даже женщины, не говоря уже о македонском царе Филиппе II (отце знаменитого Александра), римском императоре Нероне и прочих уважаемых персонах, которые могли позволить себе дорогостоящие конюшни. Понятно, что в демократическом полисном мире таких супербогатеев не было, но позднее все свелось к банальной ярмарке тщеславия, далекой от олимпийских принципов.

Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com Помимо гонок на квадригах проводились соревнования на колесницах с парой лошадей и просто скачки верхом. Дистанция была одинаковой — 12 кругов ипподрома. К сожалению, точно измерить ее мы не имеем возможности, зато знаем, что этот вид соревнований сохранился дольше всех и был любимым развлечением византийской публики (как преемника греческой традиции) вплоть до самой гибели империи в XV веке.

Последним видом олимпийской программы были соревнования трубачей и герольдов. Это не совсем точный перевод, но европеизированный термин уже прижился. Речь о музыкантах и поэтах. Состязания появились довольно поздно, в IV веке до н.э., уже на закате классической Греции. Точного представления о программе у нас нет, но в целом соревнования музыкантов и поэтов логично вписываются в идеологию игр. Скорее всего, это была некая трансформация культурных мероприятий, в которые было внесено какое-то соревновательное начало. Возможно, как дань уважения богу Аполлону, покровителю муз. Здесь уместно вспомнить, что на Олимпиаде 1912 года по инициативе барона де Кубертена эту традицию возродили, но потом была мировая война, перерыв в играх и постепенно об этой красивой идее забыли. А жаль.

Олимпийские игры древности были не просто спортивным состязанием. Это был символ Эллады, объединяющее начало, основа цивилизации. Они позволяли вечно враждовавшим между собой эллинам чувствовать себя единым народом, гордиться своими традициями и своими атлетами. Спортивная составляющая была вторичной по отношению к религиозной, нравственной, этической идее. Победа любой ценой никогда не была в почете — наоборот, красивые жесты по отношению к соперникам ценились выше достижений. К сожалению, не все олимпийские заповеди эллинов сохранились до наших дней.  

Георгий Олтаржевский

rugr.gr

Спорт в жизни древних греков. Древняя Греция

Спорт в жизни древних греков

Важной частью образовательно-воспитательного комплекса греков и римлян был спорт. Конечно, большое значение имело то, что люди эллинизированных городов жили в гораздо более комфортных условиях, нежели их предки. Это создало новые возможности, хотя возникла проблема и увеличивающегося свободного времени у молодежи. И пусть в экономическом отношении Греция будет затем уступать Риму, да и некоторым другим эллинистическим или азиатским империям, ни один другой народ не смог приблизиться к высокому уровню развития физической культуры греков. В основе системы агонистики (т. е. многогранного физического обучения) лежали регулярные тренировки молодых людей, состязания спортсменов, сеть стадионов и палестр. Важнейшую роль играл принцип состязательности, ибо все крупные города-полисы соперничали друг с другом и стремились прославиться своими достижениями. Если войны разделяли греков, то вот спорт и состязания их объединяли.

Ж.-Б. Реньо. Кентавр обучает Ахилла стрельбе из лука

Эллины и римляне создали традиции, позже позаимствованные Европою. «Человек рожден для знаний, как птица для полета, а кони для бега», – писал Квинтилиан в «Воспитании оратора». Вскоре в школах Греции возникло разделение обязанностей педагогов (специализация). Грамматист учил читать, писать и считать, кифарист – играть на лире, педотриб – осуществлял гимнастическую подготовку и т.д. Учителя являли собой словно бы хоровод муз, баюкающих образовательную колыбель. Но в V веке до н.э., к концу классической эпохи, физическая культура Афин претерпевает заметные перемены. На первое место выходят ум и красота, а не сила… Платон в «Горгии» говорит, что желал бы сделать граждан прежде всего красивыми, а затем сильными («Сила есть – ума не надо»). Игра, палестра, орхестрика (танцы) создали понятие физического идеала, калогатии, канона красоты в эстетическом понимании слова. При учебных заведениях создаются купальни, бани и бассейны. Появились платные учителя гимнастики и танцев. Идеалом свободного человека становится обязательное занятие гимнастикой. Гимнастика происходит от греч. «обнаженный» и означает любовь и преклонение греков перед сильным, красивым телом. «Калос» (красивый) означало непобедимую мужскую силу. Греки, веря в магию, считали: одежда в ряде случаев мешает, даже ослабляет физические способности людей. В школах, на стадионах делали все возможное, чтобы взрастить маленьких гераклов.

