Особенности рабства в Древней Греции. Рабство в древней греции


Билет 16. Особенности рабства в древней Греции.

Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами,— фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. В конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.

Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.

Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.

Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.

В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своеготруда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.

Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди.

Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хозяина.

studfiles.net

Рабство в Древней Греции — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Античный рабовладельческий способ производства, обеспечивший экономическое развитие античной цивилизации, обусловил и её культурные достижения[1][2][3].

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.

В XIX веке особо выделяется классический труд французского историка А. Валлона «История рабства в античном мире» (1-е изд. 1847, 2-е изд. 1879)[4], эта фундаментальная работа долгое время оставалась единственной попыткой систематизации материала древности по вопросу античного рабства[5]. Из других учёных XIX в. можно отметить К. Бюхера, акцентировавшего значение рабства для народов классической древности[5].

Уильям Митфорд обращая внимание на развитие рабства, подчёркивал, что свободой в Греции могло пользоваться лишь незначительное меньшинство[6].

В отличие от XIX в., в XX в. вопрос о социальной структуре античного общества, в частности об античном рабстве, стал одним из важнейших в центре внимания антиковедов[4].

Как отмечал М. Финли, античное общество рассматривало рабство как естественную и органическую часть своего существования[4]. А. И. Доватур выделял включение Аристотелем в число первичных человеческих объединений, наряду с супружеской парой, соединения господина и раба[3]. Аристотель в самом начале своего знаменитого трактата «Политика

ru.bywiki.com

Были ли рабы в Древней Греции

В системе общественных отношений Древней Греции рабство было повсеместно распространено. Рабом мог владеть как один хозяин, так и государство, полис или храм. В последнем случае невольника признавали государственной собственностью.

Рабство в Древней Греции

Рабами зачастую становились люди, оказавшиеся в плену после войны. По всей территории античной Греции существовали многочисленные рынки рабов, где работорговцы торговали людьми как обычным товаром. Самых лучших из числа невольников пытались разрекламировать, описывая хорошие качества(покорность, выносливость, силу или красоту). Приобретая живой товар, покупатель тщательно осматривал его, мог даже раздеть или заставить выполнить любое свое пожелание. рабы древней грецииРабское положение не предусматривало каких-либо прав, у большинства из них не было даже имен, лишь прозвище. Убивать раба было официально запрещено, а если такой инцидент происходил, то рабовладелец нес наказание как за непреднамеренное убийство и платил штраф в госказну.Но все же отношение к рабам было неоднозначно. Некоторые рабы были на хорошем счету у своего хозяина, в таком случае они могли иметь различные привилегии: качественная еда и одежда, возможность пользоваться услугами других невольников в доме и др. Самые невыносимые условия существования были у рабов, работающих на рудниках, плантациях и в других местах, где требовался изнурительный физический труд.

рабы в древнем римеДля каких целей использовались рабы в Древней Греции?

Рабам доставалась самая тяжелая и невыносимая работа: на мельницах, плантациях или в шахтах. Невольники носили на своих плечах неподъемные грузы, задыхались от работы в душных шахтах. На кораблях рабов брали в качестве гребцов и приковывали их цепями, часто избивая плетью. Большинство рабов очень рано умирали, не выдержав нагрузок, недостатка пищи и сна, избиения.Существовали и рабы для дома, их использовали в качестве прислуги. Они готовили хозяевам еду, учили их детей, некоторым доставалась грязная работа, например, в конюшне.За хорошее служение господину или государству рабу могли даровать свободу. Он становился вольноотпущенным, но при этом все равно не имел полноценных прав и платил в казну государства пошлину.

женщины рима фотоЖенщины-рабыни в Древней Греции

Чаще всего женщин-рабынь использовали в качестве прислуги в домах древних греков. Им поручали различную работу: уход за детьми, готовка пищи и подача воды для омовения рук перед трапезой. Некоторым из них доставалось звание ключницы, включающее в себя управление всем хозяйством в доме, ведение продовольственных записей.В общем же, положение женщин-рабынь было незавидно. Они не могли перечить хозяину, если он пожелает разделить свое ложе с ними. Тем не менее сыновья, рожденные рабыней от господина, считались свободными гражданами. Хотя такое происхождение и накладывало неприглядный отпечаток на социальный статус человека.

drevniy-egipet.ru

РАБСТВО В ГРЕЦИИ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.

