Ученые древней греции


Математика в Древней Греции

Разделы: Математика

Математика – одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. История математики тысячами нитей связана с историей других наук. Народная мудрость гласит, что невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего, если не знать и не ценить прошлое. Жизнь не стояла на месте. С развитием человечества появляется потребность передавать известия друг другу, писать, считать. Так в далёком прошлом постепенно зарождалась математика. Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими "спорщиками". По преданию, в то время сложилось утверждение: " В споре рождается истина!" Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики. Истории известно что ученые-математики древней Греции были крупнейшими математиками в далеком прошлом и задачи, составленные ими интересны и в наши дни. Весьма большая часть нашего современного школьного курса математики, особенно геометрии, была известна древним грекам. Учитель никогда не начнет изложения новой темы, не говоря о новом разделе математики, без вводной исторической части, вызывающей интерес и внимание учеников. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными. Как, знакомя учеников с начальными понятиями геометрии 7 класса, не рассказать о греческой математике?..Как изучая тему “Площадь” 8 кл. не объяснить измерение площадей в Древней Греции (решение старинных задач). Именно здесь так устанавливается связь исторических сведений с материалом рассматриваемой темы. История математики выступает средством активизации познавательной деятельности учащихся. А это является основой учебной деятельности по той причине, что:

– интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

– развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

– создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, презентацией. Математика со времени её зарождения как науки и много раньше была тесно связана не только с цивилизацией, с практикой, но и со всей общечеловеческой культурой – со всем миром. И математические теории, и методы открывались, создавались конкретными личностями, математиками, жизнь и судьба которых, интересная и насыщенная, поучительная и порой трагическая, неотделима от исторической эпохи, в которую они творили.

Ученые Греции

Расскажем о Пифагоре, именем которого названа теорема, которую знают все. В Древней Греции жил ученый Пифагор (родился он около 580 г. до н. э., а умер в 500 г. до н. э.). О жизни этого ученого известно немного, зато с его именем связано ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. В кружок принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так на юге Италии, которая была тогда греческой колонией, возникла так называемая пифагорейская школа. Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору. Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, так что установить о Пифагоре правду невозможно. Теорема Пифагора имеет богатую историю. Оказывается, она задолго до Пифагора была известна египтянам, вавилонянам, китайцам и индийцам. Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. В настоящее время имеется свыше 100 доказательств. Возможно, что одно из них принадлежит Пифагору и его ученикам.

Архимед – вершина научной мысли древнего мира. Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Герона. Учился Архимед в Александрии, где правители Египта Птолемеи собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали самую большую в мире библиотеку. Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики, физики, гидростатики и механики. В сочинении "Параболы квадратуры" Архимед обосновал метод расчета площади параболического сегмента, причем сделал это за две тысячи лет до открытия интегрального исчисления. В труде "Об измерении круга" Архимед впервые вычислил число "пи" – отношение длины окружности к диаметру – и доказал, что оно одинаково для любого круга. Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришел римский солдат. По преданию, Архимед был увлечен решением геометрической задачи, чертеж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. В наше время имя Архимеда связывают главным образом с его замечательными математическими работами, однако в античности он прославился также как изобретатель различного рода механических устройств и инструментов, о чем сообщают авторы, жившие в более позднюю эпоху. Считается, что Архимед был изобретателем т.н. архимедова винта, который служил для подъема воды на поля и явился прообразом корабельных и воздушных винтов.

  • Вызывает сомнение и подлинность истории, что будто бы царь поручил Архимеду проверить, из чистого ли золота сделана его корона или же ювелир присвоил часть золота, сплавив его с серебром. “Размышляя над этой задачей, Архимед как-то зашел в баню и там, погрузившись в ванну, заметил, что количество воды, переливающейся через край, равно количеству воды, вытесненной его телом. Это наблюдение подсказало Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды, выскочил из ванны и, как был нагой, бросился домой, крича во весь голос о своем открытии: “Эврика! Эврика!” (греч. “Нашел! Нашел!”)”.
  • При обороне Сиракуз от осаждавших этот город римских войск Архимед создал подъемные и метательные машины, а “зажигательное зеркало”, с помощью которого он якобы сжег корабли доныне остается загадкой, волнующей умы исследователей.
  • Сохранившиеся математические сочинения Архимеда можно разделить на три группы. Сочинения первой группы посвящены в основном доказательству теорем о площадях и объемах криволинейных фигур или тел. Сюда относятся трактаты “ О шаре и цилиндре, Об измерении круга, О коноидах и сфероидах, О спиралях и О квадратуре параболы”. Вторую группу составляют работы по геометрическому анализу статических и гидростатических задач: О равновесии плоских фигур, О плавающих телах. К третьей группе можно отнести различные математические работы: О методе механического доказательства теорем, Исчисление песчинок, Задача о быках и сохранившийся лишь в отрывках Стомахион.

Евклид. Древнегреческий ученый Евклиду принадлежат сочинения по механике, оптике, музыке. Известны его заслуги и в астрономии. Евклиду приписываются также несколько теорем и новых доказательств

Из дошедших до нас сочинений Евклида наиболее знамениты “Начала”, состоящие из 15 книг. В 1-й книге формулируются исходные положения геометрии, а также содержатся основополагающие теоремы планиметрии, среди которых теорема о сумме углов треугольника и теорема Пифагора. При построении правильных многоугольников опять звучит это имя Евклида. XIII книга "Начал" посвящена платоновым телам – правильным многогранникам, красотой которых восхищаемся на уроках стереометрии. Рассматривая вопросы дифференциального и интегрального исчислений на уроках анализа, говорим о том, что идеи, положенные в их основу Ньютоном и Лейбницем в XVII в., уходят своими корнями к методу исчерпывания, открытому еще Евклидом и Архимедом.