Маленький Геракл

Важную роль в поддержании в обществе атмосферы спортивной и здоровой жизни играли различного рода игры – Олимпийские (776 г. до н.э.), истмийские (586 г. до н.э.), пифийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.), делосские и другие игры. Древние олимпиады исторически восходят к мифическому царю Оксилосу. Во время игр горел олимпийский огонь («вечный огонь» Гастии). При этом соперники давали присягу, совершали ритуальное омовение, проводили состязания (но без женщин). Первая Олимпиада состоялась в 776 году до н.э., последняя, двести девяносто третья – в 393 году н.э. Олимпиада прошла долгий путь.

Первоначально атлеты метали диск и состязались лишь в одном виде бега. Затем программа игр стала более разнообразной: выросло число беговых дистанций, возникло пятиборье, борьба, кулачный бой, скачки, стали метать копье и диск, возник бег на колесницах и т.д. Вначале игры длились день, затем пять дней. Участвующие в состязаниях должны были доказывать, что они – чистокровные эллины. Однажды от царя Македонии потребовали документы, доказывающие, что он – не варвар. К участию в играх допускались лишь свободные люди. Спортсмен тренировался десять месяцев, выдерживая особый режим. Судьи устраивали ему испытательный экзамен, прежде чем допустить к состязаниям. Помимо того, что они должны были, как говорили, иметь чистую совесть и быть в мире с людьми и богами, нужны были и средства для занятий спортом. Участие человека в играх стоило денег, и немалых.

Юноша-атлет, натирающийся маслом

Уже тогда понимали: мирные состязания куда интереснее и увлекательнее войн. Разумеется, у полисов-антагонистов (Спарты и Афин) были свои принципы при физической подготовке молодого поколения, но цели у них были в общем и целом схожими – все хотели бы иметь здоровых граждан, умелых мужественных воинов. Обязательным средством обучения и воспитания стали физические упражнения (гимнастика, бег, плавание, борьба). Только условия развития и воспитания юноши в Спарте были суровее. Там воспитанию и подготовке подлежали исключительно здоровые и крепкие люди. Не принято было и пеленать детей, чтобы они могли лучше и быстрее закалиться. В семь лет детей Спарты отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. За их воспитание отвечали не рабы, а все взрослые, включая правящую элиту. Легенда гласит, что слабых и больных сбрасывали с горы Тайгет. Не знаю, сбрасывали ли греки со скалы свою элиту, если та допускала просчеты в подготовке поколений, но иных представителей нашей правящей знати последних лет спартанцы наверняка сбросили бы с горы Тайгет, предварительно удавив. В условиях жестких критериев, постоянных тренировок и соревнований юноша к 14 годам становился настоящим мужчиной – «удальцом». Кстати, Спарта нередко устраивала состязания перед открытыми могилами героев. Так воспитывалось чувство гордости и ответственности у молодежи (перед могилами предков). У нас же, как известно, часть молодежи находит удовольствие («кайф») в разграблении могил предков, в уничтожении памятников и мемориалов героям.

Мирон. Дискобол

У греков спортивный вид, да и здоровый образ жизни были весьма популярны. Так, Одиссей отличается не только мудростью, подобной мудрости Зевса, но и предстает перед нами (в описании Гомера) с фигурой атлета, «которой он блаженным бессмертным подобен». В пятьдесят лет он еще бросал диск дальше, чем любой из феакийских юношей. Эпиграммы времени характеризуют великого Демокрита как «пятиборца в философии». Не забывали и о хорошем воспитании. Эпиктет полагал, что из всех творений природы самое лучшее – «получивший прекрасное воспитание человек». Воспитательный кодекс Платона требовал, чтобы тело было обучено таким образом, дабы оно беспрекословно повиновалось благородной душе. Иначе говоря, дух и разум должны управлять мышцами и физиологией. Хотя тот же Платон скажет (и думаю, это справедливо), что подлинным философом может стать только человек с темпераментом настоящего пылкого любовника. Китай также знал аналогичную практику воспитания, выраженную в принципе «сань – мэй»: сань – внутреннее совершенство, мэй – внешнее совершенство. В Греции почти любой свободный человек считал интенсивную физическую подготовку и здоровье обязательными спутниками ума и таланта. Правда, в различных полисах были приняты разные подходы к воспитанию молодежи. В Спарте, омыв новорожденного, его оставляли нагим, тогда как в Афинах, стараясь уберечь младенца, кутали его в теплые одежды.