1.Торговля рабами. (Карта № 5.)  

В Греции после её побед над Персией стало ещё больше рабов, чем было раньше.

В V веке до н. э. почти во всех греческих городах были рынки рабов.  На рынке продавали и покупали мужчин, женщин, подростков и маленьких детей. Покупатели осматривали «живой товар», щупали у рабов мускулы, заставляли их поднимать тяжести, бегать и прыгать. На груди раба висела дощечка. На ней было написано, сколько ему лет и что он умеет делать. Покупатель и продавец торговались о цене раба.

РАБСТВО В ГРЕЦИИ

2.Как в Греции люди становились рабами.

Разными путями люди становились рабами и попадали для продажи на рынок.

Ребёнок рабыни принадлежал тому, кому принадлежала его мать. Но таких детей было немного. Жизнь рабынь в Греции была настолько тяжела, что дети у них выживали редко.

Гораздо больше рабов давала война. Греки обращали в рабство не только пленных воинов, но и захваченных во вражеской стране женщин и детей. Лишь во время одного из нападений на побережье Малой Азии афиняне захватили свыше 20 тысяч человек и продали их затем на рынках.

Но и в мирное время свободный человек в Греции мог стать рабом. По морям плавали на быстроходных кораблях пираты - морские разбойники. Они перехватывали торговые и военные суда, нападали на приморские селения. Схваченных людей пираты продавали на рынках.

 

3.Труд рабов. 

Рабы в Греции выполняли наиболее тяжёлую работу. Свободные греки, даже бедняки, не работали в рудниках и каменоломнях. Руду и мрамор добывали рабы. На серебряных рудниках, принадлежавших Афинскому государству, трудились тысячи рабов. Глубоко под землёй они выламывали руду короткими железными ломами и тяжёлыми молотами. Подземные коридоры были такими узкими и низкими, что работать в них приходилось полулёжа. Подростки-рабы ползком вытаскивали наружу тяжёлые корзины с добытой рудой.

гончарная мастерская в афина 5 в до.н.э.

Наверху рабы дробили руду железными пестами в каменных ступках и размалывали её жерновами. Вращать жернова могли бы ослы, но рабовладельцы предпочитали и здесь труд рабов, так как он обходился дешевле.

Много рабов было занято в ремесле.

В мастерских рабам поручали несложную, но тоже наиболее тяжёлую работу. В гончарных мастерских рабы носили воду, глину и топливо, месили глину, вращали гончарный круг. Лепили же и расписывали посуду чаще свободные люди.

В сельском хозяйстве было занято значительно меньше рабов, чем в ремесле. Крестьяне сами обрабатывали свои небольшие участки земли. Однако не только у владельцев имений, но и у многих крестьян были рабы. Они давили ногами и прессами виноград и оливки, носили на рынок тяжёлые корзины.

древнегреческие сосуды

4.Наказания рабов. 

Заставить рабов трудиться можно было только угрозами и наказаниями. За рабами наблюдал надсмотрщик. Едва раб начинал работать медленнее, чтобы передохнуть, как надсмотрщик ударами плети подгонял его. В конец плети часто был вшит кусочек свинца. Лишь у редких рабов плечи и спина не были покрыты шрамами от ударов плетьми.

Страшно читать рассказ современника о том, каким мучениям хозяин подвергал рабов: «Плетьми бей, души, дави, жги, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на живот, можешь всё».

 

5.Борьба рабов с рабовладельцами.

Рабы как могли мстили и вредили своим хозяевам: ломали инструменты, калечили скот, старались работать как можно хуже. Часто они пытались бежать от хозяев, хотя знали, что в случае поимки их подвергнут истязаниям. Нередко рабы убивали наиболее жестоких рабовладельцев. Иногда происходили и восстания рабов.