Фалес из Милета (ок.625 – ок.547 до н.э.) древнегреческий ученый и государственный деятель, первый из семи мудрецов. Во время путешествий он посетил Египет, где и познакомился с астрономией и геометрией. Легенда рассказывает о том, что Фалес привел в изумление египетского царя Амазиса, измерив высоту одной из пирамид по величине отбрасываемой ею тени Задача. Измерить высоту пирамиды по отбрасываемой ею тени. (Размеры даны в локтях; 1 локоть = 7 ладоням = 466 мм.)

Зачинатель и родоначальник греческой философии и науки. Считается, что Фалес первым доказал несколько геометрических теорем, а именно:

  • вертикальные углы равны;
  • треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны;
  • углы при основании равнобедренного треугольника равны;
  • диаметр делит круг пополам;
  • угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым.

Фалес определял высоту предмета по его тени, расстояния до кораблей, используя подобие треугольников.

Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний, Определил продолжительность года. Фалес был причислен к группе “семи мудрецов”.

Эратосфен Киренский (ок. 276 – 194 до н.э.) – разносторонний ученый: математик, астроном, географ, историк и филолог. Прославился благодаря изобретению “решета Эратосфена”. В сочинении “ Решето” Эратосфен создал оригинальный метод для “отсеивания” простых чисел. В последовательности натуральных чисел зачеркнем 1. Число 2-простое. Зачеркнём все числа, кратные 2. Число 3– первое из незачеркнутых – простое.  Затем  зачеркнем всякое число, делящееся на 3, и т. д. Так можно получить сколь угодно большой фрагмент последовательности простых чисел. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках. Числа не зачёркивали, а прокалывали. Отсюда и название метода– решето. Сконструировал прибор – мезолябий для механического решения делосской задачи (удвоения куба).

Осуществил первое измерение размеров земли. Измерив длину 1/50 дуги земного меридиана, Эратосфен вычислил окружность земного шара и получил 25 200 стадий, или 39 960 км, что лишь на 319 км меньше действительного значения.

Герон Александрийский великий физик, математик, механик и инженер древней Греции. Жил предположительно в I-II века до нашей эры в Александрии Египетской. Время жизни отнесено ко второй половине первого века н. э. на том основании, что он приводит в качестве примера лунное затмение 13 марта 62 г. н. э.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяженности дорог (древний “таксометр”) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него веревкой).Одной из главных заслуг Герона Александрийского перед историей, являются книги, написанные им. В них описываются не только собственные изобретения Герона, но и знания других ученых древней Греции. Много работ Герона Александрийского было посвящено Математике. Больше всего в его работах формул по геометрии, задач по вычислению геометрических фигур. Так же здесь описывается и знаменитая формула Герона, с помощью которой можно вычислить площадь треугольника по трем сторонам.

В конце II в. н.э. начинается закат греческой математики.

На фоне общего застоя и упадка резко выделяется гигантская фигура Диофанта.

В III–IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания им уделял, а главное, много нового внес в способы их решения древнегреческий ученый Диофант.

О Диофанте известно очень мало. Есть основание полагать, что он жил около III в. н.э. Одна группа уравнений, так называемые неопределенные уравнения, до сих пор называются диофантовыми уравнениями. Именно для них он нашел способ решения.

Скудные сведения о Диофанте может дополнить нам лишь надпись на надгробном камне, сформулированная задаДо нас дошли шесть из тринадцати книг “Арифметики”, написанных Диофантом, да предание о надписи на его могильном камне. Эта надпись дает возможность определить продолжительность жизни математика, которого позднее назвали “отцом греческой алгебры”.

Здесь погребен Диофант, и камень могильный При счете искусном расскажет нам, Сколь долог был его век. Велением бога он мальчиком был шестую часть своей жизни; В двенадцатой части затем прошла его светлая юность. Седьмую часть жизни прибавим – перед нами очаг Гименея. Пять лет протекли; и прислал Гименей ему сына. Но горе ребенку! Едва половину он прожил Тех лет, что отец, как скончался несчастный. Четыре года страдал Диофант от утраты такой тяжелой И умер, прожив для науки. Скажи мне, Скольких лет достигнув, смерть воспринял Диофант?

Главный труд Диофанта– “Арифметика”, по предположению, состоит из 13 книг. Книга Диофанта “Арифметика” содержала большое количество интересных задач, её изучали математики всех поколений. Книга сохранилась до наших дней. В честь Диофанта назван кратер на Луне.О жизни Метродора, составителя задачи о жизни Диофанта, ничего неизвестно, нет сведений о времени его жизни и смерти. В историю математики древней Греции он вошел как автор задач, составленных в стихах. Задачи Метродора входили в рукописные сборники и имели в своё время большое распространение

Нет сомнений в научности математики Древней Греции. Ни один народ древности не сделал столько для развития математики, как жители Греции. Человеческой природе свойственно уважение к прошлому. Это уважение иногда вызывает у учащихся желание взглянуть на математику как на науку сквозь туман старины, прикоснутся к седой древности, тысячелетним тайнам и загадкам…

Пускай останется извечный мир загадок Чтоб продолжалась жизнь, не ведая конца. В. Рождественнский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Список используемой литературы

  1. Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики. М. “Просвещение” АО “Учебная литература” 1996.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М. “Просвещение” 1995.
  3. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. М. “Просвещение” 1995.
  4. Чистяков В. Д. Старинные задачи по элементарной математике. – Минск: вышэйшая школа, 1978.
  5. Барвин И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,199
  6. 3. Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. -2-е иэд., Выш.школа,1979.
  7. Крыситский В. Шеренга великих математиков – Варшава: Наша Ксенгарня, 1981.
  8. Рыбников К.А. История математики – М.: Просвещение, 1994. – 123 – 125 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древнегреческий математик и философ. Выдающиеся древнегреческие математики и их достижения

Древние греки внесли огромный вклад в развитие точных наук: математики, астрономии, физики. Другие народы в то время тоже обладали определённым багажом знаний. Но если египтяне и вавилоняне довольствовались уже открытыми и исследованными областями, то греки пошли ещё дальше. Они не останавливались на достигнутом и открывали новые горизонты в разных сферах жизни.