Водный спорт. Пловчихи кролем

Павсаний рассказывает о неком юноше-победителе, Дейнолохе, в котором мать увидела спортсмена еще при рождении (ей приснился сон, что она держит на груди сына, увенчанного венком). Поэтому она с детства стала так его воспитывать, чтобы он стал спортсменом, атлетом. В итоге в беге он обогнал всех сверстников, получив статую в награду. Детей, страдавших какими-то физическими недостатками, специально направляли заниматься спортом. Так, Гисмон в мальчишеском возрасте страдал воспалением нервов. Он занялся пентатлоном (пятиборьем) и в результате после долгих упражнений стал здоровым человеком и избавился от этой болезни.

Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии

Неумеющий писать или плавать считался в древности телесным и умственным калекой. Физическая культура в полисах достигла столь высокого уровня, что к ней не мог приблизиться ни один народ. Там было множество стадионов, специальных учебных заведений – палестр, где молодежь учили мужеству и выносливости. В годы расцвета Греция учредила в Олимпии знаменитые игры. Знатоки древности уверяли, что первые Олимпийские состязания происходили прямо на божественном Олимпе, когда во время шуток и игр Геракл, как старший по возрасту, вызвал на состязание в беге всех и победившего увенчал ветвью дикой маслины, которую он привез из страны гипербореев (из страны людей, что живут за пределами северного ветра Борея). Раз в четыре года в Элиде, запад Пелопоннеса, собирались отовсюду атлеты. Приезжали на игры целыми общинами. Им отводили специальные места. Греция, несмотря на все многообразие, казалась почти монолитной среди фантастической пестроты колоний и территорий: Африка, Иберия, Галлия, Иллирия, Италия, Скифия, Сарматия, Сирия, Египет. Апполон считался учредителем Пифийских игр, Геракл же – Олимпийских. По преданиям, участие в состязаниях принимали боги и герои. При этом каждый вид спорта имел у греков в том или ином герое своего представителя: Кастор отличался в конном ристалище, Полидевк – в кулачном бою, Калаис – в двойном беге, Геракл – в панкратии, Пелей – в борьбе, Теламон – в метании диска, Тесей (убивший Минотавра) – в вооруженном бою и т.д.

Античные боксеры. XVI в. до н.э.

Игры, конечно же, посещали и самые выдающиеся мужи: Фемистокл, Анаксагор, Пифагор, Сократ, Платон, Горгий, Демосфен, Пиндар. Игры являлись еще и важными общественно-политическими мероприятиями, каковы и нынешние Олимпиады. На Олимпийских играх 324 года до н.э. даже зачитали письмо Александра Македонского об изгнанниках («Царь Александр – изгнанникам из греческих городов. Причиной вашего изгнания оказались не мы, вашего возвращения на родину – будем мы»). Победителей всех спортивных состязаний награждали. Плиний Старший отмечал: «Вначале был обычай увенчивать на священных состязаниях венками из ветвей деревьев. Впоследствии стали разнообразить венки, вплетая разноцветные цветы, от сочетания которых усиливались запахи и цвета, благодаря изобретательности живописца Павсия и веночницы Гликеры, очень любимой им, в Сикионе, поскольку он подражал в своей живописи сплетенным ею венкам, а она, бросая вызов, разнообразила их, – и это было состязанием природы и искусства».

Занятия спортом в палестре

На игры не пускали женщин, хотя их допускали к состязаниям в беге. Любую женщину, захваченную в черте олимпийской деревни, могли даже приговорить к смерти. Был случай, правда, когда Ференика, дочь знаменитого родосского борца, сумела попасть за ограду: переодевшись мужчиной, она выдала себя за учителя гимнастики. Суровые судьи ее помиловали, но чтоб впредь подобные случаи не повторялись, все участники должны были оставаться нагими во время состязаний. Так или иначе победитель Олимпийских игр пользовался у всех исключительным почетом. «Как вода – наилучший из элементов, как золото – наидрагоценнейший металл для смертных, как свет и жар солнца превосходит всякий другой свет и жар, так нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх», – писал греческий поэт Пиндар.

«О Зевс, какие красавицы»

Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, а также рукопашная схватка. У греков и танец служил опорой боевой подготовки, имитируя поединок с противником, метание копья, работу со щитом и т.д. С развитием военного искусства ввели еще бег в полном вооружении. Чтобы приблизить воспитание и обучение к реалиям жизни, повысить ловкость, молодежь направляли на учения в районы мятежей. Систематическое физическое и военное обучение продолжалось до 30 лет. Ту же подготовку получали женщины, достигнув двадцатилетнего возраста.