В середине V века до н. э. сильное землетрясение разрушило город Спарту. Этим воспользовались илоты. Со всех сторон сбежались они в Спарту, надеясь застать рабовладельцев врасплох и расправиться с ними. Хотя спартанцы сумели отразить нападение, однако они не могли своими силами подавить восстание. Спартанцам пришлось просить помощи у рабовладельцев других городов-государств. Спартанские послы, бледные, напуганные, «именем богов» умоляли помочь в борьбе с илотами. Некоторые города-государства помогли спартанцам, однако часть илотов добилась освобождения и покинула Спарту.

Ожесточённая классовая борьба между рабами и рабовладельцами шла во всей Греции.

  • < ПОБЕДА ГРЕКОВ В ВОЙНЕ С ПЕРСАМИ
  • -> РАСЦВЕТ АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. >

hist-world.com

Рабы в древней Греции - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Рабы в древней Греции

 Источники рабства.

Главным источником пополнения рабов была война. Рабами в древней Греции являлись большей частью люди из негреческих племен, которых греки, а впоследствии и римляне презрительно называли варварами.Вслед за армией двигались купцы, скупавшие рабов у воинов. В некоторых случаях война между греками также заканчивалась обращением побежденных в рабство. Так, в 415 г. до н. э. во время войны Афин с Сиракузами взятых в плен афинских воинов обратили в рабов и отправили на работу в каменоломни.

 

Другим источником рабства был разбой. Пираты организовали настоящую охоту на людей.

Они совершали неожиданные нападения на корабли и приморские города, обращая в рабство тех, кто не мог им заплатить выкупа. Сохранился рассказ об одном греческом рабовладельце, пустившемся в море, чтобы схватить двух бежавших от него рабов, но попавшем в плен к пиратам и сделавшемся рабом.В греческой семье отец имел неограниченную власть над домочадцами. Он мог продать своих детей за непослушание в рабство. До реформы Солона отец мог отдать в рабство детей, чтобы уплатить долги. Позднее у него сохранилось право продавать в рабство лишь дочерей за дурное поведение.Рабами становились дети рабов. Многие из детей рабов рано умирали. Господа кормили их плохо и не заботились об их здоровье. Им было невыгодно ждать, пока из ребенка вырастет взрослый раб.Рабов продавали и покупали на рынках. На «особом камне продажи» купцы выставляли свой «живой товар». Продавцы старались угодить любым потребностям покупателей: они продавали в рабство молодых и старых, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, маленьких детей. Глашатай восхвалял достоинства продаваемых в рабство, а покупатели тщательно осматривали раба. Они заставляли его поворачиваться, засовывали ему пальцы в рот, приказывали бегать, прыгать. При заключении сделки купец приносил клятву, что у раба нет недостатков, кроме упомянутых при продаже.

                                                                 Труд и положение рабов.

На рабов возлагали самые изнурительные работы. На мельницах они вращали тяжелые мельничные жернова. Жалея горсть муки, жестокие и скупые рабовладельцы надевали этим рабам на шеи специальные колодки, мешавшие поднести руку ко рту. В порту рабы носили на своих плечах тяжелые мешки и сосуды, нагружали и разгружали корабли. На военных и торговых кораблях рабов-гребцов приковывали цепями к скамьям. Только смерть могла их избавить от тяжкой работы, от жгучих ударов бичей.

В городских ремесленных мастерских так¬же трудились рабы. Обычно и здесь им поручали самую тяжелую и грязную работу. В гончарных мастерских они таскали и месили глину, а лепкой и разрисовкой сосудов занимались свободные ремесленники. В поместьях рабовладельцев рабы давили виноград, выжимали масло из оливок. В сельском хозяйстве рабов было меньше, чем в ремесле.Особенно тяжел и опасен был труд рабов на рудниках, каменоломнях, соляных копях. Свободные люди не хотели там работать. Рабовладельцы посылали на рудники и в каменоломни своих рабов, получая от государства за каждый день их работы плату. Штольни в шахтах были такими низкими, что по ним можно было передвигаться лишь ползком, а работать полулежа. Рабы задыхались в спертом воздухе. От больных и от здоровых требовали одной и той же работы. Чудовищное напряжение, голод и побои вели к преждевременной смерти.