Математика в Древней Греции

Эта наука одна из самых давних и востребованных. Безусловно, греки способствовали развитию культуры и географии, логики и экономики. Их философская школа была настолько развитой, что и поныне удивляет современников утверждениями и открытиями. Но математике отведена отдельная ниша в этой сложной системе научных знаний.

Многие достижения в области арифметики обязаны дискуссиям, которые были так популярны у греков. Люди собирались на площади, спорили и таким образом приходили к единственно правильному решению. "В споре рождается истина" – эта догма дошла до нас именно с тех времён.

Любой древнегреческий математик пользовался почётом и уважением. Выведенные теоремы и формулы, тяжело понимаемые простыми людьми, возносили его на вершину пьедестала, в ряды других великих умов. Развитие математики как науки во многом обязано Архимеду, Пифагору, Евклиду и другим личностям, труды и открытия которых положены в основу современного курса алгебры и геометрии в школах и университетах.

Пифагор и его школа

Это древнегреческий математик, философ, политик, общественный и религиозный деятель. Родился он примерно в 580 году до нашей эры на острове Самос, вследствие чего в народе его прозвали Самосским. Согласно легенде, Пифагор был очень красивым и статным мужчиной. Он не уставал изучать все новое и неизведанное, его образование было поистине элитным. Учился юноша не только у себя на родине, но также в Индии, Египте и Вавилоне.

Пифагор, древнегреческий математик, покровительствовал рабовладельцам и аристократии. Идеалист до мозга костей, в Кротоне он основал собственную школу, которая была одновременно и религиозной, и политической структурой. Чёткая организация бытовой жизни, строгие правила и каноны – главные её особенности. Например, члены сообщества не могли владеть частной собственностью, придерживались вегетарианской диеты и обязывались не открывать посторонним людям учения своего преподавателя.

Когда демократия докатилась до Кротона, Пифагор и его последователи бежали в Метапонт. Но народное восстание бушевало и в этом городе. В одной из драк 90-летний математик погиб. Вместе с ним перестала существовать и его знаменитая школа.

Открытия Пифагора

Известно наверняка, что именно его авторству принадлежит описание целых чисел, их свойств и пропорций. Также он был одним из первых учёных, кто утверждал, что Земля круглая, что планеты имеют не такую траекторию движения, как звёзды. Все эти идеи положены в основу знаменитого гелиоцентрического учения Коперника. Поскольку вся жизнь учёного была окружена тайной, до наших дней дошло не много интересных фактов о его деятельности. Некоторые сомневаются, что знаменитую теорему доказал именно он. По некоторым данным, знали её и многие другие древние народы ещё задолго до рождения математика.

Древнегреческий философ и математик обладал множеством способностей, и не только в области точных наук. Его имя и деятельность окутаны мифами и легендами, а также мистикой. Считалось, что Пифагор управляет духами с загробного мира, понимает язык животных, общается с ними, задаёт полёту птиц нужное ему направление, умеет предсказывать будущее. Также ему приписывали знахарские способности.

Архимед: основные труды

Это один из самых ярких представителей той эпохи, знаменитый учёный, философ, математик и изобретатель. Родился он в 287 году до нашей эры в Сиракузе. В этом небольшом городке он прожил почти всю жизнь, тут писал свои известные трактаты и испытывал новые механизмы. Его отцом был придворный астроном Фидий, поэтому обучение Архимеда проходило на высшем уровне. Он имел доступ к самой лучшей библиотеке того времени, в читальных залах которой провёл не один день.

До наших дней сохранилось несколько математических трудов учёного. Условно их можно подразделить на три основные группы.

  1. Работы, посвящённые объёмам и площадям криволинейных тел и фигур. В них содержится множество доказанных теорем.
  2. Геометрический анализ гидростатических и статических задач. Это исследования про равновесие фигур, про положение тела в воде и так далее.
  3. Другие математические работы. Например, про исчисление песчинок, механическое доказательство теорем.

Архимед погиб во время захвата Сиракузы римскими войсками. Он был так увлечён чертежом новой геометрической задачи, что не заметил воина, который подошёл сзади. Солдат убил учёного, не зная, что военачальник отдал приказ сохранить жизнь известному математику и философу.

Вклад Архимеда в развитие точных наук

Каждый ребёнок знаком с этим выдающимся деятелем ещё со школы. Кто же он, древнегреческий математик, воскликнувший "Эврика"? Ответ на этот вопрос прост – это Архимед. Согласно легенде, царь поручил ему выяснить - из чистого золота сделана его корона или ювелир схитрил, разбавив его другими металлами. Думая над этой задачей, Архимед лёг в ванну, наполненную водой. И тут ему пришло в голову потрясающее открытие: количество жидкости, которая переливается за край ванны, равно объёму воды, вытесненной его телом. Сделав этот вывод, он и закричал всем нам известное слово "эврика". Математик древнегреческий с этим возгласом выскочил из бани и побежал домой, в чём мать родила, спеша записать своё открытие.