Женщина-атлет

Спарта относилась особенно строго к военному воспитанию и обучению. Главная цель, которую преследовали тут, добиться от юношей и девушек беспрекословного послушания и выносливости, привив молодым людям «науку побеждать». Записи Филострата говорят, что там жестко следовали своеобразной концепции улучшения рода. «Ликург… дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у них были физически крепкие дети и чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче». Плутарх отмечал, что девочек с детства приучали бегать, бросать диск, кидать копье, чтобы те развивались наилучшим образом и благодаря крепости тела могли разрешиться от бремени удачно и легко. Им строго-настрого запрещали как-то баловать себя, запрещали вести изнеженный образ жизни, запретили сидеть дома. Как и мальчишки, девочки должны были являться во время торжественных процессий без платья, на праздниках плясать и петь в присутствии и на виду многих молодых людей. Правители уделяли огромное внимание спорту. В итоге Спарта оказалась сильнее всех. Достаточно сказать, что первые победители Олимпийских игр почти все были дорийцами.

Ф. Лейтон. Игра женщины в мяч

В произведении Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон требует от молодых людей постоянно заниматься спортом, так как физические упражнения способствуют подготовке доблестных защитников отечества. Вот и женщины Спарты стремились быть здоровыми, физически крепкими и закаленными. Главной их задачей, по словам Ксенофонта, было рожать крепких и здоровых мужчин, что затем станут прекрасными воинами. Хотя и в условиях мира польза от занятий велика. Поэтому иные женщины увлекались спортом, участвуя в состязаниях наряду с юношами. Принципы обучения и воспитания молодежи в Греции были схожи, но в Афинах несколько иначе понимали физическое воспитание. К обучению детей приступали в возрасте 7 лет (в особом учреждении – палестре). Позже появятся гимназии. «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса», – писал Платон («Протагор»). Греки были уверены, что без серьезных занятий гимнастикой быть свободным просто невозможно. Тяжелая нагрузка во время уроков распределялась согласно индивидуальным возможностям организма (упражнения в танцах и беге, прыжки, приседания, игры в мяч). Греки особенно любили игры, упражнения в танцах и беге, прыжки и различные виды игры в мяч. Программа включала и все виды пятиборья, хотя занятия велись в соответствии с возможностями возраста.

Поликлет. Дорифор. Римская копия

Обучение дополняли своими уроками учитель гимнастики-педотриб и военный инструктор-дидаскал. В палестрах и гимнасиях дети состязались в беге, прыжках, в метании копья и диска, тренируясь с очевидным усердием, ибо молодость создана для телесных упражнений, как и старость для раздумий и анализа. С IV века до н.э. военная подготовка велась в рамках специального института эфебии. Через него в обязательном порядке должны были пройти все афинские граждане, начиная с 16—18 лет. Подготовка длилась 4 года (год – в школе эфебов, три года – в гарнизонах). Юноши до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов знания из области управления государством, философии, получали навыки командования войском, изучали тактику, строевую подготовку, тренировались в верховой езде, плавании, гребле, стрельбе из лука, фехтовании, владении иными видами оружия. Спорт готовил к военной доле.

В честь победителей, которых украшали венками, устанавливались скульптуры с надписями. В Элиде в 38-ю Олимпиаду воздвигли статую борцу Эвтелиду. В честь победителей делались надписи: «Это красавца Милона фигура-красавица, который на пифской земле вырвал победу семь раз, не коснувшись коленом земли»; или: «Немея, Дельфы, Олимпия венчали меня пятикратно: всюду победы добилась ловкость моя, а не сила. Фрессия сын, элисский борец Аристодам». Известны статуи победителей работы Поликлета – Киниск, Пифокл, Аристон, Дорифор. Вот Дорифор – юноша, победивший в метании копья. Статуя была столь прекрасна, что ее копии ставились в гимнасиях и палестрах. Сохранилось несколько таких копий – флорентийский торс из базальта, бронзовая герма из Неаполя и т. д. В других случаях победителей состязаний атлетов награждали великолепными амфорами.

Эти статуи, колонны из мрамора или бронзы, портреты победителей помещались часто и в священной рощи Зевса – Альтисе. Неподалеку находился храм Геры. Он был подобием храма Артемиды в Эфесе, где греческие города-государства обычно хранили приносимые ими жертвенные дары. В этих местах нашли скульптуру великого Праксителя «Гермес с Дионисом» (1877). Тут же помещали «штрафные статуи», которые обязаны были ставить те государства, что нарушили олимпийские правила. Афины вынуждены в 322 году до н.э. выставить шесть таких статуй за то, что их представитель, Калипп, хотел было подкупить противника в пятиборье. Как видите, нынешние аферы в спорте имеют давнюю печальную традицию. Пелоп добился любви Гипподамии, добыв победу путем подкупа возницы во время соревнований колесниц.

