Святая гора в греции


Греция: Святая Гора Афон - земной удел Богородицы / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.

Женщин сюда не пускают вовсе, а мужчины могут попасть, лишь получив специальное разрешение. Это – одна из главных святынь православия. Земной удел Богородицы. «Греческий Ватикан» – Святая Гора Афон.

На севере Греции протянулся на 80 км гористый и покрытый густыми зелеными лесами полуостров, в юго-восточной части которого на высоте 2033 м и возвышается Святая Гора.

Афон – совершенно уникальное место. По сути, это настоящее монашеское государство. Ведь на территории Афона разместились два десятка действующих православных монастырей. Население этого самоуправляемого сообщества – около 1300 монахов. Здесь действуют свои правила, свои законы, а подчиняется это автономное монастырское государство напрямую Константинопольскому Патриарху.

Полуостров в полное и вечное владение отдал монахам еще в 7 веке византийский император Константин Погонат. А в 8 веке анахореты (греческие отшельники) создали на Афоне свою монашескую республику.

Первый монастырь был основан на Афоне греческим монахом Афанасием в 962-963гг. А русский монастырь появился на Святой горе в 1080 году. Сегодня на полуострове, помимо греческих, функционируют грузинский, сербский, болгарский и русский монастыри и 12 скитов.

В стенах святых обителей хранится более 10 000 греческих, арабских и славянских рукописей, бесценные произведения искусства, некоторые из них датируются еще 9 веком.

Однако свои сокровища, как и покой, и традиции, монахи ревностно оберегают: на посещение Святой Горы Афон установлен «лимит» — не более 100 человек в день, причем из них должно быть не больше 10 – другого вероисповедания. А вот «любое существо женского пола», если, не дай Бог, каким-то образом проникнет на полуостров, может попасть на 8-12 месяцев за решетку. Святые отцы шутить не любят…

Источник: turj.ru

Материал подготовлен для сайта turj.ru При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.

turj.ru

Что такое Парнас? Мифы и интересные места священной горы в Греции :: SYL.ru

Что такое Парнас? Многие годы (и даже века) это слово было синонимом искусства и культурных деятелей. В древности так именовали гору, с которой, собственно, всё и началось. Легендарные и более прозаические подробности о ней, мы вам и представим.

Что такое Парнас?

Название Парнас происходит ещё с догреческих времён и, по всей видимости, относится к хетто-лувийским языкам. Предполагается, что их слово parnassas происходит от слова «дом» или «храм» и трактуется как «гора, где обитает бог».

Вместе с тем, существует и другая версия, по которой, название является палеобалканским словом «саранчовый» - эпитетом, обозначающим Аполлона. Именно с этим богом – покровителем искусств, древние греки и связывали гору. В последствие, термин перенёсся и на самих деятелей культуры.

В XIX веке во Франции возникло литературное движение Парнасской школы. В него входил Теофиль Готье, Леконт де Лиль, Жорж Леконт, Сюлли-Прюдом. Их творчество было близко Верлену, Бодлеру, Рембо, а в России их стихи переводили Брюсов, Волошин, Бунин, Жуковский и т.д.

Гора в Греции

Парнас является одной из крупнейших горных цепей материковой Греции и принадлежит к большому массиву Пинд. Он расположен в центральной части страны, и тянется от вершины Эты до Коринфского залива. Территориально принадлежит к ному (префектуре) Фокиде.

На склонах горы находится современный город Дельфы, а также руины древнего одноименного посёлка. Рядом располагаются деревни Итеа и Арахова. Вершина горы Парнас раздвоенная. Наивысший пик, Лиакура имеет высоту в 2547 метров, второй пик, Тифорея, достигает 2395 метров.

Предгорья и склоны горы покрыты средиземноморской растительностью, которая с высотой переходит в хвойные леса и альпийские луга. Как и большинство других массивов, этот сложен известняковыми породами и обладает залежами бокситов. Из-за особенностей климата и довольно большой высоты, скалистые вершины стабильно покрываются снегом с декабря по апрель. Зимой здесь открывается горнолыжный центр «Парнас».

Мифы горы

Что такое Парнас? Древнегреческая святыня, святыня Диониса, Фемиды и Геи, обитель Аполлона и девяти муз. С этой горой связано множество мифов. Эллинские паломники посещали её, чтобы помолиться богам и узнать о будущем, а возле Корикийской пещеры устраивали ритуальные празднества.