Кроме того, Архимед за две тысячи лет до открытия интегралов сумел рассчитать площадь параболического сегмента. Он открыл миру число "пи", доказав, что соотношение диаметра круга и длины его окружности всегда одинаково для любой такой геометрической фигуры. Он создал так называемый Архимедов винт – прообраз современных воздушных и корабельных винтов. Среди его достижений метательные и подъёмные машины. Секрет создания его "зажигательного зеркала", при помощи которого были уничтожены вражеские корабли, до сих пор не раскрыли современные исследователи.

Евклид

Большую часть своего времени он работал над музыкальными произведениями, раскрывал секреты механики и физики, изучал астрономию. Но часть своих трудов всё же посвятил математике: довёл до ума несколько доказательств и теорем. Его вклад в развитие этой науки сложно переоценить, так как работы Евклида стали основой для других учёных, живших на много столетий позже его.

Как зовут древнегреческого математика, написавшего известный математический сборник "Начала", состоящий из 15 книг? Конечно, Евклид. Он сумел сформулировать основные положения геометрии, доказал важные теоремы: про сумму углов треугольника и теорему Пифагора. Также его имя связывают с учением про построение правильных многогранников, которыми сегодня восхищается каждый юный математик на уроках геометрии. Евклид открыл метод исчерпывания. Его взяли на вооружение Ньютон и Лейбниц, открыв способы исчисления: интегральный и дифференциальный.

Фалес

Этот древнегреческий математик родился примерно в 625 году до нашей эры. Долгое время он жил в Египте и тесно общался с правителем этой страны, царём Амазисом. Легенда гласит, что однажды он изумил фараона, измерив высоту пирамиды только по величине её тени.

Фалес считается родоначальником греческой науки, одним из семи мудрецов, изменивших основы знаний. Историки уверены, что Фалес первым доказал основные теоремы геометрии. Например, о том, что вписанный в полуокружность угол всегда прямой, диаметр делит круг на две одинаковые части, у равнобедренного треугольника углы при основании равны, все вертикальные углы идентичны и так далее.

Фалес вывел формулу, согласно которой треугольники всегда будут одинаковыми, если у них идентичны одна грань и углы, прилегающие к ней. Он научился определять расстояние до плывущих вдали кораблей при помощи условных треугольников. Кроме того, он сделал пару открытий в астрономической науке, определив точное время солнцестояний и равноденствий. Также он первым безошибочно просчитал продолжительность года.

Эратосфен

Это достаточно разносторонний деятель. Увлекался изучением космоса, географическими открытиями, исследовал речь, языковые обороты и исторические события. В сфере алгебры и геометрии он известен нам как древнегреческий математик, сделавший открытие в системе простых чисел. Он создал "Решето Эратосфена", интересный метод, который доныне изучают в школах. Благодаря ему можно отсеивать простые числа из общего ряда. Цифры не вычёркивали, как сегодня, а прокалывали на общем рисунке. Отсюда и название – "решето".

Эратосфен сумел самостоятельно сконструировать мезолябий – прибор для решения на основе законов механики делосской задачи про удвоение куба. Он смог первым измерить Землю. Просчитав длину части земного меридиана, он вывел окружность планеты - 39 тысяч 960 километров. Ошибся только на каких-то незначительных 300 километров. Эратосфен действительно заметная фигура того времени, без его достижений математика не могла бы существовать в своём привычном виде.

Герон

Этот древнегреческий математик жил в первом веке до нашей эры. Данные приблизительные, так как точных свидетельств про его жизнь дошло до наших дней очень мало. Известно, что Герон увлекался законами физики, механики, ценил достижения инженерной науки. Это он первым создал автоматические двери, кукольный театр, турбину паруса, древний "таксометр" – прибор для измерения дороги, автомат и самозаряжающийся арбалет.

Много его трудов было посвящено и математике. Он вывел новые геометрические формулы, разработал методы исчисления геометрических фигур. Герон создал знаменитую формулу, названную его именем, при помощи которой можно вычислить площадь треугольника, если знать длину всех его сторон. После себя он оставил много рукописных книг, в которых были отображены не только его труды, но и исследования других учёных. И в этом его самая большая заслуга. Благодаря этим записям мы сегодня знаем про Архимеда, Пифагора и других известных математиков, ставших символами той эпохи и прославивших Древнюю Грецию на весь античный мир.

fb.ru

Культура древней греции

Культура древней Греции: города-колонии Культура древней Греции: Греческая школа Культура древней Греции: ученые древней Греции

Культура древней Греции: города-колонии

В Ольвии жил философ Бион, прозванный Борисфенитом, сын рыбака и простой женщины. Всю его семью продали в рабство. Со временем Бион попал в Афины и стал философом. У него был насмешливый ум, и он любил высмеивать человеческие недостатки. Например, об одном богаче он сказал так: «Не он владеет богатством, а богатство владеет им». Прославился своей мудростью и Анахарсис, по матери — грек, а по отцу — скиф. Его бабушка была скифянкой, а дед — богатым греком из черноморского города Нимфея. В поисках знаний он приехал в Афины, чтобы поучиться у мудреца Солона, и через раба передал ему такие слова: «Я хочу видеть тебя и стать твоим другом». Солону это не понравилось, и он велел сказать юноше: «Друзей принято приобретать у себя на родине, а не искать их в чужих землях». Анахарсис не растерялся и ответил: «Солон, ты ведь у себя на родине, почему бы тебе не завести друга?» Поражённый его - быстрым умом, Солон велел впустить Анахарсиса и вскоре стал ему другом. Афинские философы полюбили Анахарсиса и просили его остаться с ними. Но он затосковал по родине и вернулся в Скифию. Здесь его убили скифы. Они не могли простить ему, что он изменил своим обычаям ради греческих. Греки считали Анахарсиса одним из семи мудрецов света и записали некоторые его изречения, его влияние на культуру древней Греции было значительным. Так, он говорил, что лучше иметь одного настоящего друга, чем много плохих. На вопрос, что у человека одновременно хорошее и плохое, он ответил: «Язык». На вопрос, какие корабли самые безопасные, Анахарсис сказал: «Те, что вытащены на берег».

