Древние храмы греции


Древние храмы Греции - застывшая в камне история. Основные типы храмов Древней Греции

загрузка...

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также источником вдохновения для поздних исторических эпох. Древние храмы Греции являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Малую Азию, Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией – божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал – священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или мраморные стены служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь – место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая лестница из мрамора. Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм богине Нике. В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины (богини мудрости), которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон – храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается ступенчатая пирамида из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

загрузка...

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируютМногие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети...

0 0

Рак

10 признаков, что мужчина будет вам изменятьСуществуют очевидные признаки измены, не заметить их просто невозможно. Многие женщины сталкиваются с тем, что в один прекрасный момент их суженый нач...

29998 0

Неверность

Почему некоторые дети рождаются с "поцелуем ангела"?Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью. Если у вашего ребенка есть так называемый поцелуй ангела, то вам нечег...

0 0

Дети

Топ-10 разорившихся звездОказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями....

0 0

Знаменитости

Никогда не делайте этого в церкви!Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных...

0 0

Христианство

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначеВремя летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с...

31367 0

Знаменитости

Похожие статьи

twofb.ru

Храмы Древней Греции - Русские Афины

Современные культовые сооружения возводятся с общей целью – для того, чтобы в них собирались люди, прославляли своего бога, получая умиротворение и духовное утешение. В противовес этому, древнегреческие храмы были построены не для людей – они служили «домом» для конкретного божества, отвечавшего за управление силами природы или сферами жизни жителей города.

Нужды богов считались самыми важными, так как они контролировали солнце и дождь, влияющие на количество посевов; разгневанные боги могли наслать шторм и потопить весь флот, устроить пожар в городе или обречь жителей на болезни и голодную смерть.

Главный принцип устройства древнегреческих храмов – сделать так, чтобы богам было в них максимально комфортно: стены, пол и потолок были расписаны фресками с изображениями божеств, их статуи возводились из дорогих материалов, украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Ежегодно богам преподносились щедрые дары – драгоценности, военные трофеи и часть урожая.

Архитектурное оформление храмов

Центральное место в храме было занято большой статуей божества. Обычно их изображали стоя, или сидя на роскошном троне. Ранние образцы делали из дерева, а позже оно было заменено более устойчивыми материалами – мрамором или литой бронзой. Самые известные храмовые статуи – Зевс из Олимпии и Афина из Парфенона, были изготовлены из золота и слоновой кости. Статуя Зевса считалась одним из семи чудес света.

Само здание храма обычно находилось внутри священного комплекса, включающего в себя пышные сады, искусственные ручьи и фонтаны. Простым людям было запрещено входить внутрь храма – туда допускались только жрецы, которые выполняли ритуалы от имени городского сообщества. Участие горожан в религиозной жизни было ограничено праздничными шествиями, которые обычно заканчивались жертвоприношениями на алтарь бога, находившийся на территории священного комплекса, недалеко от стен главного храма.

Самым важным архитектурным новшеством греков, которое не встречалось ранее в оформлении культовых сооружений, была внешняя колоннада, опоясывающая храм по периметру. До этого колонны использовались исключительно для внутреннего оформления высоких зданий, выполняя функцию поддержки потолка от падения. В храмах колоннада использовалась в качестве разграничителя пространства, отделяя церемониальный зал, доступ в который был открыт только жрецам, от остальной части комплекса.

По внешнему виду храм максимально соответствовал форме традиционного греческого дома – мегарона. Такое сооружение впервые появилось ещё в бронзовом веке, и имело прямоугольное очертание, двухскатную каменную крышу. В центральной части дома обычно располагалось место для очага. 

Известные греческие храмы

Античные храмы являют собой величественные и запоминающиеся памятники древнегреческой культуры. В то время они были не просто местом поклонения, а полноценной обителью для мифологических существ. До нашего времени сохранилось небольшое количество храмов, так как они постоянно страдали от римских и турецких набегов, но то, что дошло до нас, просто поражает.