Согласно легенде, Зевс - глава богов-олимпийцев, решил наслать на грешных людей потоп. Как и в библейской истории, погибли не все. Спастись удалось Девкалиону и его жене. По совету отца он построил ковчег. На девятый день плавания судно остановилось на горе Парнас. Девкалион принёс Зевсу жертву, и тот позволил возродить человеческий род.

Другая история связана с Аполлоном – богом искусств и врачевания, покровителем муз. Он убил злого змея Пифона, который обвил Парнас девятью кольцами и не давал его жителям спокойствия. Аполлон выпустил в него около сотни стрел, после чего Гея отправила его в изгнание на 8 лет. В честь бога в Дельфах был основан оракул, где жрица или же пифия предсказывала будущее.

Гора и её окрестности

Чтобы воочию увидеть, что такое Парнас, можно отправиться по одному из пешеходных маршрутов. Они начинаются от Дельф и Араховы или со стороны юго-восточных склонов горы. По маркированным тропам можно добраться до Корикийской пещеры или Корикиона Андрона, посвященной Пану. Она находится на высоте 1370 метров, и идти до неё нужно около 4 часов.

Продолжив путь, можно дойти и до вершины Лиакура. На ночь туристы часто останавливаются на небольшом хуторе Каливья, который находится в сорока минутах ходьбы от пещеры. Тропы наверх ведут и со стороны деревни Титореи, расположенной с другой стороны горы. С вершины открываются ослепительные пейзажи, в хорошую погоду отлично видно Пелопоннес и гору Олимп.

Значительная часть массива является национальным парком Парнас. Здесь растут кефалонийские ели, водятся лисицы, кабаны, волки, барсуки, грифы и беркуты. На одном из горных склонах размещается деревня Арахова с интересной греческой архитектурой. Местные жители славятся изготовлением ковров ручной работы.

Ниже, у подножия горы находится посёлок Итея. Он разместился на самом берегу залива, в восьми километрах от Дельф. В прошлом это был зажиточный торговый порт, сейчас он является типичным туристическим городком. Рядом находятся обширные оливковые рощи, которые любят посещать гости Итеи.

Дельфы

Древний город Дельфы, расположенный на священной горе в Греции, считался не только главным местом прорицания, но и «Пупом Земли», который символизировал камень омфал. Город считался общегреческим святилищем, а местный оракул имел влияние на политическую и религиозную жизнь.

Руины Дельф находятся на высоте 700 метров, в девяти километрах от Коринфского залива. Здесь до сих пор сохранились остатки храма Аполлона и Афины, амфитеатра, гимназии и стадиона. Примерно в VI веке до нашей эры в городе проводились Пифийские игры – второе масштабное событие после Олимпийских.

Современные Дельфы находятся неподалёку от археологических сайтов. Это очень маленький городок, который вполне можно обойти пешком. Конечно, с туристической точки зрения он мало чем интересен, в нем останавливаются для того, чтобы увидеть старинный посёлок и саму гору.

www.syl.ru

Святая гора Афон, Халкидики - Достопримечательности Греции -

 Святая гора Афон находится в восточной Греции. Высота горы – 2033 метров. Православные христиане всего мира почитают эту святыню как земной Удел Богородицы. Это место славится по всему миру 20 монастырями. Каждый из этих монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Сейчас создание новых монастырей на Афоне запрещено.  Афон - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и животным женского пола.

