Рисунки древней греции


Искусство Древней Греции | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Детали лица | Главная | Позвоночный столб »

Автор: admin | 09 Ноя 2014

В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью, Малой Азии и Северному Причерноморью – все это называлось «Великая Греция». Таким образом, под влиянием греческого искусства оказались огромные территории. Искусство Древней Греции делится на три периода: Гомеровская Греция, Архаика, Классика.

Гомеровская Греция

Период истории эллинов с 11 до 8 в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем из поэм Гомера.   В греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. Мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.

Керамика. Геометрический орнамент. Гомеровская Греция

От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, позже появились фигуры зверей и птиц.

Формы сосудов. Гомеровская Греция

Сосуды многообразны по форме: амфоры, кратеры, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц и т. д. Позже на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. О монументальной скульптуре мы знаем по описаниям древних это так называемые ксоаны — статуи из дерева и камня.

Греческая архаика (7-6 вв. до н. э.)

В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни.

Периптер. План

Основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине 7 в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.

Периптер. Общий вид

В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от лат. «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим, затем появился коринфский. Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями. Каменное основание дорического храма — периптера — обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада. Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке.

Ордерная система

Колонны дорического ордера не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался, капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники — фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями завершались углы крыши и ее щипец. Примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме.

Храм Посейдона в Пестуме. Дорический ордер. Архаика

Капитель колонны ионического ордера, сложившегося к концу 7 в. до н. э., имела эхин из двух изящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящный, «женственный». Карниз богато декорирован. Наиболее выразительный пример ионического ордера – храм Артемиды.

Храм Артемиды Эфесской. Ионический ордер

Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах.

Храм Аполлона в Бассах. Коринфский ордер

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны фронтонов и триглифы — синим, метопы — красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба.

В период архаики появились скульптурные изображения юношей — куросы. Фигура монументальна, моделирована обобщенно. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов — на площадях городов, рельефные изображения — на надгробных стелах. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, бронза. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Чуть приподнятые углы губ («архаическая улыбка»), широко открытые глаза создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.

Курос. Архаика

Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской — проблема задрапированного. Такие фигуры назывались «корами» (по-гречески кора — дева), обычно изображали жриц богини Афины. Скульптор стремился под их одеждой как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена.

Кора. Архаика

Как правило, куросы и коры раскрашивались условными цветами, их лица не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности — в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики.

О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Зато мы можем судить о вазописи, которая заполняла всю поверхность сосуда ковром. Стиль этот называется обычно ориентализирующим (ковровым), поскольку его растительный и животный орнамент греки восприняли от искусства Востока. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.

Ориентализирующий стиль вазописи. Архаика

В кон. 7 в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры свободно размещались на поверхности стенок. Появляется много сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. С этого времени мастера-гончары стали подписывать свои сосуды (Эксекий. Дионис в ладье).

Эксекий. Дионис в ладье. Чернофигурная вазопись. Архаика

В кон. 6 в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная — фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком. Более живописные, живые, динамичные жанровые сцены все чаще сменяют традиционно мифологические (Евфроний. Ваза с ласточкой).

Евфроний. Ваза с ласточкой. Краснофигурная вазопись. Ранняя классика

Создав тип храма-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, искусство архаики заложило основы всей художественной системы следующего периода — греческой классики.

Греческая классика (5–4 вв. до н. э.)

Истинный расцвет Афин справедливо связывается со временем, когда город возглавлял первый стратег Перикл. Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым,—и в этом смысле искусство 5—4 в. до н. э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.

Раненый воин. Скульптура восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Ранняя классика

Ранняя классика (490-450 гг. до н. э.). В архитектуре развивался все тот же тип храма-периптера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Так, число колонн стало определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой плюс одна. Архитектура этого периода предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В период ранней классики, так называемого строгого стиля, скульптура носит переходный характер от архаики к классике (фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгина, храм Зевса в Олимпии).

Аполлон. Скульптура западного фронтона храма Зевса в Олимпии. Ранняя классика

Образ атлета, в котором греки стремились воплотить  совершенную человеческую красоту, — по-прежнему самая распространенная тема скульптуры (Фигура дельфийского возничего). Любимым материалом этого времени становится бронза.

Дельфийский возничий. Ранняя классика

В это время в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Наиболее известная среди работ Мирона из Элевтер — Дискобол, изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска.

Мирон. Дискобол. Ранняя классика

Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры (Афина и Марсий).