В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей.Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение. Один греческий писатель говорит о необходимости входить в дом со стуком, так как, войдя внезапно, гость рискует наткнуться на избиваемого раба или на рыдающих рабынь. У многих рабов тело было покрыто рубцами и шрамами от плетей и палок. Греки говорили, что больше всего раб должен завидовать Раб в рудниках. Рисунок на древнегреческой вазе.Раб в рудниках. Рисунок на древнегреческой вазе.черепахе, у которой спина защищена панцирем.В Афинах был обычай пытать во время судебного следствия рабов, мужчин и женщин, чтобы вырвать у них свидетельство против их господ. Рабов подвешивали к потолку, терзали бича¬ми, сдирали кожу, жгли огнем. Показание раба, данное под пыткой, высоко ценилось судьями, а его добровольное свидетельство не принималось во внимание. За верную службу или за особые заслуги, оказанные государству, раб мог быть отпущен на свободу, стать вольноотпущенником. Вольноотпущенник не становился полноправным гражданином. Он был обязан содержать своего бывшего хозяина, а нередко и его сыновей, платить государству особую подать.                                                      Борьба рабов с рабовладельцами.

Жестокое обращение, непосильный труд толкали рабов на борьбу со своими господами. Иногда, будучи не в силах вынести неволи, в страхе перед наказаниями раб пытался бежать. Бегство тоже было видом классовой борьбы. Рабы бежали как в одиночку, так и целыми группами в несколько десятков или даже сотен человек.Во время войны между Афинами и Спартой из знаменитых Лаврийских рудников в Аттике к спартанцам перебежало 20 тысяч афинских рабов. Правда, этим рабам не удалось получить свободы. Спартанцы перепродали их в Беотию.Чтобы помешать бегству рабов, рабовладельцы на ночь запирали их в душных подземельях, применяли ошейники, ножные цепи и ручные кольца, клеймили им лица раскаленным железом.Рабы восставали против своих угнетателей. Наиболее опасными были восстания рабов, принадлежавших к одной народности. Спартанцы, например, жили в вечном страхе перед восстанием илотов, относившихся к одной народности и превосходивших спартанцев по численности.В 464 г. до н. э. в Спарте произошло сильное землетрясение. Воспользовавшись замешательством, илоты подняли восстание. Афинские рабовладельцы послали на помощь спартанцам, с которыми они враждовали, свое войско. Они опасались, что примеру восставших илотов последуют многочисленные афинские рабы. Восстание илотов в Спарте продолжалось 10 лет, превратившись в настоящую войну угнетенных против угнетателей. Части илотов удалось освободиться.В III в. до н. э. вспыхнуло восстание рабов на острове Хиос. Стоявший во главе восстания раб Дримак организовал на острове справедливые порядки. После того как рабовладельцы предательски убили Дримака, восстание было подавлено. Память о храбром и справедливом руководителе угнетенных долго жила среди рабов. Они приходили на могилу Дримака и жаловались на притеснение рабовладельцев, молились мятежному духу Дримака, чтобы он избавил их от жестоких господ.

antiquehistory.ru

Рабство в Древней Греции Википедия

Античный рабовладельческий способ производства, обеспечивший экономическое развитие античной цивилизации, обусловил и её культурные достижения[1][2][3].

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.

Историография[ | код]

В XIX веке особо выделяется классический труд французского историка А. Валлона «История рабства в античном мире» (1-е изд. 1847, 2-е изд. 1879)[4], эта фундаментальная работа долгое время оставалась единственной попыткой систематизации материала древности по вопросу античного рабства[5]. Из других учёных XIX в. можно отметить К. Бюхера, акцентировавшего значение рабства для народов классической древности[5].