Культура древней Греции: Греческая школа

Основы культуры древней Греции формировались в школах древней Греции. Дети свободнорождённых греков, начиная с семи лет, ходили в школу. Их сопровождал раб, который назывался «педагогом», что означает «ведущий детей». В школе дети учились читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах — кифаре, флейте и др. Школьники заучивали наизусть отрывки из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», стихи других поэтов. Дети состоятельных родителей продолжали обучение до восемнадцати лет в спортивных школах — гимнасиях (отсюда наши слова «гимнаст» и «гимназия»). Физическое воспитание, образование и исскуство были неотьемлимыми составляющими которые формировали культуру древней Греции. Греки уделяли много внимания физической подготовке юношей. В гимнасиях они занимались бегом, борьбой, метанием копья и диска. Занятия проходили на специальных спортивных площадках, который было множество на территории древней Греции. Девочек дома обучали рукоделию и домоводству.

Культура древней Греции: ученые древней Греции

Греция прославилась не только своими историками, ораторами, людьми искусства, но и учёными. Их называли философами, что означает «любящие мудрость» именно они формировали идейную основу культуры Древней Греции. В Греции существовало много философских школ, во главе которых стояли выдающиеся учёные. Столицей философии греки считали город Афины, который был центром развития культуры Древней Греции. Философы обучали учеников на занятиях, которые проводили в форме бесед и споров (диспутов). Многие учёные преподавали не в помещении, а на открытом воздухе — в саду или в роще. Аристотель, великий философ древней Греции обучал своих учеников во вмремя прогулок по саду, ведя неспешные беседы о мироздании, первопричинах и следствиях. Крупнейшими учёными в Афинах V и IV вв. до н. э. были Сократ, Платон и Аристотель. Сократ не записывал своих мыслей, от него не дошло до нас ни одной строки, однако его влияние на культуру древней Греции было огромно. Об учении Сократа написал его лучший ученик — философ Платон. Он преподавал в роще, которая была посвящена знаменитому герою Академу. Поэтому школа Платона получила название «Академия». Это слово сохранилось до наших дней. Так теперь называют высшее научное или учебное заведение. Учеником Платона был Аристотель, основатель философской школы ликея (лицея). Объясняя свой предмет, он обычно шёл неспешным шагом, а ученики следовали за ним. Если ученик не успевал за учителем, отставал, то он пропускал объяснение. Отсюда происходят современные выражения: «успевать в учёбе» и «отставать в учёбе». Аристотелю принадлежат крылатые слова: «Когда учишься, не оглядывайся назад на того, кто отстал». Об учёбе он говорил так: «Корень её горек, зато плод сладок». Когда его спросили, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мёртвым». Аристотель был земляком и учителем великого полководца древности Александра Македонского. Выдающиеся философы древней Греции возвышали уровень развития культуры древней Греции, делая ее уровень недостижимым для других государств той эпохи.

izuchaem.info

Медицина Древней Греции - это... Что такое Медицина Древней Греции?

Первая известная школа древнегреческой медицины была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Позднее свою школу на острове Кос основал Гиппократ[1]. Несмотря на общеизвестное уважение эллинов к египетской медицине, в те времена не было успешных попыток перенести опыт египтян на греческую землю из-за недостаточного количества письменных источников и трудностей в понимании древней медицинской терминологии. Известно, впрочем, что для своих медицинских справочников греки позаимствовали множество рецептов египетских лекарств. Влияние Египта стало более очевидным после создания греческой медицинской школы в Александрии[2].

Гиппократ и «гиппократова» медицина

Гиппократа называют «Отцом современной медицины».[3][4]

Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.

Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных (по крайней мере, друг с другом) строгим этическим кодексом. Желавшие стать учениками обычно делали вступительный взнос, после чего становились частью своеобразной семьи. Обучение включало в себя устные наставления и практику в роли помощника учителя, поскольку Клятва подразумевает, что ученик должен непосредственно контактировать с пациентом. Клятва также ограничивает действия терапевта («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства») и указывает на существование другого класса врачей, возможно, схожего с хирургами («Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом»).[5]

Аристотель

Древнегреческий философ Аристотель был самым влиятельным ученым античности. Хотя его ранние философские работы были в большей степени спекулятивными, поздние труды демонстрируют глубокое понимание эмпиризма, основ биологии и разнообразия жизненных форм.[6] Аристотель не проводил экспериментов, полагая, что вещи вернее проявляют свою истинную природу в естественной среде обитания, чем в искусственно созданной. Тогда как в физике и химии подобный подход был признан нефункциональным, в зоологии и этологии труды Аристотеля «представляют реальный интерес».[7] Им были сделаны многочисленные описания природы, особенно мест обитания и свойств различных растений и животных, которых он вносил в свой каталог. Всего Аристотель классифицировал 540 разновидностей животных и изучил внутреннее строение по меньшей мере пятидесяти видов.

Аристотель верил, что всеми природными процессами руководят интеллектуальные цели, формальные причины.[8] Подобные телеологические взгляды давали Аристотелю основание представлять собранную им информацию как выражение формального дизайна. Например, он предполагал, что Природа не зря одарила одних животных рогами, а других бивнями, тем самым она дала им минимальный набор средств необходимый для выживания. Аристотель считал, что все живые существа можно расположить по порядку на специальной шкале — scala naturae или Великая Цепь Бытия — в самом низу которой будут находиться растения, а наверху — человек.[9] .