 Святую гору Афон можно по праву назвать визитной карточкой Греции. Особый статус этой территории был закреплен в Конституции страны. Административно это самоуправляемое сообщество под юрисдикцией Патриарха Константинопольского. Об истории этих мест можно рассказывать бесконечно. По одной из версий, первый скит в этих местах основала Дева Мария, по другой версии первый монастырь в Карье построили монахи, бежавшие от гонений. Этот монастырь сохранился до наших дней. Во все времена монахи тщательно соблюдали устав, сопротивлялись иностранному влиянию. Примерно в XII веке Афон стал одним из духовных центров всего православного мира, и остается таковым по сей день. Знакомство с достопримечательностями святой горы Афон стоит начать с юго-западного побережья, где есть приличная дорога и неплохие порты, поэтому добраться до этих мест несложно. Самый северный монастырь - Зографу (Зографос). Это один из трех «традиционно славянских» монастырей. Главная гордость этого монастыря – древняя чудотворная икона Святого Георгия. Именно с написания этой иконы ведет свою историю монастырь. Легенда гласит: в IX веке три брата Иоанн, Моисей и Аарон приготовили доску для написания иконы, и лик святого появился на доске сам собой. Еще одна крайне интересная достопримечательность здешних мест – небольшой, но очень живописный монастырь Констамонит. Здесь есть церковь Стефана Первомученика, в которой хранится уникальная библиотека. Чуть южнее можно увидеть монашеский комплекс Дохиар (Дохиариу). Здесь находится церковь Архистратигов, самая высокая на Афоне. В узкой длинной трапезной сохранились поистине уникальные фрески. Между трапезной и церковью есть часовня, в которой сохранилась чудотворная икона «Скоропослушница» (икона Богоматери Горгоипико). На территории монастыря есть священный колодец. Легенда гласит: этот колодец возник здесь в 1299 году сам по себе. Немного южнее Дохиариу находится монастырь Ксенофонт, который по виду больше напоминает крепость. Это одна из самых живописных достопримечательностей святой горы Афон. В этом храме имеются сразу два католикона (общий, или главный храм). Небольшой древний католикон (XI век) лежит почти в основании более позднего католикона (1830 год). Здесь можно полюбоваться на старинные фрески критской школы и на две великолепные мозаики Георгия и Деметрия. При монастыре есть прекрасная библиотека (7000 печатных книг и около 600 рукописей), а также 17 часовен (самая старая из них датируется XII веком и)несколько реликвий с мощами святых. Юго-восточнее Карьи, прямо на берегу моря, находится монастырь Айос-Панделеймон (Пантелеймонов монастырь, Россикон, Русик). «Русским» этот монастырь называют из-за большого вклада правителей России в его восстановление. Сейчас этот монастырь славится своей обширной библиотекой, колоколом трапезной (второй в мире по величине) и реликвиями с мощами Святого Пантелеймона. Немного южнее серпантина, который ведет от Карьи к Дафни, находится самый старый монастырь Афона Ксиропотамос. Он известен иконой святого Дмитрия Солунского и хранилищницей с мощами нескольких христианских святых. На южном склоне мыса Кастанья возвышается монастырь Симонопетра (Симон-Петрас). Уникальная библиотека этого монастыря славится собранием редких рукописей. Но больше всего монастырь известен раки с мощами десницы Марии Магдалина. По преданиям, они сохраняются нетленными уже 2000 лет. Очень интересно побывать в пещере Нила Мироточивого. Добраться до этой пещеры непросто. Здесь в свое время жил, спасался и был погребен преподобный Нил Мироточивый. В 1815 году в пещере был устроен храм. Неподалеку от пещеры Нила Мироточивого находится пещера Святого Петра. Это был первый на Афоне житель пустыни. Святой Петр прожил в пещере 53 года, подвергая себя разным лишениям. Неподалеку от пещеры построена небольшая церковь во имя Святого Петра. По повелению начальства Лавры вход в пещеру был заделан, поскольку многие подражали Петру, селились в этой пещере и умирали от сырости. Всего на Афоне 20 монастырей, 12 скитов и множество келий. Познакомиться с ними даже при самом продолжительном визите просто невозможно. Кроме того, устав монастырей жестко ограничивает посещение. Здесь могут побывать только мужчины, независимо от их вероисповедания, и только при наличии диамонитириона (специальное разрешение). При посещении достопримечательностей святой горы Афон следует помнить, что здесь используют только юлианский календарь, даже в административных документах. Монахи рано встают и рано ложатся спать. В темное время суток жизнь на территории монастыря замирает. В пределах окрестностей монастыря купаться в море нельзя. Желающие могут найти уединенную бухточку. Здесь нельзя петь, свистеть, громко разговаривать. Монахи очень не любят тех, кто держит руки в карманах или скрещенными за спиной. Фотографировать внутри храмов запрещено. Фотографировать монахов можно только с их согласия. Не следует входить во внутренние помещения монастыря без разрешения, даже если двери открыты.