Парфенон – самый известный из древнегреческих храмов. Он был возведен в 432 году до н.э. в столице государства – Афинах. Строительством Парфенона руководили известные архитекторы Калликрат и Иктин. В центре храма, в окружении 50-ти колонн, располагалась величественная статуя богини Афины, выполненная из слоновой кости и золота. На фронтонах культового комплекса сохранилось большое количество барельефов, осветляющих мифологические и исторические сюжеты.

Храм Зевса Олимпийского – самый большой храм Греции, был возведен в честь главного олимпийского бога. Внутри сооружения, кроме статуи Зевса, располагалась скульптура римского императора Адриана, при содействии которого храм был завершен спустя 650 лет от начала строительства. Адриан был настолько страстным почитателем греческой культуры, что даже отрастил длинную бороду на античный манер, что не было принято у римлян.

Храм Ники Аптерос – самая ранняя постройка Акрополя. Храм был возведен во время Пелопоннесской войны, в которой Афинам противостояли отважные и сильные воины Спарты. Таким образом, горожане пытались завоевать расположение богини. Колонны и стены были сложены из редкого и дорогого мрамора, а внутри находилась роскошная статуя богини с шлемом в одной руке, и гранатом, символом плодородия и победы, в другой.

Храм Гефеста, античного бога кузнечного дела, - один из немногих, практически полностью сохранившихся до наших дней. Его массивные колонны, подпирающие тяжелую кровлю, олицетворяют сущность Гефеста – это единственный олимпийский бог, который занимался тяжелым физическим трудом.

Храм Аполлона в Дельфах прославился в первую очередь из-за дельфийского оракула, дававшего самые точные предсказания. Древние греки считали, что Дельфы находятся в центре мира: согласно одной легенде, Зевс выпустил двух орлов с разных частей света, и те встретились как раз над Дельфами. Перед тем, как начинать важные государственные дела или вступать в войну с соседним государством, правители Греции обязательно советовались с Дельфийским оракулом.

Храм Посейдона – находится на побережье Эгейского моря, на мысе Сунион. Как полагается обиталищу морского бога, храм постоянно омывается солеными морскими волнами и обдувается влажным ветром. Согласно с легендами, именно здесь царь Эгей ждал возвращения своего сына после боя с Минотавром. После победы Тесей просто забыл сменить выполнить обещание отцу и сменить черный флаг на корабле белым. Эней, увидев в море корабль любимого сына под траурным флагом, не выдержал горя и бросился со скалы в пучину.

Храм Геры – считается самым древним во всей Греции. Его строительство началось около 600 года до н.э. До нашего времени от культового сооружения осталось только основание с нижними частями колонн. Именно в храме Геры каждые 4 года проводится церемонии зажжения Олимпийского огня от жарких солнечных лучей.

Храм Деметры в Элевсине – посвящен богине земледелия и плодородия. В марте и сентябре каждого года Деметре преподносились щедрые дары. Возле главного входа заканчивалась Священная дорога, которая вела путников из Афин. Сегодня недалеко от храма расположен небольшой музей, где представлены некоторые из археологических находок, сделанных в окрестностях.

Быть в Греции и не посетить хотя бы Парфенон, считается не просто дурным тоном: не побывав возле таких памяток невозможно полностью оценить всё величие древнегреческой культуры, воссоединиться с ней и почувствовать дух времени. Попадая из шумной городской обстановки в окружение огромных колонн, можно услышать гулкие шаги внутри храмов, прикоснуться к горячему камню, пройти там, где тысячи лет назад обычному человеку запрещалось находиться.

Храмы Древней Греции вдохновляли целые поколения художников, скульпторов, архитекторов. Они стали основой для многих архитектурных стилей, и находят свое отображение и в современности.

rua.gr

Древние храмы Греции - застывшая в камне история. Основные типы храмов Древней Греции

загрузка...

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также источником вдохновения для поздних исторических эпох. Древние храмы Греции являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Малую Азию, Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией – божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал – священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или мраморные стены служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь – место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая лестница из мрамора. Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм богине Нике. В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины (богини мудрости), которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон – храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается ступенчатая пирамида из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

загрузка...

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируютМногие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети...

0 0

Рак

10 признаков, что мужчина будет вам изменятьСуществуют очевидные признаки измены, не заметить их просто невозможно. Многие женщины сталкиваются с тем, что в один прекрасный момент их суженый нач...