Аристотель придерживался мнения, что, чем совершеннее создание, тем совершеннее его форма, но при этом форма не определяет содержания. Другой аспект его биологической теории состоял в выделении трёх типов душ: растительной души, ответственной за репродукцию и рост; чувствующей души, ответственной за подвижность и чувства; и рациональной души, способной мыслить и рассуждать. Он приписывал наличие первой души растениям, первой и второй — животным, и всех трёх — человеку.[10] Аристотель, в отличие от прочих ранних философов, и вслед за египтянами полагал, что место рациональной души в сердце, а не в мозге.[11] Интересно, что Аристотель одним из первых разделил чувство и мысль.[12]Теофраст, последователь Аристотеля из Лицея, написал серию книг- «История растений» — которая является важнейшим вкладом античной науки в ботанику, он оставался непревзойденным вплоть до Средних Веков. Многие из названий, придуманных Теофрастом, дошли до наших дней, например, carpos для обозначения фрукта и pericarpion для семенной коробочки. Вместо того, чтобы опираться на теорию о формальных причинах, как делал Аристотель, Теофраст предложил механистическую схему, проведя аналогии между естественными и искусственными процессами, полагаясь на концепцию Аристотеля о «движущей причине». Теофраст также признал роль пола в репродукции некоторых высших растений, хотя это знание позднее было утрачено. Нельзя недооценивать вклада биологических и телеологических идей Аристотеля и Теофраста в западную медицину.[13].

Александрия

Фронтиспис к 1644 версии расширенного иллюстрированного издания книги Historia Plantarum, написанной примерно в 200 г. до н. э.

После Теофраста в Лицее больше не появилось никаких оригинальных работ. Хотя интерес к трудам Аристотеля сохранялся, их принимали, не подвергая сомнению.[14] Так что новые открытия в биологии были сделаны лишь в эпоху правления Птолемеев в Александрии. Первым учителем медицины в Александрии был Герофил из Халкедона, который внёс исправления в труды Аристотеля, поместив разум в мозг и соединив нервную систему с движением и осязанием. Герофил также четко различил вены и артерии, отметив, что последние пульсируют. Он проводил эксперименты, перерезая по очереди разные вены и артерии на шее свиньи.[15] Кроме того, он разработал диагностический метод, основанный на различении типов пульса.[16] Он и его современник Эразистрат из Кеоса изучали роль вен и нервов и прослеживали их расположение на теле человека.

Эразистрат связал более сложное, по сравнению с мозгом животных, поверхностное строение человеческого мозга с его повышенными интеллектуальными способностями. Он проводил эксперименты над птицами, взвешивая их и отмечая потерю в весе в период между кормлениями. Вслед за своим учителем он изучал пневматику и утверждал, что человеческая система кровеносных сосудов контролируется вакуумами, переносящими кровь по всему телу. Согласно физиологической теории Эразистрата, воздух поступает в тело, затем легкие гонят его в сердце, где он превращается в жизненную силу, которую артерии разносят по всему телу. Часть этой жизненной силы достигает мозга, где трансформируется в животный дух, который затем распространяется по нервам.[17] Герофил и Эразистрат проводили свои эксперименты на заключенных, которых им выдавали птолемейские цари. Они проводили вскрытие на живых людях, и, «пока те еще дышали, изучали части тела, сокрытые природой от людского взора, их расположение, цвет, форму, размер, устройство, жесткость, мягкость, гладкость и взаимосвязь».[18]

Некоторые античные анатомисты, вроде Лукреция, пытались оспаривать телеологические взгляды на жизнь, выдвинутые Аристотелем, но телеология (а после установления Христианства и натуральная теология) вплоть до 18-19 веков продолжала оставаться основой биологической мысли. Как сказал Эрнст Майр: «После Лукреция и Галена и до эпохи Ренессанса в биологии не было сделано никаких выдающихся открытий».[19] Идеи Аристотеля касательно натуральной истории и медицины сохранились, но принимались как данность.[20]

Историческое наследие

За время своего длительного контакта с греческой культурой римляне переняли многие медицинские идеи. Реакция ранних римлян на греческую медицину варьировалась от энтузиазма до враждебного неприятия, но в конечном счете они признали рациональность «гиппократовой» медицины.[21]

Это привело к распространению греческих медицинских теорий по всей Римской Империи, а оттуда по большей части территории Запада. Самым влиятельным римским ученым, рискнувшим продолжить и расширить традиции «гиппократовой» школы, был Гален. К сожалению, на Западе большинство материалов, посвященных исследованию текстов Гиппократа и Галена, пропали во времена раннего Средневековья после крушения Западной Римской Империи, но традиции Гиппократа и Галена в греческой медицине продолжали изучаться и применяться в Восточной Римской Империи (Византии). После 750 года н. э. мусульмане перевели некоторые труды Галена, вследствие чего многие традиции «гиппократовой» и «галеновой» медицины были внедрены в практику врачевания. Многие мусульманские учёные пытались развивать эту традицию, самым успешным из них был Авиценна. Начиная с XI века, «гиппократово- галенова» медицина начала своё возвращение на Запад Римской Империи в основном в виде переводов с арабского, но иногда и в виде греческих оригиналов. В эпоху Ренессанса многие переводы Галена и Гиппократа с греческого были сделаны со ставших доступными византийских манускриптов. Ещё в XIII веке авторитет Галена был столь велик, что многие учёные пытались включить в его теорию даже находки, противоречащие ей.

Значительные исправления в работы по анатомии Галена внесли тексты и рисунки Везалия. Но первым ударом, пошатнувшим «галеновскую» теорию циркуляции крови, была публичная демонстрация процесса циркуляции, проведённая Уильямом Гарвеем. Тем не менее, практика кровопускания, разработанная Гиппократом и Галеном, была в ходу вплоть до 19 столетия, несмотря на свою неэффективность и рискованность. Реальная замена медицинским традициям Гиппократа и Галена была найдена только после серии открытий, сделанных Луи Пастером, Робертом Кохом и другими учеными, которые доказали, что болезни вызываются не дисбалансом четырёх темпераментов, а микроорганизмами, такими как бактерии.