Мирон. Афина и Марсий. Ранняя классика

Высокая классика (сер. и 2 пол. 5 в. до н. э.). Поликлет из Аргоса работал уже в период высокой классики. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом.

Поликлет. Дорифор. Высокая классика

Им был написан теоретический трактат «Канон», где он рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (высота головы — 1\7 высоты фигуры).

Поликлет. Диадумен. Высокая классика

Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах Дорифора, Диадумена и Раненой амазонки.

Поликлет. Раненая амазонка. Высокая классика

Третьим величайшим скульптором 5 в. до н. э. был афинянин Фидий. В 480—479 гг. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-Промахос (воительницы), с копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам.

Фидий. Афина-Промахос с Афинского акрополя. Высокая классика

Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней, одежда и детали— из золота (так называемая хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы.

Фидий. Статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии. Высокая классика

С 449. г. до н. э. началась реконструкция Афинского Акрополя. 16 лет жизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектура и скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Осуществляя общий надзор за строительством, он с учениками исполнил скульптуры главного храма Акрополя. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю проходили Панафинейские празднества в честь богини Афины — покровительницы города.

Мнесикл. Пропилеи. Высокая классика

Процессия проходила через парадный вход на холм — Пропилеи (архитектор Мнесикл), состоящий из ионической колоннады между двумя дорическими портиками,— на площадь Акрополя. Справа от Пропилеи на выступе скалы Акрополя, на высоком постаменте стоял храм Нике (арх. Калликрат), ионического ордера, с деревянной скульптурой богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри.

Калликрат. Храм Нике Аптерос. Высокая классика

Процессия направлялась от входа к центральному храму Акрополя — Парфенону (архитекторы Иктин и Калликрат). Парфенон — периптер (70х31 м), окруженный 46 колоннами высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического (колонны) и ионического (фриз основного объема здания) ордеров. Пентелийский мрамор его колонн, красный и синий цвета фронтонов и метоп, деликатно введенная позолота сообщали храму праздничность. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность в расчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства.

Иктин и Калликрат. Парфенон. Высокая классика

Внутри Парфенона изваянная Фидием 13-метровая статуя Афины-Парфенос (Девы), исполненная в хрисоэлефантинной технике.  Правой рукой она опиралась на колонну, держа двухметровую крылатую богиню Нике, в левой руке у богини Афины был щит.

Фидий. Афина-Парфенос из Парфенона. Высокая классика

Фронтоны и 92 метопы Парфенона были украшены Фидием и его учениками. Скульптуры Парфенона в ясных и логичных образах, с глубокой поэтичностью и эмоциональностью прославляли богиню Афину.

Фидий. Мойры. Восточный фронтон Парфенона Рождение Афины из головы Зевса. Высокая классика

На восточном фронтоне Парфенона Фидий изобразил Рождение Афины из головы Зевса, на западном — Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.

Фидий. Иллис. Западный фронтон Парфенона Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Высокая классика

В метопах восточной стороны — сцены битвы богов с гигантами, северной — падение Трои, южной — борьбу греков с кентаврами, западной — битву греков с амазонками. Фидию принадлежал общий замысел, он исполнял рисунки, по которым высекали изображения, и глиняные модели, многое изваял в материале сам, ему принадлежит и окончательная отделка. Скульптуру Парфенона можно с полным правом считать гениальным творением Фидия.

Фидий. Метопа Парфенона. Высокая классика

Среди мифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современную жизнь Афин: на рельефном фризе (зофоре), проходящем за колоннами вокруг наоса Парфенона (160 м длины, 1 м высоты), Фидий изобразил Панафинейское празднество. Композиция включает 365 человеческих фигур и 227 фигур животных, при этом ни разу не повторяется пластика их движений. Смерть Фидия в 431 г. до н. э. совпала с концом высокой пластики.

Фидий. Фриз Парфенона. Высокая классика

Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, так называемый Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.).

Эрехтейон. Высокая классика

Храм имеет конструктивную особенность: подчиняясь рельефу места, архитекторы должны были его восточную часть сделать на 3 м выше западной. На одном из трех портиков храма антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры — кариатиды.

Портик кариатид. Эрехтейон. Высокая классика

Поздняя классика (410— 350 гг. до н. э.). Поражение Афин в Пелопонесской войне привело к подчинению греческих городов Македонии. Конец 5-4 в. до н. э.— время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В архитектуре поздней классики нет «чувства меры», характерного для предыдущего периода, и более всего проявляется стремление к грандиозному, внешне великолепному. В Эфесе в сер. 4 в. до н. э. построен заново некогда сгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света.