29998 0

Неверность

Почему некоторые дети рождаются с "поцелуем ангела"?Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью. Если у вашего ребенка есть так называемый поцелуй ангела, то вам нечег...

0 0

Дети

Топ-10 разорившихся звездОказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями....

0 0

Знаменитости

Никогда не делайте этого в церкви!Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных...

0 0

Христианство

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначеВремя летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с...

31367 0

Знаменитости

Похожие статьи

aikido-mariel.ru

Древние храмы Греции и Египта, – какие тайны они скрывают?

Многие из них были возведены сотни лет назад. Одни использовались исключительно для восхваления богов, другие – для проведения темных ритуалов, включая человеческие жертвоприношения. В этой статье вы найдете описания древних храмов двух великих цивилизаций – Египта и Греции. Какие тайны хранятся под слоем многовековой пыли? Настало время это выяснить!

 

Древние храмы Греции

Греческие храмы пользуются популярностью у туристов из разных стран мира. Однако ни в одном путеводителе вы не найдете таких сведений. Редакторам сайта valtasar.ru пришлось изрядно потрудиться, чтобы собрать нижеизложенную информацию.

 

Кровавое прошлое храма Парфенон

Изучая древние храмы Греции, невозможно проигнорировать этот монумент, расположенный на территории акрополя в Афинах. По возрасту он не уступает доменам и кромлехам, встречающимся в изобилии на территории Англии. Храм посвящен богине Афине, ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. Однако мало кто знает, что на территории этого сооружения некогда располагался его мрачный предшественник – Гекатомпедон.

Есть мнение, что само слово «Гекатомпедон» имеет связь с обычаем принесения в жертву младенцев. В переводе с греческого «рaidos» означает «дитя», tome – «рассечение», а hekaton – цифру сто. Древние считали, что сто детских жертв помогут сделать фундамент здания прочным и несокрушимым. Этот жестокий обычай существовал недолго, в дальнейшем понятие «сто детских жертв» использовали в качестве измерения длины наоса (святилища храма).      

 

Великий храм Зевса Олимпийского

Далеко не все древние храмы Греции имеют кровавое прошлое. К примеру, храм Зевса Олимпийского знаменит тем, что там некогда находилась скульптура Зевса работы мастера Фидия.  Именно этот храм изображен в мультфильме «Геркулес» (сцена, где юный Герк впервые встречается с божественным отцом).

Согласно легенде, когда Фидий закончил работу над своим величественным сооружением, он подошел к статуе и спросил: «Доволен ли ты, о могущественный Зевс?». В это мгновение раздался раскат грома, напольные плиты возле ног статуи треснули. Видимо, бог-громовержец был доволен результатом.

Между прочим, судьба самого Фидия могла бы быть очень плачевной, если бы среди жителей Афин не было почитателей его таланта. По ложному доносу Фидия схватили, его собирались пытать и убить. Но поклонники добились освобождения мастера, что позволило ему продолжить работу.

Храм Посейдона – во власти морской пучины

Назначением древних храмов Греции нередко была охрана жителей Эллады от всевозможных каверз и превратностей судьбы. Жизнь древних греков была нераздельно связана с морем, поэтому Посейдон был вторым по значимости богом после Зевса-Громовержца. Если кто-либо из жителей солнечной Эллады решался выйти в море, не принеся жертвы Посейдону, то бог моря безжалостно карал наглеца.

Сегодня храм Посейдона является визитной карточкой острова Корфу. На мраморных плитах этого святилища выгравированы сцены, отображающие фрагменты из жизни самого Посейдона, а также схватки лапифамов и кентавров. К сожалению, только 16 из 42 колонн храма сохранились до нашего времени.

 

Древние храмы Египта

Древний Египет… Наверное, эти слова ассоциируются у вас с небезызвестной кинокартиной «Мумия»? слепящее солнце, раскаленный песок, таинственные каменные монолиты пирамид. И могучие стражи, готовые противостоять тем, кто дерзнет нарушить покой фараона… Мы вас не разочаруем – египетские храмы на самом деле хранят немало загадок.