Победа на Олимпийских играх для спортсмена была предметом особой радости и немалой гордости не только для победителя, но и для его окружения, семьи и близких. Так, Штоль отмечал: «Победитель Олимпийских игр у греков почитался не менее полководца, получившего триумф у римлян. Человек, сумевший добиться победы в Олимпийских играх, по словам Пиндара, достигал геракловых столпов; он получал величайшее благо на земле, и мудрый поэт предостерегает его, чтобы он не дерзнул подняться выше и не стремился встать наравне с богами». Спартанец Хилон, один из семи мудрецов, умер от радости при известии о победе его сына на Олимпиаде. Так гласит легенда.

Диагор Родосский, который принадлежал к семье потомков Геракла и прославился в кулачном бою, дважды стал победителем в Олимпии и несколько раз – вышел победителем в национальных играх. Когда два его сына стали победителями Олимпийских игр, какой-то спартанец крикнул ему: «Удача ради тебя останется на земле и не вернется на небо!» Он умер, когда два его сына обняли его и возложили свои венки на его голову. Разумеется, это лишь крайние признаки волнения и восторга, что охватывали многих победителей и их друзей в результате одержанной победы. Но торжество было всеобщим. Победителя к тому же ожидали великие почести на родине. Он въезжал в город на квадриге, колеснице, запряженной четверкой белых коней, в сопровождении его друзей и родственников. Настежь открывались ворота, а иногда даже разбирались и городские стены, чтобы пропустить торжественную процессию. Ведь как заметил Плутарх, город, воспитавший такого гражданина, уже не нуждался в стенах. Далее начинался пир на весь мир, сопровождавшийся пением, стихами, танцами. Порой в честь победителя игр сочинялась специальная триумфальная хоровая песнь.

Фигура античного боксера

Статуя эфеба. Канделябр

Количество состязаний довели до 20, продолжительность игр – до 5 дней, число спортивных судей – до 9. На играх демонстрировали не только физические, но и умственные таланты. Греки старались совмещать в себе всё – прекрасную физическую форму, знания, интеллект. Поэтому великие мужи Греции стремились уже в юности отличиться на состязаниях. Сократ шел на игры пешком. Хрисипп и Клеанф прославились как атлеты раньше, нежели философы. В числе борцов на Истмийских играх в Коринфе и на Пифийских в Сикионе выступал и будущий великий философ Платон. Пифагор не только сам добился победы в Элиде, но так обучил ученика Евримена, что тот получил награду как победитель. Спорт был не только в моде, но и считался обязательным для тех граждан, кто хотел отличиться в общественной жизни, политике, на войне. Важным было то, что в ходе празднеств не разрешалось пускать в ход оружие, а Элида, как священная страна, не должна была подвергаться нападениям или вторжениям. Инициатор договора, элидский царь Ифит, предложил всем грекам последовать примеру. На специальном медном круге был вырезан договор, хранившийся в Олимпии. Вот некоторые из его правил: 1) Место, где помещается святилище Зевса, – неприкосновенно для всех народов, принимающих участие в Играх. 2) Всякий вооруженный чужеземный отряд должен будет сложить оружие, вступая на землю Олимпии. 3) Проклятие бога постигнет всякого, кто попытается завладеть сей территорией, а также того, кто не придет на помощь элейцам против святотатства врагов. 4) Проклятие и штраф будут служить наказанием всякому, кто оскорбит путешественника, направляющегося на Олимпийский праздник. Когда солдаты македонского царя Филиппа обворовали афинянина Фринона, спортсмена, направлявшегося на игры, царю пришлось долго извиняться перед греками. Правда, существовала некая опасность, что мирные дни будут использованы противником. Лазутчики персидского царя Ксеркса донесли ему, что в Олимпиаду 480 года до н.э. греки не будут готовы к обороне. Однако сведения оказались неверными: греки как раз в те годы одержали громкие победы над персами. За нарушение мира во время олимпиад особенно строго наказывали нечестивцев. Спарту однажды не только отстранили от игр, но и наложили штраф за сей грех. Решившего принять участие в играх (вопреки запрету) спартанца высекли публично.

Храм Геры в Олимпии

Любопытно то, что множество святилищ (в том числе и в Олимпии), несмотря на мирный характер проводимых тут спортивных состязаний, как выяснилось, были забиты оружием. В Олимпии археологи обнаружили множество предметов оружия, что были захоронены в ручьях или в старых колодцах, а часть его использовалась для укрепления стен стадионов. Но не стоит этому удивляться. Дело в том, что после сражений победитель обязан был посвятить святилищу какое-то оружие из полученных им трофеев. Победа в сражении всегда рассматривалась у греков чем-то, что сродни победе в играх. Спартанцам, павшим при Платее, посвящены строки:

Неугасающей славой покрыв

дорогую отчизну,

Черным себя облекли облаком

смерти они,

Но и умерши, они не умерли:

воинов доблесть,

К небу вспарив, унесла их

из Аидовой тьмы.