Храм Артемиды. Поздняя классика

К такому же чуду можно отнести Галикарнасский мавзолей — гигантскую гробницу царя Мавсола в Галикарнасе (архитекторы Пифей и Сатир), от которой и произошло позднее название «мавзолей».

Гробница царя Мавзола (Галикарнасский мавзолей). Поздняя классика

Она завершалась колесницей с конями и была украшена 150 м фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил торжественную, восточную пышность декора с изяществом греческого ионического ордера.

Восточный фриз Галикарнасского мавзолея. Высокая классика

Большое место в архитектуре IV в. до н. э. занимают общественные сооружения для зрелищ. К ним относится знаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший), на каменных скамьях которого помещалось 10 000 зрителей. Актеры играли на круглой площадке — орхестре (диаметр ее 12 м), за орхестрой находилась каменная стена — скене. Блестящая акустика позволяла все отлично слышать с последнего ряда, который был отдален от орхестры на 60 м и находился на 23 м выше ее.

Театр в Эпидавре. Поздняя классика

В греческой архитектуре 4 в. до н. э. появляется упоминавшийся выше коринфский ордер (камерный памятник Лисикрата в Афинах).

Памятник Лисикрата в Афин. Поздняя классика

В скульптуре приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В творчестве Праксителя на смену мужественной красоте атлета 5 в. до н. э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная (Гермес с младенцем Дионисом).

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Поздняя классика

Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя — статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры.

Пракситель. Афродита Книдская. Поздняя классика

В образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости (Отдыхающий сатир).

Пракситель. Отдыхающий сатир. Поздняя классика

Скопас, уроженец острова Парос, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические.

Скопас. Фриз южной стены Галикарнасского мавзолея. Поздняя классика

Но от образов 5 в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил и возможность рассматривать их со всех сторон. Порыв страсти, выражение страдания, даже какого-то трагического надлома нарушает гармоничную ясность. Все это опосредованно выражает трагический кризис этических и эстетических идеалов классической поры (Менада).

Скопас. Менада. Поздняя классика

Лисипп — третий великий скульптор 4 в. до н. э. и оставил после себя 1500 бронзовых статуй. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными.

Лисипп. Апоксиомен. Поздняя классика

Так, атлетов он показывал в момент спада сил, после состязания (Апоксиомен, Отдыхающий Гермес, Отдыхающий Геракл). Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому размер головы составляет 1/9 фигуры.

Лисипп. Отдыхающий Гермес. Поздняя классика

Лисипп был многогранным художником. Придворный скульптор А. Македонского, он делал гигантские многофигурные композиции (баталию из 25 фигур всадников), статуи богов (Посейдон на Коринфском перешейке), портреты (Александр Македонский).

Лисипп. Александр Македонский. Поздняя классика

В вазописи периода классики краснофигурный рисунок стал более свободным, фигуры представлены в сложных ракурсах, сцены имеют жанровый характер.

Дурис. Краснофигурная вазопись. Эос с телом Мемнона. Поздняя классика

Сюжетный рисунок уже приобретает самостоятельное значение в композиции сосудов мастеров Дуриса и Брига.

Бриг. Краснофигурная вазопись. Дионис и Сатиры, тондо киликса. Поздняя классика

К концу 5 в. до н. э. вазопись стала приходить в упадок, теряя индивидуальность мастера, все более превращаясь в ремесло.

Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.

Читать далее Эллинистическое искусство

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4

После некоторого перерыва я возвращаюсь к истории обучения рисунку в разных странах. В сегодняшней статье продолжается речь об обучении рисунку в Древней Греции. Предыдущие части вы можете прочитать, перейдя по ссылкам ниже.

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3

В Греции IV века до н. э. уже существовали три школы рисунка. Это были Эфесская, Фиванская и Сикионская школы. Впоследствии именно Сикионская школа окажет большое влияние на развитие методов преподавания в дальнейшем, и сейчас мы узнаем почему.

Итак…

Фиванская школа рисунка была основана Никомахом (по другим источникам это был Аристид). В обучении преобладал уклон в светотеневые эффекты, которые могли создавать иллюзии. Такие рисунки казались красивыми, но пропорции и анатомические формы могли быть неточны.

Эфесскую школу, которую создал Зевксис, упомянутый в прошлых частях (по другим источникам создателем школы был Эфранор из Коринфа). Школа была ориентирована на изучение особого восприятия природы и так же, как и Фиванская школа, стремилась к иллюзорности и так же пренебрегала точностью и пропорциями в рисунке.