 

Гробницы царицы Мерьетнейт

Склеп этой царицы был построен в городе Абидосе. Рядом с усыпальницей самой царицы археологи нашли небольшие гробницы, возведенные для ее прислуги – рядом с правительницей был похоронен целый штат из 41 человека. Неподалеку располагался еще один «квартал», где были принесены в жертву 77 человек.

Впрочем, царица Мерьетнейт не была рекордсменом по количеству умерщвленных слуг. Представитель Первой династии правитель Уаджи прихватил с собой на тот свет 335 человек. Примечательно, что останки принесенных в жертву слуг, хранящихся в древнем египетском храме, содержат следы переломов. Вероятнее всего это было сделано для того, чтобы и в загробном мире слуги не смогли покинуть своего господина. Неизвестно только, были ли эти люди искалечены до принесения в жертву или после.

 

Египетские пирамиды

Эти древние храмы Египта мы описывали неоднократно. Если Вас интересуют тайны пирамид, судьба лорда Карнарвона (одного из самых известных исследователей) или иные сведения об этих архитектурных памятниках, то ищите их здесь. Мы же не будет отвлекаться и продолжим…

 

Древний Карнакский храм

Этот храмовый комплекс возводился в течение нескольких столетий. Комплекс состоит из 33 отдельных культовых сооружений и залов. Как и многие древние храмы Египта, Карнакский храм отличается монументальными формами. Его также называют Домом Света, принадлежащим Амону-Ра. Эта тема отчасти затрагивается в кинокартине «Мумия».

Согласно легенде, под Карнакским храмом располагаются катакомбы, ведущие в гробницу одного выдающегося некроманта и алхимика, имя которого сокрыто. Там же хранится старинный медальон, некогда принадлежавший этому магу. Если верить преданию, то тот, кому удастся найти этот медальон, сможет исполнить свои самые сокровенные желания. Но в расплату за это он должен будет навеки отдать свою душу Анубису.

valtasar.ru

Древнейшие греческие храмы - Архитектура

Первый «храм в антах» все же отличается от мегарона у него появляется ступенчатый постамент, выделяющий храм из окружа среды. В дальнейшем у всех греческих храмов появился такой, постамент (стереобат). Простиль имеет уже четырехколонный портик на восточном фасаде. В дальнейшем, с постепенным развитием храмовой япхитектуры усиливается стремление к «всефасадности», открытости храма со всех четырех сторон (фасадов). Амфипростиль имеет симметричные портики на восточном и западном фасадах, перип основной тип храма, бывший чрезвычайно популярным в классичкую эпоху, окружен колоннами со всех четырех сторон.

Древнейшие греческие храмы строились из дерева (колонны, пер крытия) и сырцового кирпича (стены). И ордерная система, которая существовала в каменной архитектуре Греции, возникла как изображение деревянных конструкций. В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфскии.

Композиционный центр интерьера греческого храма — огромная культовая статуя (часто от пола и до потолка). Целла, как правило, была небольшой, однонефной, в крупных периптерах — трехнефной. В трех- нефных храмах боковые нефы часто имели верхний этаж, по которому можно обойти вокруг статуи. Лестницы на верхние галереи устраивались у входа.

Ордер внутри храма отличался от наружного. Как правило, колонны в интерьерах были более тонкими и чаще всего двухъярусными, в антаблементе мог отсутствовать фриз.

Самый знаменитый классический периптер — Парфенон — главный храм Афинского акрополя. Его построили архитекторы Иктин и Калликрат в 447 — 438 гг. до и. э. Парфенон посвящен Афине Парфенос (Деве) покровительнице Афин. Это крупнейший дорический храм Греции (размеры по стилобату 30,8×69,5). Соотношение колонн длинной и короткой сторон внешней колоннады 8×17 м (всего их 46). Интерьер храма состоял из двух залов, входы в которые находились с противоположных торцов. В восточной целле было три нефа (двухъярусная колоннада, П-образный обход вокруг знаменитой статуи Афины работы Фидия). Западный зал назывался «Парфенон» (помещение для девушек). В нем хранилась казна и важные государственные документы. Перекрытие в нем поддерживали четыре колонны, предположительно ионические.