www.coronatours.ru

Священная гора в греции

Что же происходило с плотью тех, кто всю свою жизнь посвятил стяжанию Духа Святого? Их тела при жизни, и после смерти были и оставались источниками «воды живой» (Ин. 7, 38), источающими благодатные энергии Святого Духа. Вот почему даже сухие кости умерших праведников способны исцелять и передавать освящающую благодать Божию не только людям, но и всему окружающему пространству.Пришлось претерпеть насельникам Святой Горы и тяжелые испытания. Так, в 1205 году Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, а в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. После падения Констанинополя в 1453 году Афон переходит под власть турок, которые обложили афонцев денежной данью, не касаясь, впрочем, внутренней духовной жизни обителей.Много раз Афон подвергался набегам и разорению от пиратов, разбойников и сарацин, что привело к необходимости возведения вокруг монастырей высоких крепостных стен и сторожевых башен, неоднократно обители страдали и от страшных пожаров.В 1821 — 1829 годах, после того, как монахи поддержали греческое освободительное восстание, на Афон были введены турецкие войска. Лишь заступничество русского императора Александра I и победа России в войне с турками уберегли монастыри Святой Горы от полного разграбления.Афон находился под властью Турции до победы греков в Балканской войне 1912 года. С 1913 года Афон вошел в состав Греции, будучи вполне автономным в своей внутренней жизни, и управляется центральным соборным органом — Священным Кинотом.Конституционно-правовое положение и администрация св. горы Афон.Олимп (O l u m p o z) - гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, "вращать", т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.Первоначально Олимп (неизвестно какой) занимали змееподобный титан Офион и его супруга океанида Эвринома. Место это понравилось Крону и Рее, и они его заняли, выдворив Офиона и Эвриному, нашедших убежище в океане. Крона и Рею изгнал с Олимпа Зевс.Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед.В древности греки верили, что на горе Олимп живут двенадцать главных богов, которые под предводительством главного бога Зевса сокрушили титанов, и после этого в мире воцарился прядок. Олимп помимо того, что служил в древние времена обителью богов, так же выполнял еще одну функцию. Служил естественной границей между Македонией и Грецией. Со временем мифология древних греков немного поменялась и Олимпом стали называть не только гору, а все небо над Грецией, собственно там теперь и жили древние боги.Фламандский живописец Питер Рубенс написал картину «Пир богов на Олимпе ». Точную дату ее написания исследователи не могли определить, пока картину не увидели астрономы. Они установили, что персонажи располагались в точности так же, как планеты на небосклоне в 1602 году.Врата Олимпа охраняли девственные богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед. Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, вели хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон. и ему согласно подпевали все девять муз.Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа. взглянуть на землю. Самым увлекательным зрелищем была для богов война, разгоравшаяся то здесь, то там. У обитателей Олимпа были свои любимцы. Одна сочувствовали грекам. другие троянцам. Иногда, видя, что подопечных теснят, то один, то другой бог покидал место наблюдения и, спустившись на землю, вступал в бой. Входя в раж, сражающиеся не видели разницы между смертными и небожителями. Тогда приходилось богам пускаться в бегство, зажимая ладонями льющуюся потоками бесцветную благоуханную кровь.Как говорят греческие мифы. боги, поселившись на Олимпе. договорились, что он не принадлежит никому из них, и решили не выбирать правителя. Но вскоре власть захватил Зевс и его братья и сестры: Посейдон, Аид, Гера, Гестия и Деметра. Зевс. верховный бог, был по возрасту самым младшим из них.Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зните, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, т.е. небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.Сейчас весь массив представляет собой заповедник. Посетив который можно увидеть редких представителей греческой флоры и фауны, а с самой горы открывается потрясающий вид на Грецию. Очень многие туристы хотят посетить эту древнею обитель богов. Однако, попасть на саму вершину не получится из-за установленного там английского военного радара.В 1938 году Олимп был объявлен национальным заповедником, более 1700 видов растений и животных, произрастающих и обитающих только здесь, составляют уникальную экосистему этой горной области. Охраняется ЮНЕСКО с 1981 года. С 1985 года объявлен археологическим памятником.В пещере на склоне Олимпа жил святой мученик Неофит. Священная гора в греции возрасте 15 лет он пришел на гору за белым голубем. В пещере жил огромный лев, но, услышав слова Неофита, он покорился ему и ушел в другое место. В этой пещере Неофит жил до времени своей мученической гибели, когда его велел убить правитель Декий.В 1961 году на одной из вершин Айос Антониос был обнаружен храм Зевса. датированный от эллинистического до позднехристианского периода. Были обнаружены останки жертвенных животных, монеты, статуи. Также в различных местах были обнаружены храм Аполлона Дельфийского и древняя гробница Орфея. Храм Аполлона расположен на высоте 1000 метров, известно, что именно оттуда Ксенагорас с помощью телескопа и геометрических вычислений определил высоту Олимпа в 2960 метров, что не так далеко от истины. За несколько сот метров от приюта А есть съезд к монастырю Святого Дионисия, построенного им самим и  датированного 1542 годом. В течение всего времени был не раз разрушен, но самый большой ущерб был нанесен во время Второй Мировой Войны.

