Олимпиада греция древняя


как начались, виды состязаний, интересные подробности

«Против человеческой славы бессильны даже боги» — эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…

У древних эллинов было много богов. Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.

Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.

Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…Единственное, что отличало их от людей — бессмертие.

Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг.

Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…

И тогда люди придумали Олимпийские игры.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История появления Олимпийских игр

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.

Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.

И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды, той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»

Тогда умный правитель отправляется к своему соседу — царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула, а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.

Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры, посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.

Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.

Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.

Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев — спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия — перемирие на время проведения соревнований.

Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание — огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.

Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны, заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.

Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе — Истмийские, в Дельфах — Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом — Немейские.

Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.

к меню ↑

Место проведения первых Игр

Даже место, для них избранное, назвали Олимпия, чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу — божественной горе Олимп.

Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова — Пелопоннеса.

Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

к меню ↑

Как проводились и почему были запрещениы

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам илишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.

По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям: им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.

Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.

Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона — элидского повара Корэба и дата этой победы — 776 г.

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.

После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.

Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

к меню ↑

Виды состязаний

Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.

Длина дистанций измерялась шагами или стадиями — не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.

В Олимпии стадия равнялась 192,7 см — считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».

В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.

Позже появился самый жестокий вид состязаний — борьба без правил, или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.

В 680 г., прибавились гонки на колесницах.

Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:

  • быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
  • быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
  • контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.

Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.

Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами.

Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.

В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:

Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.

к меню ↑

Чем награждали

Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?

Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис, украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз.

Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.

Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.

к меню ↑

Возрождение: современные Олимпийские игры

И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.

Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях — кулачном бою и панкратионе.

А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.

И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света, потомкам удалось возродить дух этого священного места.

А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.

Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь, символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.

anygreece.com

Древние олимпиады в Греции

Античные состязания атлетов породили немало легенд. На самом деле великие олимпийцы ставили рекорды свыше человеческих возможностей или это людская молва сделала из них сверхлюдей? Современные исследователи сделали попытку сравнить достижения чемпионов нашего времени с легендарными результатами древних атлетов. Похоже, что если бы атлеты, жившие в эпоху Геракла, перенеслись бы к нам в мир на спорт арену, то он с легкостью уделали бы любого из своих потомков-чемпионов.

 

О победителях первых Олимпиад из официальных источников известно немного. Как указывали древнегреческие историки Полибий и Аристодам, имена их стали фиксировать только с 27-й Олимпиады. Первого известного нам олимпийцы звали Короибос (Кореб), он был поваром из Элиды. Другой прославленный атлет, чье имя дошло до наших дней, - «сильнейший из сильнейших» Милон из Кротона, который стал шестикратным чемпионом Олимпийских игр. В четырнадцать лет он был сильнейшим в борьбе среди парней до 20 лет. Потом на протяжении пяти олимпиад неизменно оставался лучшим среди взрослых.

 

Этот выдающийся силач античной Греции был еще многоразовым победителем на Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих других местных соревнований. О его исключительной физической силе ходили легенды. Говорили, что силач из Кротона обвязывал веревкой лоб и, задерживая дыхание, рвал ее венами, вздувшимися от напора крови. Овации восторженных зрителей приветствовали его появление на стадионе, когда могучий атлет появлялся с живым быком на плечах, которого потом убивал одним ударом кулака.

 

Упоминания о нем есть в трудах многих авторов того времени. Немалую роль в победе на Олимпийских соревнованиях играла уникальная техника атлетов. Таким являлся необыкновенно выносливый и подвижный боксер Мелэнком из Карии, который победил на Олимпийских играх в 49 г. н.э. В течение всего поединка он держал руки вытянутыми вперед, уходя, таким образом, от ударов противника. Вследствие такого подхода соперник быстро выдыхался и признавал свое поражение. Meланком прославился тем, что не ранил тяжело ни одного соперника в таком жестоком виде спорта. А про чемпиона Олимпийских игр в 460 до н.э, Ладаса из Аргоса ходили слухи, что якобы он умел так легко бегать, что от него не оставалось и следов. А его земляк Эгей, победивший в «длинном» беге, прославился тем, что, едва его объявили олимпийцем, он бегом отправился в родной Аргос, чтобы поскорее сообщить землякам радостную новость. Победил он утром, а прибежал под вечер. То есть расстояние более 110 км Эгей преодолел почти за 9 часов.