Наиболее известен из победителей игр – молодой Аристокл (427—347 гг. до н.э.). Он после успехов в борьбе и триумфа на истмийских играх занялся наукой и стал известен во всем мире уже как Платон. Будучи философом, он в «Протагоре» говорит о тех лаконцах, что стали последователями такой методы воспитания (Солон, Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Хилон, многие другие). Платон говорит о Лакедемоне (устами Сократа), что граждане полиса хотят, чтобы их сочли не только лучшими воинами и храбрыми людьми, но еще и образованными. «А что я говорю правду и лаконцы действительно отлично воспитаны в философии и искусстве слова, это вы можете узнать вот из чего: если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то большею частью нашел бы его на первый взгляд слабым в речах; но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком. Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних догадались, что лаконствовать – это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения…». Детей тут приучали выражаться резко, но в изящной форме, в немногих словах донося многое. Ликург, не придавая значение деньгам (а в Спарте имели хождение железные монеты, которые свели к минимуму торговлю), высоко оценивал значение «монеты слов», так как хотел, чтобы немного простых слов заключали в себе много смысла. Когда один афинский ритор дерзнул назвать спартанцев неучами, сын полководца Павсания остроумно возразил: «Совершенно верно, одни только мы из греков не научились от вас ничему дурному».

Спортсмен-победитель

Древние открыли нам возможность постижения так называемой калокагатии – гражданского и этического идеала, или гармоничного образа жизни. Аристотель говорил о гармонии: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями (человека)». Кстати говоря, греки с присущей им открытостью, вполне серьезно и откровенно ставили вопрос о прямой зависимости здоровья общества, как и его политической системы, от генетических качеств человека. Поэтому Аристотель в «Политике» ратует за введение надзора за воспитанием детей (с помощью педономов). Платон указывал, что за извращением здоровых государственных форм обязательно последует наказание и общества – в виде вырождения человека. Зелинский не без основания писал в «Педагогических воззрениях Платона и Аристотеля» (1916) о «зачатках евгеники» в платоновском видении воспитания. Практике «евгеники» (улучшения рода) следовала и Спарта, где, согласно легенде, ущербных и физически обреченных младенцев сбрасывали с горы Тайгет. Однако рабовладение, увы, изменило отношение греческого народа к физическому воспитанию. Если раньше спортивные игры удовлетворяли жажду гармонии, доставляя грекам здоровье и возвышенное удовольствие, затем они стали обычным массовым зрелищем. Толпа стала видеть в них театрализованную постановку, где одни соревнуются, а бездействующие зрители составляют пассивное большинство.

Стадион, сохранившийся от античных времен

По мере изменения условий существования Афин, да и других греческих полисов, и прежде всего из-за усложнившейся внутренней и международной обстановки (постоянные войны, распри, ненависть, вторжения в Грецию захватчиков), идеалы гармонической физической культуры стали отходить на задний план. Исчезает и классовая база олимпизма – аристократия (во всяком случае, ее мощь была со временем подорвана), а с ней исчезает и калогатическая система требований. Все заметнее становился глубокий разлад между греками, что и привело их к гибели.

Афина, Геракл и Атлант. Храм Зевса в Олимпии

Аполлоний. Кулачный боец

Так, блистательный Исократ (436—338 гг. до н.э.), критикуя новые условия жизни, скажет, что «народ покончил с обычаем заниматься физическим воспитанием и музыкой. Он понял, что не достигнет с их помощью счастья, и поэтому счел, что все эти занятия не прекрасны». Иные вообще считали ниже своего достоинства участвовать в соревновании, где выступают атлеты «подлого происхождения». Так, некий Адкибиадес, победивший прежде в соревнованиях колесниц (416 г. до н.э.), отказался участвовать по этой причине в следующей Олимпиаде. Несомненно и то, что серьезнейший удар наносило демократической практике игр и рабовладение. Ведь состоятельные слои, разбогатев, ожирели и стали игнорировать утомительные тренировки в беге или борьбе. Тогда еще не было машин, этого бича здоровья, но к услугам богатых и в то время был экипаж, роскошное средство передвижения. Сам образ жизни поменялся. Одни предпочитали уделять время таким увеселениям, как пиры, кутежи, женщины, грубые забавы. Другие желали обратить взор к наукам, философии и поэзии, будучи, прямо скажем, невысокого мнения о спортсменах, их уме. Основатель элейской школы философов, Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.) поставил под сомнение идеалы архаических агонистиков: «Те, кого прославляют их быстрые ноги или резвые кони, явно не могут достичь никаких вершин, потому что мудрая наука стоит большего, чем все рекорды чемпионов и лошадей». И он во многом был прав.