Еще один замечательный храм Афинского акрополя Эрехтейон. Он уникален своей планировкой, которой нет аналогов. Храм имеет три целлы: целла Афины на востоке, в центре — целла Эрехтейя на западе — Посейдона. Эрехтейон, таким образом, представляет собой асимметричный объем со свободной и живописной планировкой. Фасады храма также не повторяют друг друга: южный фасад украшен «портиком кариатид», на западе в стену встроена колоннада, на восточном и северном фасаде находятся ионические портики разной высоты и конфигурации. Целла Посейдона разделялась на три помещения, первое из которых — пронаос. Целла Афины была совсем простой, с фигурой Олимпийского. Он имел трехнефную целлу с двухъярусной колоннадой, в которой находилась знаменитая статуя Зевса работы Фидия.

В эпоху эллинизма появилось много новых вариантов композиционных решений храмов. Например, псевдопериптер, псевдодиптер, фолос (круглый в плане храм). Строится много диптеров больших размеров. Целла таких храмов иногда была настолько огромной, что оставалась без перекрытия, превращаясь в подобие внутреннего двора. Пример — храм Аполлона в Дидимах близ Милета с огромной гипетральной целлой и пронаосом, представляющим собой многоколонный зал, напоминающий египетский гипостиль.

Как отдельные монументальные сооружения в эпоху эллинизма воздвигали алтари (например, алтарь Зевса в Пергаме).

Стены барабана Пантеона разделены на два яруса. Нижний ярус более высокий, в нем устроено семь ниш, которые имеют попеременно абсидообразную и прямоугольную форму. В этих нишах стояли статуи богов. По краям каждую нишу обрамляют две пилястры, и по две колонны отгораживают ниши от подкупольного пространства. Цвета колонн и пилястр красно-фиолетовый и золотистый. Верхний ярус Пантеона декоративный. Он расчленен ордером, но более мелкого масштаба. Цветовое решения интерьера Пантеона полихромное. Использованы облицовка разноцветными мраморами, цветной геометрический рисунок мраморного пола, белые капители колонн, бронзовые статуи.

При входе в Пантеон имеется многоколонный затененный портик. Внешний объем Пантеона очень простой, он представляет собой глухой кирпичный цилиндр с портиком. В отличие от греческого периптера, предназначенного для обхода со всех сторон, все усилия архитекторов Пантеона были направлены не на внешнюю, а на внутреннюю отделку храма.

dominterior.org

Какой секрет хранят древние храмы Греции

Исследования показывают, что древнегреческие храмы могли иметь астрономические значения в значительных масштабах, пишет издание BBC.

Маноло Фернандес, преподаватель испанского языка и энтузиаст любительской астрономии, говорит, что размещение храмов Греции не было случайным. «Это места, символизирующие нечто большее, чем мы знаем».

Фернандес уверен, что треугольники, созданные месторасположением храмов в Греции, отражают движения разных небесных тел, таких как солнце, луны или планеты и звезды по отношению к поверхности Земли.

Эта теория часто приводит его в Национальную обсерваторию Афин для созерцания. Внутри купольного мраморного здания телескоп Доридис предоставляет посетителям, таким как Фернандес, великолепные виды на ночное небо. Увидев луну, Сатурн, Марс и различные созвездия в телескопе, он непреклонно уверен, что «храмы греков были построены, чтобы выровнять населенные части Земли с планетами в небе».

 

Идея триангуляции греческого мира не нова — это скорее пример «священной географии» или того, как религиозные объекты были расположены в соответствии с астрономией или мифологией.

В 1960-х годах профессор французской литературы Жан Ричер (с особым интересом к символике, эзотерическим доктринам и греческой мифологии) из Университета Ниццы описал эту идею как «великий дизайн», связывая священные места с небом. Он предположил, что Греция будет разделена на 12 секторов, отражающих 12 знаков зодиака и связанных с оракулом святилища Дельфы — как Омфалоса, или Пупка греческого материка.

Но теоретики священной географии, такие как Ричер, никогда не заслуживали должного уважения со стороны ортодоксальной науки, поскольку эти теории никогда не могли быть доказаны.