Уильям Митфорд обращая внимание на развитие рабства, подчёркивал, что свободой в Греции могло пользоваться лишь незначительное меньшинство[6].

В отличие от XIX в., в XX в. вопрос о социальной структуре античного общества, в частности об античном рабстве, стал одним из важнейших в центре внимания антиковедов[4].

Как отмечал М. Финли, античное общество рассматривало рабство как естественную и органическую часть своего существования[4]. А. И. Доватур выделял включение Аристотелем в число первичных человеческих объединений, наряду с супружеской парой, соединения господина и раба[3]. Аристотель в самом начале своего знаменитого трактата «Политика» теоретически обосновывал необходимость рабства как социального института, без которого была бы невозможна «благая жизнь» его соотечественников[3].

А. П. Медведев выделяет роль полиса в поддержании рабовладельческого характера древнегреческого общества: по Ксенофонту, все хозяева рабов в общине действуют вместе, как «добровольная стража»; известно рассуждение Сократа в беседе с Главконом о том же[3].

Как констатировал Энгельс, «только рабство сделало возможным разделение труда в более или менее крупном масштабе между земледелием и промышленностью и таким путём сделало возможным расцвет древнего мира, греческую культуру. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римской империи, а без фундамента греческой культуры и римской империи не было бы и современной Европы. Мы никогда не должны забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имело своим предварительным условием такой строй, в котором рабство было столь же необходимым, сколько общепризнанным элементом»[5].

Особняком в историографии вопроса стоят устаревшие ныне Э. Мейер, считавший, что рабство мало чем отличалось от наёмного труда[5], и У. Уэстерман, по которому рабство, крепостничество и наёмный труд были равномерно присущи античному обществу[7].

Отмечают, что историография по вопросу рабства в древнем мире тесно связана с идеологическими разногласиями нового времени[4].

Проф. Э. Д. Фролов, рассказывая об общем очерке экономики классической Греции К. М. Колобовой 1937 г., который, как он отмечает, до сих пор остается одним из лучших среди подобных общих обзоров экономики античного мира, представляет его как в полной мере отражающий выработанную к тому времени советскими историками концепцию рабовладельческого способа производства как определяющего системного стержня античной экономики. Откуда — «резкое неприятие как взглядов Эд. Мейера и М. И. Ростовцева, не видевших особых различий между экономической жизнью классической древности и отношениями нового, капиталистического времени, так и теории К. Бюхера, низводившего античность до уровня примитивного, обходившегося без развитой системы обмена, натурального хозяйства»[8].

Источники рабства[ | код]

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, работорговля, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Покупали рабов в Сирии, Понте, Фригии, Лидии, Галатии, Пафлагонии, Фракии, Египте, Эфиопии. Наиболее важными рынками для работорговли были Кипр, Самос, Эфес, Хиос и Афины. Впоследствии всех их затмил Делос. В каждом крупном городе был свой невольничий рынок. При продаже купцы старались показать свой товар «лицом», выставляя его достоинства и скрывая недостатки, а покупщики очень внимательно его рассматривали — пово

ru-wiki.ru

Особенности рабства в Древней Греции

Для торгово-ремесленных полисов V–IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы — мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Рабство в ГрецииРабство в Греции. Фото: Huesca

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Основной контингент греческих рабов V–IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V–IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.

Основными источниками пополнения рабов в это время были:

1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.) победители — сицилийские греки — произвели раздел военнопленных — карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек. Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные;

2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши;

3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.

Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.

Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.

В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.

Правда, рабов на оброке было немного, их юридическое положение от этого не менялось, они по-прежнему находились в полной власти господина. В любой момент господин мог закрыть мастерскую раба, однако это было не в его интересах. За счет своего старания, экономии, напряженного труда раб на оброке мог скопить известную сумму и выкупиться на свободу. Но и в этом случае рабовладелец ничего не терял, он назначал высокую цену выкупа и с лихвой восполнял свои затраты на данного раба.

Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола можно было прокормить семью в 3–4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами, — показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по сравнению с предшествующей эпохой. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди. «Природа устроила так, — писал Аристотель, — что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни… Одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».

Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хозяйского кошелька. Чтобы раб мог нормально работать, нужно было его накормить, одеть. Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте, как о своих рабочих инструментах. В основе этих отношений лежали не какие-то абстрактные принципы гуманизма, а прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль своему хозяину, чем голодный и больной человек. При скромном быте греков V–IV вв. до н. э. питание и одежда рабов и свободных людей не особенно сильно отличались друг от друга. Для того чтобы несколько ослабить противостояние рабов и их хозяев, в ряде греческих полисов, например в Афинах, запрещались в законодательном порядке беспричинное убийство рабов, изуверские истязания, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.

Повышение степени эксплуатации рабов в товарных хозяйствах, ухудшение общего социального положения рабов, вплоть до низведения раба до уровня получеловека — все это вело к обострению антагонизма между рабами и их владельцами. Раб — потенциальный враг господину — таково было общепринятое мнение. Разрабатывалась система мер, чтобы предотвратить вспышки недовольства. Господам рекомендовали тщательно охранять рабов, регулировать число представителей одной народности, сеять рознь в рабском коллективе, выделять доверенных рабов, излишне не озлоблять их. Однако далеко не всегда эти меры оказывались действенными. При серьезных затруднениях, военных неудачах, столкновениях политических группировок и переворотах рабы принимали участие в событиях, выражая тем самым свой социальный протест. Так, в 494 г. до н. э. рабы в г. Аргосе воспользовались поражением аргосского ополчения от Спарты, захватили город и на короткое время организовали там свое собственное управление. В 464 г. до н. э. воспользовались тяжелым положением спартиатов (Спарта была разрушена землетрясением) мессенские илоты и подняли восстание, которое продолжалось целых 10 лет.

Во время разорительной Пелопоннесской войны в 413 г. до н. э. около 20 тыс. афинских рабов (в основном ремесленники) перебежали к спартиатам, поставив афинян в крайне трудное положение. В 412 г. до н. э. во время военных действий на острове Хиосе к афинянам перебежало множество хиосских рабов, что помогло захватить этот остров.

Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы — горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Разобщенные, находящиеся под строгим присмотром своих господ, рабы не имели возможностей к объединению даже в пределах небольших полисов, и потому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.

Существовали и другие категории зависимых работников. В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других, основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень немного), а работники иного социального и юридического статуса. В Спарте они назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите — войкеями, или кларотами, в Гераклее — мариандинами. Общественное положение этих категорий работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. Но вместе с тем эти работники находились в двойной зависимости — от государства и частных лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов. Так, например, в Спарте каждый спартиат получал от государства участок земли (клер) с несколькими хозяйствами илотов. По сведениям Плутарха, на содержание спартиата поступало 70 медимнов, а на спартанку — 12 медимнов ячменя и определенное количество вина, масла, смокв, сыра и других продуктов. Илоты хозяйствовали на своих участках самостоятельно, спартиаты не вмешивались в процесс производства. Во время военных походов илоты сопровождали своих спартиатов, использовались в качестве слуг и в трудных ситуациях в качестве легковооруженных воинов. Илоты вели натуральное хозяйство, жили в сельских поселках обособленно. Их быт отличался от быта сельскохозяйственных рабов, занятых в поместьях. Отдельный спартиат — хозяин переданных под его власть илотов и членов их семей — не имел права наказывать, тем более убивать своих илотов. Но в Спарте само государство проводило против илотов так называемые криптии. Отряд спартиатов получал задание тайно совершить нападение на тот или иной поселок илотов и уничтожить наиболее сильных из них. Эти тайные убийства, санкционированные властью, так же как право распределения земельных участков с сидящими на них илотами, позволяют рассматривать спартанское государство как собственника илотов, закрепленных за земельными участками и предоставленных во владение спартиатов.



biofile.ru


Смотрите также