Примечания

  1. ↑ Atlas of Anatomy, ed. Giunti Editorial Group, Taj Books LTD 2002, p. 9
  2. ↑ Heinrich Von Staden, Herophilus: The Art of Medicine in Early Alexandria (Cambridge: Cambridge University Press, 1989), pp. 1-26.
  3. ↑ Useful known and unknown views of the father of modern medicine, Hippocrates and his teacher Democritus., U.S. National Library of Medicine
  4. ↑ The father of modern medicine: the first research of the physical factor of tetanus, European Society of Clinical Microbiology and Infectious Diseases
  5. ↑ Owsei Temkin, «What Does the Hippocratic Oath Say?,» in «On Second Thought» and Other Essays in the History of Medicine (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2002), pp. 21-28.
  6. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 41
  7. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy pp 247
  8. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 84-90, 135; Mason, A History of the Sciences, p 41-44
  9. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 201—202; see also: Lovejoy, The Great Chain of Being
  10. ↑ Aristotle, De Anima II 3
  11. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 45
  12. ↑ Guthrie, A History of Greek Philosophy Vol. 1 pp. 348
  13. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 90-91; Mason, A History of the Sciences, p 46
  14. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy pp 252
  15. ↑ Mason, A History of the Sciences pp 56
  16. ↑ Barnes, Hellenistic Philosophy and Science pp 383
  17. ↑ Mason, A History of the Sciences, p 57
  18. ↑ Barnes, Hellenistic Philosophy and Science, pp 383—384
  19. ↑ Mayr, The Growth of Biological Thought, pp 90-94; quotation from p 91
  20. ↑ Annas, Classical Greek Philosophy, p 252
  21. ↑ von Staden, "Liminal Perils: Early Roman Receptions of Greek Medicine, " in Tradition, Transmission, Transformation, ed. F. Jamil Ragep and Sally P. Ragep with Steven Livesey (Leiden: Brill, 1996), pp. 369—418.

Источники

  • Annas, Julia Classical Greek Philosophy. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986. ISBN 0-19-872112-9
  • Barnes, Jonathan Hellenistic Philosophy and Science. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986. ISBN 0-19-872112-9
  • Cohn-Haft, Louis The Public Physicians of Ancient Greece, Northampton, Massachusetts, 1956
  • Guthrie, W. K. C. A History of Greek Philosophy. Volume I: The earlier Presocratics and the Pythagoreans. Cambridge University Press: New York, 1962. ISBN 0-521-29420-7
  • Jones, W. H. S.  Philosophy and Medicine in Ancient Greece, Johns Hopkins Press, Baltimore, 1946
  • Lennox, James Aristotle's Biology. Stanford Encyclopedia of Philosophy (15 февраля 2006). Архивировано из первоисточника 14 апреля 2012.
  • Longrigg, James Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmæon to the Alexandrians, Routledge, 1993.
  • Lovejoy, Arthur O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Harvard University Press, 1936. Reprinted by Harper & Row, ISBN 0-674-36150-4, 2005 paperback: ISBN 0-674-36153-9.
  • Mason, Stephen F. A History of the Sciences. Collier Books: New York, 1956.
  • Mayr, Ernst. The Growth of Biological Thought: Diversity, Evolution, and Inheritance. The Belknap Press of Harvard University Press: Cambridge, Massachusetts, 1982. ISBN 0-674-36445-7
  • von Staden H. (ed. trans.) Herophilus: The Art of Medicine in Early Alexandria. Cambridge University Press, 1989 ISBN 0-521-23646-0, 9780521236461

Ссылки

dic.academic.ru

Учёные, изучавшие историю Древней Греции

В конце XVIII — первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них — достижения классической филологии и методов источниковедческого анализа, получившие наиболее яркое выражение в работах англичанина Р. Бентли, немецких ученых Ф. Вольфа и Г. Б. Нибура. Они стали основателями историко — критического метода в европейском источниковедении. Их мастерский анализ структуры и содержания ряда сохранившихся источников (Бентли доказал подложность писем Фалариса, тирана Акраганта VI в. до н. э.; Вольф выявил различные хронологические слои гомеровских поэм, дал свое решение вопроса об авторстве, внутреннем единстве и противоречиях в поэмах, показал влияние устной традиции и время записи поэм; Нибур сумел обнаружить в римской поздней традиции следы ранних документов и по ним провел блестящее восстановление древнейшей римской истории) заложил основы научного источниковедения и сделал возможным полноценную разработку разных периодов греческой истории.

Древнегреческое искусство - Пара в любви. Фото: Harry Gouvas

Плодотворное воздействие на разработку греческой истории имела также возможность введения в научный оборот все большего количества источников, прежде всего археологических и эпиграфических. После освобождения территории Греции от турецкого ига и образования независимого греческого государства (в 1830 г.) в Грецию были направлены многочисленные и щедро финансируемые археологические экспедиции ряда стран Европы (особенную активность проявляли Франция и Германия), которые занимались описанием сохранившихся руин — важнейших центров древнегреческой культуры — и в ряде мест приступили к их раскопкам.

История Древней Греции вызвала большое внимание не только специалистов античников, но и широких общественных кругов Европы XIX в. Молодой буржуазии, ведущей борьбу с остатками феодализма и феодальной идеологии, мир древнегреческих республиканских полисов казался своего рода идеалом свободы, гражданственности, высокой культуры. Сочинениями древнегреческих писателей зачитывались многие образованные люди, их цитировали политические деятели, произведения греческого искусства (особенно скульптура) стали рассматриваться как ценнейшее достояние лучших европейских музеев.