Джордж Пантазис и Евангелия Ламбру, доценты Национального технического университета в Афинах, недавно использовали жесткие геодезические методы для определения астрономической ориентации древнегреческих храмов. Пара выбрала храмы Парфенона и Гефестиона, два из величайших храмов классической эпохи, оба из которых были посвящены богине Афине (хотя Гефестион также был посвящен Гефесту).

Они обнаружили необычайно симметричное расположение между храмами, гарантируя, что оба имеют одинаковый вид на восток. «Астрономическая ориентация храмов связана с восходом солнца в день празднования бога, которому посвящен священный участок, — заметил Пантазис. — Восход солнца должен происходить точно на центральной оси храма, чтобы осветить центральную статую почитаемого бога».

Существует множество других исследований, свидетельствующих о том, что классические храмы были построены, чтобы выровняться со звездами, хотя и не в масштабе, которое представлял себе Ричер. Тем не менее, появление области знаний — археоастрономии, изучение астрономических знаний и реализации древних культур неизбежно сделают связь между астрономией и религией еще более увлекательной.

realist.online

1gr.tv

Античный храм. Элементы античной архитектуры

Древнегреческая архитектура представляет собой одну из вершин художественного наследия далекого прошлого. Она заложила основу европейского зодчества, строительного искусства. Главная особенность заключается в том, что античная архитектура Греции носила религиозный подтекст и создавалась для жертвоприношений богам, приношения им даров и проведения массовых мероприятий по этому поводу.

Историю строительного искусства древнейшей цивилизации историки делят на пять периодов: архаический, ранне-классический, классический, эллинизма и Римского владычества. Далее мы расскажем о каждом из них, а также об известнейших храмах, построенных древними греками, более подробно.

Архаический период

Продолжительность архаического периода: с 7 в. до н. э. до времен афинского законодателя и политика Солона (около 590 г. до н. э.). В 7-6 вв. до н. э. архитектура Греции отразила наиболее передовые стороны жизни общества. В результате развития греческого полиса ускорился рост демократических сил, а это привело к напряженной борьбе народа против верхушки аристократов. В этот период храм, который возводился всем полисом, стал главным общественным зданием – хранилищем казны и сокровищ и народных празднований одновременно. В результате упорных исканий сформировались главные элементы античной архитектуры – ордер (строгая система, отражающая расположение и взаимоотношение колонн) и антаблемент (перекрытие).

Особенности храмов архаического периода

В архаический период из примитивных построек эпохи Гомера вырос ранний тип каменного сооружения, так называемый «храм в антах». На передней стороне он имеет портик, образованный выступами боковых стен (антами) и двумя, стоящими посередине, колоннами. К таковым в частности относится Афинское казначейство в Дельфах (на фото выше), построенное из парижского мрамора. Ориентировочная дата возведения – 510-480 гг. до н. э. Здание было раскопано и реконструировано в 1903-1906 гг.

Далее произошла замена антов колоннами, и возник новый античный храм – простиль. Он имел открытый портик. Дальнейшее добавление еще четырех колонн на противоположной стороне, возле входа в сокровищницу (амфипростиль), стало первым шагом к построению, так называемого перипетра – полностью открытого со всех сторон храма. И хотя все эти типы развивались одновременно, последний все же стал доминирующим.

В каждой постройке имелось главное помещение - святилище античного храма (алтарь), где располагалось скульптурное изображение почитаемого бога или богини. Оно носило название «наос».

Ранний классический период

В ранний классический период, продолжавшийся с 590 г. по 470 гг. до н. э., античная архитектура постепенно освобождает себя от чужеземных тенденций, занесенных из Египта и Азии. Подобно живописи и скульптуре она стала одним из самых ярких проявлений человечности и демократизма культуры классической Греции.

В пропорциях храмов, построенных в данный период, наблюдается строгая упорядоченность и соразмерность масштабов и числа колонн, а также других частей здания. Все это придает архитектуре раннего классического периода силу и красоту. Сформировался новый тип храма - дорический, который получил в дальнейшем большое распространение.