А вот Сикионская школа, которую основал Эвпомп, придерживалась точности и строгости в построении рисунка. В этой школе учили наблюдать, изучать, замерять. Так что можно сказать, что преподаватели школы были сторонниками научного подхода к обучению рисунку. Это похоже на то, что сейчас преподают в наших университетах по рисунку и живописи.

Именно благодаря своему научному подходу Сикионская школа выпускала высококлассных специалистов-художников.

Отдельной строкой стоит упомянуть создателя школы Эвпомпа (400-375 гг. до н. э.). Он был отличным живописцем и оставил большое наследие после себя. Он стремился к изучению природы, человеческого тела, предметов. Точные замеры давали возможность создавать академически правильные рисунки. В этом и был метод обучения. Так и образовалась Сикионская школа рисунка.

Также стоит упомянуть и Памфила — ученика Эвпомпа. Памфил был фактическим главой Сикионской школы. Он был очень образованным человеком, был успешен в математике и геометрии. Памфил считал, что без этих знаний нельзя добиться вершины в рисунке. Ведь наука развивает пространственное мышление и помогает правильно расположить рисунок на плоскости. Есть информация, что на двери школы была надпись: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Такой вот суровый подход.

Поскольку обучение у Памфила было серьезным, то и занимало оно немало времени — 12 лет. И плата за обучение была немаленькая, около 26 кг золота. У кого не было этих денег, того он не обучал.

Самым известным и прославленным художником древности был Апеллес (356-308 гг. до н. э.), ученик Памфила. Он продолжал дело своего учителя и добился больших успехов в этом. О нём мы поговорим в следующей части.

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3

Лит.: Н.Н. Ростовцев

Вам будет интересно:

blogproart.ru

Как нарисовать греческого воина | Drawingforall.ru

Здравствуйте! Сегодня мы нарисуем греческого воина — мы старались максимально приблизить его к иллюстрациям к бессмертным работам Гомера. Речь, конечно же идёт не о беззаботном обитателе Спрингфилда, а об античном поэте, поведавшим миру о великой войне и о величайшей истории любви. Кстати, надеюсь, Илиаду и Одиссею читали все наши художники.

Греческая цивилизация вообще была центром античного мира довольно долго, пока не уступила своё место ещё более могучей и развитой Римской Империи (кстати, римского воина мы уже рисовали). И долгое время снаряжение, в которое будет облачён наш воин, считалось самым совершенным в мире. Давайте нарисуем его со всем должным вниманием — рисунок весьма сложный, но если вы будете соблюдать все этапы, получится очень круто.

Итак, как нарисовать воина древней Греции? Мы предпочитаем поэтапно, начинаем наш урок рисования!

 

Шаг 1

Сначала рисуем стикмен, который представляет из себя схематичного человечка из палочек и кружков. Рисовать его очень просто, главное — не ошибиться в пропорциях и положении частей тела. Рост человека равняется сумме длин 7.5 голов, а остальные правила посмотрите в уроке о том, как нарисовать человека в полный рост.

 

Шаг 2

Теперь сделаем из стикмена некое подобие манекена, то есть, расчертим фигуру нашего греческого воина. Лучше всего обводить стикмена сверху вниз, собственно, по такому пути пойдём и мы.

Не забываем наметить пару линий на лице — вертикальная будет обозначать лицевую симметрию, а по горизонтальной мы будем ориентироваться, когда приступим к рисованию глаз. Обратите внимание, как вертикальная линия смещена вправо от нас.

Далее рисуем шею — короткий цилиндр, на котором плотно крепится голова. Он неё ведём пару косых линий в сторону плеч — эти линии будут формировать контур трапециевидной мышцы. Когда человек атлетичного сложения напрягает мускулатуру верхней части туловища, трапециевидные мышцы сильно раздуваются и создаётся эффект отсутствия шеи (посмотрите на урок про Халка, там это очень сильно заметно).

Рука визуально делится на три больших части — плечо, предплечье и кисть. Плечо (от края туловища до локтя) сейчас выглядит как вытянутый прямоугольник с чуть сглаженными углами, предплечье имеет похожую форму, но сужается по направлению к кисти. Кисть обозначать плоским многоугольником.

Далее рисуем боковые контуры туловища — здесь просто необходимо ориентироваться на линию туловища из предыдущего шага. Обратите внимание — правая от нас боковая линия очень плавная, она лишь слегка изгибается, а вот левая имеет настолько значительный изгиб, что создаётся эффект, будто бы она состоит из двух частей. Именно этот изгиб, в значительной степени, и придаёт атлетичный и могучий вид фигуре — верхняя часть туловища широкая за счёт мощных грудных мышц и широчайшей мышцы.