План Олимпии

Даже Еврипид, который и сам однажды удостаивался лаврового венка победителя соревнований по борьбе и боксу в Элеусе, на Панафинеях, сказал в «Антолике»: «По всей Элладе есть бесчисленное множество гнойников, но нет ничего более злостного, чем род атлетов». Разумеется, такая критика вовсе не означала полного отрицания греческих спортивных идеалов. Дело совсем в другом. Умные люди прекрасно видели, что спорт из массового занятия людей, ставящих перед собой благородные цели совершенствования человеческой личности, все более и более стал превращаться в нездоровый бизнес, в зрелище на потеху толпы, которая сама совершенно далека от идеалов калокагатии. Поэтому и Аристотель заявил, что утомительная и односторонне развивающая тело деятельность, за которую платят атлету двойное вознаграждение, не имеет ничего общего с греческим идеалом и вообще недостойна свободного человека. Такой спортсмен становится фактически рабом. Философ выступал и против нездорового культа атлетизма (ныне это – идиотский культуризм). Заметим, что и в искусстве на смену идеалу мужчины у скульптора Поликлета приходят мужчины в изображении Лисиппа и Праксителя (IV в.).

Реконструированный вид Олимпии

Вот и Олимпия исчезла в результате страшных землетрясений и наводнений. Еще в римскую эпоху, когда празднества уже утратили былой блеск, посетители видели около 3000 статуй, составлявших удивительную свиту олимпийского бога. Теперь же глазам археологов предстает однообразная и унылая степь. Казалось, не осталось и следа от былого великолепия. Но все понимали, что эта земля таит множество находок. Винкельман до смерти (1768) выражал твердую уверенность, что в Элиде можно собрать жатву, которая превзойдет всякие ожидания, и что основательное изучение этой местности должно пролить яркий свет на историю искусств. По остроумному замечанию одного археолога, он, ставший католиком, чтобы лучше изучить Рим, готов был стать, конечно же если понадобится, еще и мусульманином, только чтобы исследовать Олимпию. Он вел отсчет всем культурным событиям Греции от Олимпиад: «Необыкновенные люди и величайшие умы, стоявшие у истоков этого великого движения, появились вдруг все одновременно». Один из них – великий Геродот, прибывший в Элиду из Карии в семьдесят седьмую Олимпиаду. Он читал тут перед всеми собравшимися на игры греками свою знаменитую «Историю».

Незадолго до этого Ферекид первым начал писать прозой. Тут же выступал и Эсхил с первыми правильными трагедиями в возвышенном стиле (тогда как до этого, с их возникновением в шестьдесят первой Олимпиаде, трагедии представляли собой лишь пляску поющих актеров). Он впервые получил премию в шестьдесят третью Олимпиаду. «В это же время начали петь поэму Гомера, и Кинеф из Сиракуз, живший около шестьдесят девятой Олимпиады, был первым расподом. Тогда же Эпихарм поставил первые комедии, а Симонид, первый элегический поэт, принадлежит к числу зачинателей этой эпохи. В те годы ораторское искусство стало наукой, и сделал это сицилиец Горгий из Леонтин; также и в Афинах, во времена Сократа, Антифонт первым начал сочинять и записывать судебные речи. Даже самой мудрости впервые начал публично обучать Афинагор, открывший свою школу в Афинах в семьдесят пятую Олимпиаду. Незадолго до того греческий алфавит был дополнен Симонидом и Эпихармом, хотя изобретенные ими буквы впервые стали общенародным достоянием лишь в девяносто четвертую Олимпиаду, после низложения тридцати тиранов. Все это как бы подготовило то великое совершенствование искусства, к которому оно и двинулось вскоре могучими шагами». Пройдут годы, прежде чем археологи раскопают древнюю Олимпию…

Сегодня и в России впору «вести археологические раскопки» на стадионах, что забыты и заброшены. Некогда наша молодежь проводила тут свободное время, не предаваясь распутству, пьянству или порокам. Увы, сегодня все идеалы массового спорта у нас забыты. Нам кажется, что мы уподобили себя тирану, который велел вытащить из храма все статуи победителей спортивных Олимпиад и бросить их в отхожее место. В отличие от него мы выбросили в отхожие места целые поколения молодых людей. Что можно ожидать от людей, которые регулярно не отдают часы любимому виду спорта. Они подобны несчастным скопцам, что лишены радости наслаждаться чарами женского тела. Только эти не знают радости и удовольствия, которые может получить человек от ощущения собственного здорового тела. Прав Сократ: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Греки во время игр не только не стыдились обнажать тела, но и обладатели лучших гениталий пользовались признанием как у ярких женщин, так и у лучших скульпторов – те запечатлели их красоту в благородном мраморе!