Античные храмы Греции раннего классического периода: Геры в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Зевса в Афинах, Афины Паллады на о. Эгине (фото выше). Примечательно, что в Сицилии и Юной Италии памятников архитектуры этих времен гораздо больше, тогда там располагались самые богатые греческие колонии. В частности Храм Посейдона в Пестуме. Не стоит забывать и об одном из семи чудес света – храме Артемиды в Эфесе, который был сожжен Геростратом.

Храм Посейдона в Пестуме

Данный памятник древнегреческой архитектуры известен современникам также под названием II храм Геры. Пожалуй, его можно считать самой мощной и строгой постройкой в дорическом стиле, относящейся к 5 до н. э. В своем суровом и простом облике он отразил идеи героической борьбы народа за независимость от вторгнувшихся персов. До наших дней сохранилась часть верхних колонн, внутренних двухъярусных колоннад и внешних, возвышающихся на прочном основании. Как и более древние храмы данной местности (бывшей Посейдонии) он построен из очень твердого кристаллического ракушечника. Сверху он был обработан тонким слоем штукатурки. В архитектуре наблюдается принцип регулярности. Постройка имеет внушительные размеры: 60 м в длину и 24 м в ширину.

II храм Геры располагается в Италии (в 40 км на юго-восток от Салерно). Ныне он открыт для туристов. Вход в него стоит 4 или 6 евро (включает посещение Археологического музея в Пестуме).

Храм Артемиды в Эфесе

Храм был признан одним из семи чудес, существовавших в античном мире. Находится он на территории современного города Сельчук (Турция). Сооружение имеет сложную и трагическую историю.

Первая и самая масштабная постройка на данном месте была возведена в середине 6 в. до н. э., а в 356 г. ее сжег Герострат. Вскоре античный храм восстановили в прежнем облике, однако в третьем веке ему вновь нанесли урон, на этот раз готы. В 4 в. святилище сначала закрыли, а затем разрушили в связи с исповедованием новой религии – христианства и запретом языческих обычаев и культов. Построенная на его месте церковь, впрочем, тоже простояла не долго.

Согласно мифологии, Артемида приходилась Аполлону сестрой-близнецом. Она заботилась обо всем живом на земле (животные, растения), опекала их и защищала. Не обделяла своим внимание она и людей, даруя счастье в браке и благословляя на рождение потомства. Культ богини в Эфесе существовал с незапамятных времен. В честь нее горожане построили огромный храм (длина 105 м, ширина 52 м, высота 127 колонн, установленных в восемь рядов, равна 18 м). Средства на него пожертвовал лидийский царь. Строительство велось довольно долго, и за это время сменилось несколько архитекторов. Храм построили из белоснежного мрамора, а статую богини из слоновой кости и золота. Он был деловым и финансовым центром города, там же проводились религиозные церемонии. Данный античный храм не принадлежал городской власти и находился полностью под управлением коллегии жрецов. В настоящее время на месте храма можно увидеть лишь одну восстановленную колонну. В парке Миниатюрк (Турция) можно посмотреть на модель храма (на фото выше).

Классический период в архитектуре

Классический период, продолжавшийся с 470 по 388 гг. до н. э. – это время расцвета государства, эпоха высшей демократии и подъема. В Афины стекаются лучшие мастера всей Греции. Пути развития архитектуры неразрывно связаны с именем величайшего скульптора древнего мира – Фидия. Выдающийся политик и деятель Перикл наметил масштабный и грандиозный план застройки Акрополя. Именно под руководством Фидия на протяжении второй половины 5 века до н. э. шла одна из самых грандиозных строек, по завершению которой появился совершенный архитектурный ансамбль, во главе которого – Парфенон. Афинский акрополь был обильно украшен скульптурами мастера и его учеников.

В целом, в архитектуре классического периода продолжает преобладать дорический тип храмов. Однако он становится более легким в формах и смелее в композиционном плане. Постепенно в обиход внедряется ионический стиль и коринфский. В самой Греции храмы становятся благородными, элегантными и легкими. Особое внимание уделяется пропорциям и материалу. Зодчие используют белый мрамор, легче поддающийся тонкой обработке. Одним из замечательнейших памятников архитектуры тех времен является Храм Тесея, расположенный в Афинах. Это яркий пример того, как дорический стиль был смягчен в Аттике.