hotels-greece.ru

Святая гора в греции

Программа паломничестваДля посещения Святой горы Афон нужно получить специальное разрешение — диамонтирион.В связи с тем, что ежедневно на Афон допускается не более 120 человек, наше паломническое агентство заранее бронирует места для желающих совершить поездку на Святую Гору. Согласно Вашей заявке мы в течение трех дней открываем Шенгенскую визу и приобретаем авиабилет.2 день.Ранний завтрак в отеле. Получение диамонтириона (пропуска на Афон) в 7-30 утра. Покупка на причале билета на паром и отплытие на Святую Гору. Выход в Дафни (любом монастырском причале). Размещение в монастырской гостинице.3-14 дни.Пребывание на Святом Афоне. Паломники самостоятельно путешествуют по Афону, останавливаясь для ночлега в любом из 20 действующих афонских монастырей.Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне.В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (?????? ).Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений » .Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей- собирается дважды в год: через 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (?????? ). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (????????? ), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир .9. Зограф (&Zeta-&omega-&gamma-&rho-ά-&phi-&omicron-&upsilon-)10. Дохиар (&Delta-&omicron-&chi-&epsilon-&iota-&alpha-&rho-ί-&omicron-&upsilon-)11. Каракал (&Kappa-&alpha-&rho-&alpha-&kappa-ά-&lambda-&lambda-&omicron-&upsilon-)12. Филофей (&Phi-&iota-&lambda-&omicron-&theta-έ-&omicron-&upsilon-)13. Симонопетра (&Sigma-ί-&mu-&omega-&nu-&omicron-&sigmaf- &Pi-έ-&tau-&rho-&alpha- или &Sigma-&iota-&mu-&omega-&nu-ό-&pi-&epsilon-&tau-&rho-&alpha-)14. святого Павла (&Alpha-&gamma-ί-&omicron-&upsilon- &Pi-&alpha-ύ-&lambda-&omicron-&upsilon-, Agiou Pavlou)15. Ставроникита (&Sigma-&tau-&alpha-&upsilon-&rho-&omicron-&nu-&iota-&kappa-ή-&tau-&alpha-)16. Ксенофонт (&Xi-&epsilon-&nu-&omicron-&phi-ώ-&nu-&tau-&omicron-&sigmaf-)17. Григориат (&Omicron-&sigma-ί-&omicron-&upsilon- &Gamma-&rho-&eta-&gamma-&omicron-&rho-ί-&omicron-&upsilon-)18. Эсфигмен (&Epsilon-&sigma-&phi-&iota-&gamma-&mu-έ-&nu-&omicron-&upsilon-)19. Пантелеимонов (&Alpha-&gamma-ί-&omicron-&upsilon- &Pi-&alpha-&nu-&tau-&epsilon-&lambda-&epsilon-ή-&mu-&omicron-&nu-&omicron-&sigmaf-, или &Rho-&omega-&sigma-&iota-&kappa-ό-)20. Констамонит (&Kappa-&omega-&nu-&sigma-&tau-&alpha-&mu-&omicron-&nu-ί-&tau-&omicron-&upsilon-)Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а таке: келлии (в русской литературе обычно именовались келлейные обители» - обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений - отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными- в России в синодальный период такого рода монастыри часто называли штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.ИсторияМонастырь Симонопетра на АфонеИстория Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся пустынников»: Аще восхотят, то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом.После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II- после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.В XVII-XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии- уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря- русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 - январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом Уставная Хартия Святой Горы Афонской» (Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне- в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместых Церквей.На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, - в 1542 году.Русские на АфонеКолокольня и главный храм Пантелеимонова монастыряПрисутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, - в обители Ксилургу».Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял там пострижение.15 августа 1169 года русским была передана обитель Фессалоникийца» (Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским в 1744 году, подобное запустение могло быть следствием следующего инцидента: Повѣ-сть тамо ужасную слышахъ, от Сербовъ и Болгаровъ, и многолѣ-тнѣ- живущыхъ Россовъ преданную, о чесомъ Греки слышати не хощутъ, глаголющи быти ложь. Иногда, древле, уже въ царствованіе Турецкое, Россійскымъ инокомъ въ монастири семъ владѣ-ющимъ инымъ тогожде язика, Греческимъ же подъ началомъ у святая гора в греции съжительствующымъ, обличиша Россы Грековъ за нѣ-кое творимое беззаконіе (о чесомъ не лѣ-тъ есть писати), оны же, больше числом сущи и не терпѣ-вши срамоти и обличенія, сице наущеніем дѣ-монскимъ возяришася на нихъ, и сицеву брань велію сотворивши междоусобную, яко нечаяно на нихъ нападши, всѣ-хъ заклаша до едина, аще и отъ ныхъ многы заклашася. Прочіи же, иже осташа, боящися внѣ-шней казны, убѣ-гоша и оставиша монастирь празденъ, иже стояше пустъ чрезъ множество лѣ-тъ Далее Барский указывал, что в 1735 году взяша его в власть свою Греки».