 

Шаг 3

Отлично, а теперь наметим очертания нижней части туловища и ног. Паховая область выглядит как треугольник, стороны которого чуть изогнуты. В основании треугольника лежит линия таза, которую мы намечали в первом шаге. Бедро — очень мощная и широкая часть тела, если речь идёт о людях с внушительной мышечной массой. Самые сильные мышцы бедра — это передняя четырёхглавая и задняя двуглавая мышцы, именно они формируют характерный контур бедра. Посмотрите — оно очень широкое в месте соединения с туловищем, а книзу плавно сужается (причём на правой от нас ноге сужение заметнее, потому что мы смотрим на неё сбоку).

Бедренную часть ноги и голень разделяет коленный сустав. Здесь мы его условно обозначили кружком, этого пока вполне хватит. От колена до ступни проходит икроножная мышца — её отличается характерное утолщение вблизи коленного сустава и довольно резкое сужение по направлению к ступне. Снова отметим необходимость периодически останавливаться и сверятся с положением новых линий относительно линий стикмена из первого шага.

 

Шаг 4

Фигура, в целом, готова — мы видим основные пропорции нашего воина, отчётливо понимаем позу, видим отводящее движение руки, которая будет впоследствии держать копьё, значит, можно приступать к детализации. В этом шаге рисуем контуры оружия и доспехов нашего воина.

Итак, сверяясь с линиями лица из второго шага, рисуем контуры гребня на шлеме и металлической части, которая его удерживает. Не забывайте, что с этого ракурса можно разглядеть передний торец этой части, не забудьте наметить его небольшой линией. Далее намечаем наушники и изогнутую часть шлема, которая прикрывает затылок. Здесь же короткими линиями намечаем глаза, нос и рот.

Теперь займёмся оружием — наметим контур щита (просто большой круг), длинное копьё с острой пикой на конце, а также меч, висящий на поясе.

 

Шаг 5

Добавим ещё больше деталей. Нарисуем контуры наушника шлема, наметим продольные линии гребня. Затем нарисуем линии на доспехе, закрывающем туловище — они анатомически верно повторяют мышцы человеческого тела — здесь имеются широкие пластины грудных мышц, кубики брюшного пресса и даже линии нижних рёбер.

Здесь же рисуем примерные контуры плотной ткани, скрывающей верхнюю часть ног (похожа на юбку). Впоследствии на ней мы нарисуем плотные кожаные продольные пластины. Да, не забываем про рукоять щита и меч, висящий в районе пояса.

Упс, чуть не забыли суперважную деталь — пальцы на левой от нас руке. Пальцы вообще рисовать весьма сложно, ведь они — самая подвижная часть человеческого тела. Поэтому мы решили вынести этот фрагмент на крупный план:

 

А вот как выглядит общий план:

 

Шаг 6

Хорошо, а теперь детализируем голову и шлем. Гребень следует рисовать от основания к кончикам (нашит постоянные читатели знают, что и человеческие волосы рисуются по такому же принципу). Рисуем тень, которая падает от шлема на область глаз. Окончательно прорисовываем сам шлем, не забывает про каёмку на наушниках. Рисуем нос, бороду и ухо.

 

Шаг 7

Для этого шага нам понадобится ластик. Начнём как раз с него — сотрём лишние линии с туловища, подчистим всю область туловища и прорисуем, где нужно, окончательные чёткие контуры, чтобы было как в нашем рисунке к этому этапу. Также в этом этапе рисуем окончательные контуры рук, предварительно стерев направляющие линии из первых этапов.

Немного анатомии — на левой от нас руке можно увидеть бицепс (1) и дельтовидную мышцу плеча (2) , не забудьте их обозначить парой внутренних линий, как в нашем образце.

 

Ещё один важный момент — кисть правой от нас руки. Мы приготовили по этому случаю крупный план:

 

А вот общий план:

 

Шаг 8

Помните, мы писали о том, что на нижней части костюма нашего воина будут располагаться плотные кожаные пластины? Так вот, сейчас мы как раз их нарисуем. Не забываем также складки ткани — они расположены вертикально и немного наискосок, линии до нижнего края доходить не должны.