Греция. Афины. Олимпийские игры. 2004 г.

Состояние общества напрямую зависит не только от материального положения и экономической базы, но и от его физического здоровья, состояния умов. Чем умнее и богаче (в том числе в нравственном, интеллектуальном отношении) тот или иной строй, та или иная держава, тем охотнее она тратит деньги, усилия, ресурсы, время на занятие спортом – спортом массовым и разнообразным. И напротив, чем беднее и никчемнее его жизнь, чем пошлее, примитивнее общественные цели и идеалы, чем глубже социальные противоречия между бедной и богатой частью населения, тем примитивнее его культура и меньше шансов у общества на здоровую жизнь. Олимпийские игры в древности были показателем мужества и здоровья тех стран, которые посылали на игры своих представителей. Олимпийские игры сегодня наиважнейшая лакмусовая бумажка, отражающая общественную философию элит и народов. Поэтому приятным сюрпризом стал успех России, где правящая элита отобрала у народа стадионы, позакрывала бесплатные спортивные школы и секции, перевела всю общественную жизнь на рельсы «рыночных услуг». Многие считали и считают, что для России в спорте наступил «бронзовый век» и уж недалек «каменный век».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Соревнования Античных Олимпийских игр - это... Что такое Соревнования Античных Олимпийских игр?

Дискобол. Римская копия греческой статуи V в. до н. э. Античный бег (530 г. до н. э.) Панкратионисты. Бронзовая репродукция римской скульптуры, выполненной по греческому оригиналу III в. до н. э. Борьба. Античный барельеф Изображение на древнегреческой вазе 3 видов пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Соревнования Античных Олимпийских игр — виды спортивных Олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры.

Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.

В «Илиаде» Гомера герой Ахиллес устраивает игры в память о погибшем Патрокле. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках (бокс), боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья.[1] Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).

Бег

  • Бег на стадию (греч. στάδιον, лат. stadium) — бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший во II в. до н. э. 12 побед на 4 Олимпиадах.[2]
  • Двойной бег (греч. Δίαυλος, diaulos)— бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту.[3] Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э..[4]
  • Долгий бег (греч. δόλιχος, dolichos) — бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э.[5] Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).
  • Бег в полном вооружении или бег гоплитов (греч. ὁπλίτης, hoplitodromos) — бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

Единоборства

  • Бокс (греч. πυγμή, лат. pugilatus) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались боксёры, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в боксе запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Боксёры обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

«Кревг нацелил свой удар в голову Дамоксена, но тот вынудил обманным движением Кревга поднять руку. Когда тот поднял руку, Дамоксен ударил соперника выпрямленными пальцами под рёбра, и благодаря силе удара и остроте ногтей сумел проникнуть внутрь тела, схватил внутренности и разорвал их, вырывая руку наружу. Кревг скончался на месте, а жители Аргоса изгнали Дамоксена за нарушение соглашения, по которому соперники должны были обменяться по одному удару. Они присудили победу мёртвому Кревгу.»[6]

Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей.

На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалейи убил в боксёрском поединке Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в боксе. Великим боксёром был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в 4 Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин, и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе.[7]

  • Панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.[8]

Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в 3-й раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге.[9] Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на 3 Олимпиадах (начиная с 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника.[10]

Артемидор из Тралл должен был сражаться среди юношей по возрасту, но оскорблённый одним из взрослых панкратионистов вступил в более старшую категорию и одержал победу в панкратионе среди мужчин в 212-ю Олимпиаду.[11] Полидам из Скотусс выиграл панкратион в 93-ю Олимпиаду. Про него говорили, что он одолел льва голыми руками, а в схватке с 3 сильнейшими персами убил их всех.[12]

  • Борьба (греч. πάλη, лат. lucta) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком.

Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника.[13] Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на 5 последующих Олимпиадах, и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами.[14]

Пентатлон

Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника 3 вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара.[15]

Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим 4 Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов.[16] Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.

Конные бега

Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с 2 лошадьми в упряжке. Аналогично как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.

В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.[17]

Соревнования трубачей и герольдов

На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов [18]. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей[19], а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии[20].

См. также

Примечания

Источники

dic.academic.ru


Смотрите также