В XVIII веке произошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности- к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря- после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве - Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.С половины XIX века, с развитием пароходного сообщения, начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России, что обосновывалось ссылкой на 62-ю статью Берлинского трактата (1878): право официального покровительства признаётся за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции» по отношению к духовным лицам, паломникам инокам всех наций». В 1875 году, с назначением игуменом монастыря архимандрита Макария (Сушкина), под контроль русских перешёл Пантелеимонов монастырь- однако, надежды русских монахов и правительства добиться статуса монастыря для Андреевского и Ильинского скитов не увенчались успехом- малоуспешной была и многолетняя тяжба российских грузин за права на Иверон.Неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном митрополит Московский Филарет (Дроздов): О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на своё содержание, не заслуживает поощрения.»14 мая 1896 года группа русских старцев-келлиотов основала Братство русских обителей (келлий)», о чём они уведомили русского посла в Константинополе Нелидова[8]. Объединение русских келлиотов для защиты своих интересов диктовалось, среди прочего, крайне негативной репутацией, которую они стяжали себе в России к концу XIX века (церковные и полицейские власти в России неоднократно возбуждали следствие по незаконному сбору средств афонцами их поверенными)- византист и знаток православного Востока Алексей Дмитриевский в начале XX века о злоупотребленях русских келлиотов говорил, в частности: Среди афонских келлиотов известны имена настоящих хищников благосостояния русского народа и наглых эксплуататоров его глубокого религиозного чувства исконного уважения к Афону. Такого рода келлиоты, хотя иногда и проживают на Афоне, но в одиночной келлии, обставляя себя всеми удобствами жизни и не выполняя ни одного из желаний своих "боголюбцев"[9], которых они засыпают письмами. Собираемые ими большие суммы денег отдаются нуждающимся монастырям за большие проценты, и лишь предметы церковной утвари уступаются монастырям, на землях которых они имеют келлии, чтобы последние благоволили им.»Андреевский скит, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года, бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства нейтрализовать» (или аннексировать) полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны (Германия от имени Порты перекрыла Дарданеллы 27 сентября 1914 года, что сделало невозможным морское сообщение с Россией). Характерно, что в 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, то породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов. Официальный орган российского Святейшего Синода Церковныя Вѣ-домости» в январе 1917 года писал: Телеграф сообщил о занятии Афона русско-французским отрядом. Оккупация эта вызвана образом действий некоторых греческих монастырей, снабжавших немецкие подводные лодки всем необходимым. 4 года и два месяца владели греки Афоном, и этот период оставил мрачные воспоминания среди русских насельников Святой Горы. Власть Эллады оказалась тяжелее власти Турции. Была попытка со стороны элладского правительства уничтожить русскую почту, но попытка эта, равно как и попытка обложения русских монастырей податями, была предотвращена нашей дипломатией. Однако, провести телефон на лежащую близ Пантелеймоновского монастыря пристань Дафну греки так и не позволили русским. Особенно усилились притеснения русских монахов после того, как греки стали действовать заодно с болгарами. С началом великой войны недавние враги объединились в деле притеснения русских.»После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю- в 1992 году там появились первые греческие монахи.В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году[15], удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году - 2 из Троице-Сергиевой Лавры.В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский[16]. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин- † 1971) в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), через которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер- эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться- значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.География и климатУзкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40'. ш. 24°. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км- площадь - 335,637 кв. км. Высота собственно горы Афон - 2 026 метра. Климат - субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши- целые поля усажены виноградом.ФотогалереяВид на гору Афон из румынского скита ПродромосРумынский скит Продромос

hotels-greece.ru


Смотрите также