Во многих уроках рисовать ноги рисовать весьма сложно (например, урок про Черепашку-Ниндзя, посмотрите, сколько линий располагается внутри контуров ног), а здесь будет всё весьма просто. Верхняя часть ног скрыта тканью, а нижняя закрывается доспехами. Только у доспехов не забудьте про верхние каёмки. Ещё один момент — ремешки сандалий, расположите их крест-накрест, как в нашем образце.

 

Шаг 9

Завершающим этапом накладываем тени. Свет падает, как видите, сверху и спереди, соответственно, затенять мы будем области, на которые свет не попадает.

Тень от туловища воина падает на щит, там можно увидеть значительную область тени. На левой от нас руке тень падает от плеча на предплечье. Также необходимо обозначить тень на поверхности, чтобы не создавалось впечатления, что греческий воин висит в воздухе.

Не забываем металлические блики на шлеме и поножах — они выглядят как каёмки, только не доходящие до краёв. Отметим, что и по форме они параллельны краям.

 

В этом уроке мы рассказывали о том, как нарисовать древнего воина. Урок рисования, чего уж там говорить, вышел весьма сложненький. Но, надеемся, рано или поздно такие рисунки будут получаться у каждого нашего читателя.

А мы на этом прощаемся с вами и приглашаем почаще посещать наш сайт. Всего хорошего!

Вам также могут быть интересны:

drawingforall.ru

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2

В Древней Греции, как и в Древнем Египте, долгое время рисовали лишь линиями, без светотени. Для нас создание светотени является обычным делом, а ведь были времена, когда это являлось чудом.

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4

Апполодор и светотень.

Первым в истории, кто начал рисовать светотень, т. е. моделировать объем формы тоном, был Апполодор-художник (вторая половина V века до н. э.), его еще называют скиографом, что означает — тенеписец. Также он является отцом станковой живописи, именно он ввел в живопись технику смешения красок между собой. При этом Апполодор был отличным преподавателем. Так как все эти новшества требовали ввода новых методик преподавания рисунка и живописи, он начал обучать своих учеников по-новому. Самым известным из его учеников был Зевксис.

Зевксис.

Зевксис (420-380 гг. до н. э.) уроженец Гераклеи (нынеш. территория Базиликаты — региона в Южной Италии) был учеником Апполодора в Афинах. Как-то Апполодор упомянул в одной из своих эпиграмм, что Зевксис “похитил” его искусство, т. е. стал художником не хуже своего учителя.

Впоследствии у Зевксиса было много учеников, от них и от себя он требовал упорной работы, хотя на публике был немного пафосным, любил хорошо одеваться, посещать разные светские мероприятия.

Зевксис выбирает модель для картины

Говорят, что художник установил идеал красоты на основе изучения натуры. Однажды Зевксис решил написать девушку с натуры для кротонцев (Крото́не, до 1928 года Котроне, в древности Кротона — древний город-порт на берегу Тарентского залива, в итальянском регионе Калабрия), впоследствии эту картину назовут “Елена”. Для написания картины кротонцы предоставили художнику всех самых красивых девушек, из которых он выбрал пятерых. Списывая с девушек их самые лучшие части, он создал идеальный образ женской красоты. Ходят слухи, что взглянув на картину, получаешь несказанное удовольствие. Кстати, кротонцы потратили кучу денег на художника и картину.

Как и Апполодор, Зевксис продолжал развивать технику светотени. За свою жизнь он стал очень известен и богат. На старости лет он раздаривал свои работы царям и городам.

В греческих школах стали работать с натуры. Греки стремились к натуре всеми силами, старались передать всё гиперреалистично — это и повлияло на методику обучения в художественных школах того времени.

Немного о Паррасии.

В конце хочется добавить еще про одного древнегреческого художника Паррасия. Он жил и работал в одно время с Зевксисом. Паррасий одним из первых стал перекомпоновывать первоначальный сюжет и создавать новые картины.

Легенда.

Есть забавная легенда о Зевксисе и Паррасие.

Как-то два художника поспорили о том, кто из них лучше распишет стену одного из храмов. Когда работа была закончена, художники собрались возле своих росписей завешанных покрывалами, пришли и люди посмотреть на это. Зевксис сдернул покрывало — на стене была нарисована виноградная лоза, да такая реальная и красивая, что даже птицы слетелись поклевать. Народ был в восторге. “Теперь ты одёрни покрывало”, — сказал Зевксис Паррасию. “Не могу”, — ответил Паррасий. — “Оно-то у меня и нарисовано”.

Зевксис признал свое поражение. Он сказал: “Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца”.

Вот такая вот история.

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3

Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4

Вам будет интересно:

blogproart.ru


Смотрите также