 

Еще один выдающийся бегун Древней Греции - Полимнестор из Милета, победитель в беге в 596 г. до н.э. Он тренировался, когда пас коз, чтобы развить нужную скорость. Древнегреческий бегун Астиал из Кротона вошел в историю Олимпийских игр как один из лучших игроков по количеству побед. Слава о нем гремела по всей Греции. Однако позже он совершил роковую ошибку, стоившую ему всего. На первых двух Олимпийских играх Астиал выступал за Кротон, а на последующих - за Сиракузы. Обидевшиеся земляки жестоко отплатили за невежество: установленный ему монумент повалили, а из дома его сделали тюрьму.

 

Величайший атлет Греции Леонидас с Родоса получил на четырех Олимпийских играх подряд 12 венков победителя. Восхищения достойны и античные копьеметатели. Тяжелое олимпийское копье делали из ели или ясеня, с трехгранными металлическими наконечниками с обоих концов. Секрет состоял в том, что к середине древка крепилась ременная петля. В петлю атлет перед броском вкладывал пальцы, которыми придавал копью вращение, благодаря чему оно летело быстрее и дальше. Сохранилось упоминание о том, что на одной из олимпиад греческий силач Флегий метнул диск через реку Алфей. Специалисты измеряли ширину реки, получилось около 50 метров. В наше время такой бросок сделал бы его мастером спорта международного класса. А ведь снаряды для метания у древних греков весили практически в два раза больше, чем современные.

 

Археологи, например, нашли камень с надписью: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Камень весит 143,5 кг, это очень много даже для двух рук, а для одной - тем более. Исследователи проверяли экспериментально, пытаясь сравнить достижения атлетов древности и современности, и выяснили, что вряд ли среди современных гребцов сегодня удалось бы найти пригодных для службы на военных кораблях античной Греции. Метаболизм спортсменов измерили портативными анализаторами, а затем рассчитали расход энергии. Выяснилось, что если бы древнегреческие гребцы оказались в настоящем времени, то каждый из них мог бы претендовать на звание чемпиона мира.

 

А что оставит наша цивилизация грядущим поколениям? Способны наши современники удивить выдающимися результатами, уникальными спортивными достижениями или сверхлюди остались в прошлом человечества?

mir-faktov.com

Олимпийские игры в древности

Предыстория

Древние греки очень большое значение придавали развитию тела. Ловкость, сила и выносливость высоко ценились. В древности людям часто приходилось воевать. А чтобы быть хорошим воином, требовалась выносливость и физическая сила.

Греки были очень религиозны и верили в то, что во многом исход битвы зависит от воли богов, а не только от хорошей подготовки. Воздавать славу богам, приносить им жертвы, устраивать в честь богов-покровителей пышные праздники было традицией.

 

События

Олимпийские игры – самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции.

  • Посвящены они были богу Зевсу.
  • Проводились в городе Олимпия в Южной Греции.
  • Игры проходили каждые 4 года, продолжались 5 дней.
  • На Олимпийские игры съезжались люди со всей Греции.
  • На время игр прекращались все войны и объявлялся священный мир.

776 г. до н.э. – первые в истории Олимпийские игры.

Греки соревновались в:

  • беге,
  • прыжках в длину,
  • метании диска,
  • метании копья,
  • борьбе,
  • гонках на колесницах,
  • беге с оружием.

Как проходили соревнования?

  • Атлеты (участники игр) очень тщательно готовились.
  • Принимали участие только греки, только граждане (не рабы), только мужчины.
  • Атлеты выступали обнажёнными.
  • Обязательным перед соревнованиями было жертвоприношение.
  • Победителей награждали оливковыми ветвями из Священной рощи.
  • Стать победителем Олимпийских игр было очень почётно.

394 г. – последние Олимпийские игры древности. Греция была в составе Римской империи, и официальной религией в это время стало христианство. Император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий праздник.

1896 г. – Олимпийские игры возрождены и проходят до сих пор.

 

Участники

Зевс – главный бог Древней Греции.

Милон – знаменитый греческий атлет. Выиграл на четырёх Олимпийских играх подряд. Согласно преданию сила его была так велика, что Милон мог поднять быка.

Полидам – знаменитый греческий атлет. Мог удержать за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.

Феодосий I – римский император, запретивший Олимпийские игры и разгромивший языческие храмы.