Одновременно на Сицилии продолжает господствовать дорический стиль, поражающий колоссальностью сооружений.

Парфенон

Афинский акрополь представляет собой скалистый холм высотой 156 м с пологой вершиной, имеющий длину около 300 м и ширину 170 м. Именно здесь возвышается главный памятник античной архитектуры – великолепный Парфенон. Храм посвящен покровительнице всей Аттики и Афинам, в частности богине Афине-девственнице. Он был возведен в 447-438 гг. архитектором Калликратом по проекту, созданному древнегреческим зодчим Иктином, и богато украшен под руководством скульптора Фидия. Сейчас храм находится в руинах, активно ведутся восстановительные работы.

Парфенон – это античный храм, представляющий собой дорический перипетр с элементами ионического стиля. Он расположен на трех мраморных ступенях, имеющих высоту около 1,5 м. Со всех сторон храм окружен колоннадой: по 8 колонн на фасадах здания и по 17 с каждого бока.

Материал, из которого возведено святилище – пентилийский мрамор. Кладка была сухой, т. е. осуществлялась без использования скрепляющего раствора или цемента.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса Олимпийского являлся одним из самых почитаемых в Древней Греции. Эта постройка, являющаяся подлинным образцом дорического ордера, тоже принадлежит к классическому периоду. Храм заложили во время проведения 52 Олимпиады, но строительство было окончено только между 472-456 гг. до н. э. все тем же Фидием.

Он являлся классическим периптером с 13 колоннами вдоль здания и 6 – по его ширине. Храм строили из известняка-ракушечника, доставляемого с Пороса. Высота строения достигала 22 м, ширина – 27 м, а длина – 64 м. Сведения о внешнем виде стали доступны благодаря раскопкам 1875 г, проведенным под руководством немецкого археолога Э. Курциуса. Внутри храма располагалось еще одно из семи чудес древнего мира – это созданная Фидием хрисоэлефантинная статуя Зевса, высота которой превышала 10 м.

Храм Зевса вместе со многими другими в Олимпии был разрушен по велению императора Феодосия II, как свидетельство языческой веры и традиции. Уцелевшие остатки были окончательно погребены под обломками во время землетрясения 522 и 551 г. до н. э. Найденные в результате раскопок фрагменты храма хранятся главным образом в Археологическом музее Олимпии, несколько – в Парижском Лувре.

Храм бога огня Гефеста

Античный храм времен классического периода, посвященный Гефесту, сохранился по сравнению с остальным наилучшим образом. Он был возведен предположительно в период между 449 и 415 гг. до н. э. Святилище представляет собой постройку дорического ордера. Сведения об архитекторе не сохранились, вероятно, это был тот же зодчий, что занимался возведением храма Ареса на Агоре на мысе Сунион, и Немезиды в Рамнунте.

Строение не было разрушено в период становления христианства. Более того, храм использовали как православную церковь им. Св. Георгия с 17 века по 1834 г. Затем ему присвоили статус национального памятника.

Период эллинизма

В период с 338 по 180 гг. до н. э. греческая архитектура начинает терять свою характерную чистоту вкуса. Она находится под влиянием чувственность и пышности, проникших в Элладу с Востока. Скульпторы, художники и архитекторы больше заботятся об эффектности здания, его пышности. Чувствуется везде и повсюду пристрастие к коринфскому стилю. Возводятся здания гражданского характера – театры, дворцы и т. д.

Известные храмы Греции периода эллинизма посвящены Крылатой Афине (в Тегее), Зевсу (в Немее). Появляется много грандиозных и роскошных зданий в этот период в Малой Азии. В частности, огромный храм Ф. Дидимского в Милете (на фото выше).

Период Римской империи

Создание империи А. Македонского положило конец периоду классики и греческой демократии. В период эллинизма греческое искусство проходило свою последнюю фазу развития. Попав под власть Рима, Греция утратила свое былое величие, и архитектурная деятельность практически полностью была прекращена. Однако художники, съехавшиеся в вечный город, принесли традиции своего искусства и поспособствовали облагораживанию римской архитектуры. В этот период (180-90 гг. до н. э.) греческое искусство практически сливается с римским.

www.viafortuna.ru


Смотрите также