 

Заключение

Олимпийские игры – большой праздник для греков. Он сочетал и спортивные состязания, и поклонение богу Зевсу. Это было событие, в честь которого жители всей Эллады могли собраться вместе, остановить войны и наблюдать или участвовать в торжественных состязаниях. Слава Олимпийских игр сохранилась до наших дней благодаря возрождению игр в XIX веке.

 

Параллели

Олимпийские игры не были единственным спортивным праздником греков. Были и другие игры, посвящённые другим богам и проходившие в других городах. Вторыми по популярности после Олимпийских игр были Пифийские игры, проходившие в городе Дельфы. Посвящены они были богу Аполлону, укротителю змея Пифона. Кроме спортивных состязаний, на Пифийских играх соревновались музыканты и философы.

Пифийские игры тоже возрождены в современности. Сейчас эти игры называются Дельфийскими, на них проводятся конкурсы и фестивали музыкантов, танцоров, поэтов и дизайнеров, выставки искусства.

Олимпийские игры в жизни  древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны, объявлялся всеобщий мир. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских спортсменов называют посланцами мира.

За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие. Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено. 

Один раз в четыре года, в середине лета, в Олимпию (рис. 1) стекались толпы людей. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения зрителей не было. Зрители стояли, сидели или лежали на холме, а также на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещения стадиона не брали.

Рис. 1. Олимпия (Источник)

В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

Начинали бегуны (рис. 2). Участники соревнований по команде «Занять место нога к ноге!» – становились на свои места на дорожке. Если один их атлетов срывался с места до сигнала, судья наказывал его хлыстом.

Рис. 2. Бег (Источник)

О скорости бегунов слагали легенды. Рассказывали, что был бегун, которого видели только на старте и финише, как он бежал всю дистанцию никто не видел, настолько быстро он быстро бежал. Другой бегун мог обогнать зайца, а третий бежал так, что на дорожке не оставлял следов.

При прыжке в длину для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.

На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.

Самым любимым видом состязаний была борьба (рис. 3). Борцы широко использовали подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

Рис. 3. Борьба (Источник)

Кроме пятиборья устраивали конные состязания, которые проходили на ипподроме. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.

В последний день игр, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: «Слава, слава победителям!»

Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Наибольшей славой пользовался Милон (рис. 4). С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно.  В 540 г. до н. э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет. Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона, и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось. Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.

Рис. 4. Милон (Источник)

В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Home-edu.ru (Источник)
  2. Zdorovosport.ru (Источник)
  3. Dic.academic.ru (Источник)
  4. Greece78-3.narod.ru (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Какие условия обязаны были соблюдать жители Эллады во время проведения Олимпийских игр?
  2. Какие спортивные состязания входили в программу Олимпийских игр древности?
  3. Кто мог принимать участие в Олимпийских играх?
  4. Какие награды и почести ожидали победителей Олимпийских игр?

interneturok.ru

Олимпийские игры древности

Введение

Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

Традиции, подготовка и проведение Олимпиад

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей . В борьбе участвовали только финалисты – два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила, конечно, существовали, но очень либеральные.[1] Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик.[2] Наградою за победу служил венок из дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право жить на казенный счет.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

- Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

Заключение

Многочисленные войны со временем ослабили могущество Эллады. В середине II века до нашей эры Греция была завоевана Римом. Насильственное насаждение христианства в Римской империи привело не только к запрету древнегреческих богов, но и уничтожению олимпийских традиций. В 394 г. н.э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр как языческих. Современные исследователи считают, что и после этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания. И тогда следующий римский император Феодосий II в 426 году приказал разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эра олимпийских игр древности закончилась.

Отсчет современных Олимпийских игр был начат в Афинах в 1896 году. В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Современное олимпийское движение унаследовало у Олимпиад древности принципы и идеалы. Девизом игр стал призыв к спортсменам всей планеты — CITIUS, ALTIUS, FORTIUS (БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ). С 1920 года он включен в эмблему Олимпиад.

Список литературы

1. Блох Р. Происхождение олимпийских игр //

Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117-122.

2. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981.

4. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.

5. Синицин С.Д. Олимпийские игры. Очерки по физической культуре /

Под ред. К.П. Петрова, М., 1938.

6. Столбов В. В., Чудинов И. Г. История физической культуры. - М.: ФиС. 1970.

[1] Борцам разрешалось, например, душить соперника, толкать его и выворачивать ему пальцы. Победителем считался тот, кто сумел три раза бросить соперника на землю.

[2] Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.

mirznanii.com


Смотрите также