Все это содействовало появлению целого ряда выдающихся работ, заложивших основы древнегреческой истории. Наиболее интенсивная разработка истории Древней Греции в XIX в. шла в Германии. Основы научной истории античного искусства были заложены немецким ученым И. Винкельманом, который в 1764 г. выпустил выдающийся труд «История искусства древности». В этой работе памятники античного, прежде всего греческого, искусства были изучены, классифицированы по различным историческим периодам, выявлена история разных стилей. Винкельман рассматривал искусство как органическую часть греческого общества.

Традиции И. Винкельмана, Ф. Вольфа, Г.Б. Нибура продолжили другие немецкие ученые XIX в. А. Бёк начал собрание и издание сводного корпуса греческих надписей (1825–1859). На основе тщательного анализа слабо привлекавшегося ранее материала надписей он предпринял исследование экономической истории Афин («Государственное хозяйство афинян». В 3 т. 1817–1823). Его ученик К. Мюллер обратил внимание на историю отдельных городов и племен (дорийцев, о. Эгины и др.), греческую мифологию и классическую археологию. Заметный след в европейской науке оставил И. Дройзен, который первым обратился к систематическому исследованию последнего периода древнегреческой истории, начавшегося после походов Александра Македонского на Восток и продолжавшегося до I в. до н. э. Он назвал его эллинистическим («История эллинизма». В 3 т. 1833–1843). Тем самым были раздвинуты рамки греческой истории почти на три столетия (с конца IV по конец I в. до н. э.).

Трудом, обобщающим конкретные исследования многих германских ученых, стала работа Э. Курциуса «Греческая история» (В 3 т. 1852–1867), в которой история Греции была дана в историко — культурном плане, социально-экономические отношения практически игнорировались. К тому же Курциус преувеличивал влияние географической среды на развитие греческого общества, а также крайне идеализировал греческую культуру.

Большой интерес изучение древнегреческой истории вызвало в Англии, стране классического капитализма с сильными парламентскими традициями. В различных столкновениях политических партий (консерваторов — тори и либералов — вигов) широко использовался материал древнегреческой истории, в частности борьба аристократии и демократии, столь характерная для греческих полисов. В конце XVIII и в первой половине XIX в. в Англии раньше, чем в других странах Европы, выходят многотомные сводные труды по истории Древней Греции. Если У. Митфорд, сторонник тори, в своей «Истории Греции» (в 8 т. 1784–1794) восхваляет консервативную Спарту, ее политику и учреждения, то либерал Дж. Грот в своей «Истории Греции» (в 12 т. 1846–1856), напротив, подчиняет все исследование греческой истории прославлению Афин и афинской демократии. Афинская история для Грота — основа всей греческой истории. Преимущественное внимание Грот уделяет политической и культурной истории с элементами социальной и экономической. Исследование самых разных сторон греческой истории, интерес к демократическим институтам, критический метод использования источников, образный и живой язык обеспечили труду Грота почетное место в европейской историографии.

В середине XIX в. была создана оригинальная концепция древнегреческой истории и культуры К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они рассматривали историю древнегреческого и древнеримского общества с позиций материалистического истолкования истории — как общество, проходящее стадию общественно-экономической формации, развитие которой определяется рабовладельческим способом производства классического типа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли тщательному анализу центральную проблему греческой истории — проблему полиса (города-государства). Они показали особенности античной формы собственности, социальную структуру полиса, специфику аграрных отношений, его государственного и военного устройства. Античный полис, по их мнению, — это особый социально-экономический организм, основанный на античной форме собственности, отличной как от древневосточной, так и германской форм. Это вместе с тем и община земельных собственников, которые в то же время являются полноправными гражданами и воинами. Античная форма собственности представляет собой сосуществование двух видов собственности: частной собственности граждан и общинной (государственной) собственности, принадлежащей всему коллективу граждан.

К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли исследованию и другую основную проблему древней истории — проблему рабства, его экономические, социальные и политические аспекты. Они показали структуру рабовладельческого хозяйства, его возможности и ограниченность, характер орудий труда и технического прогресса, особенности раба как работника.

Успехи в изучении истории Древней Греции во второй половине XIX в. были связаны с археологическими открытиями на территории Греции, обильными поступлениями эпиграфического материала и более совершенными методами его обработки. Из археологических работ самыми выдающимися были раскопки Г. Шлимана и В. Дёрпфельда в Трое, Микенах и Тиринфе (1871–1894 гг.) и А. Эванса на Крите (с 1900 г.), которые привели к открытию памятников II тысячелетия до н. э. Если ранее греческую историю начинали с гомеровского периода, т. е. с начала I тысячелетия до н. э., то после раскопок Шлимана и Эванса историю греческой цивилизации стали изучать с III тысячелетия до н. э.

Принципиальное значение имело использование новых этнографических данных. Американский ученый Л. Морган ввел в свое исследование («Древнее общество», 1877 г.) новые материалы о североамериканских индейцах и гомеровском эпосе. Благодаря этим новым данным греческая история не только была отодвинута более чем на тысячелетие, но и с материалистических позиций были объяснены запутанные проблемы формирования классового общества и древнейшей государственности в Греции.

Большой резонанс в европейской науке второй половины XIX в. имели исследования античной (и прежде всего греческой) гражданской общины или полиса, которые проводил французский историк Фюстель де Куланж («Античная гражданская община», 1864 г.). Он решительно выступил против начинающейся модернизации древности и рассматривал гражданскую общину как важнейшую основу всей античной (в том числе и греческой) цивилизации, покоящейся на рабстве и глубоко отличной от капиталистических отношений. Фюстель де Куланж объяснял сущность античного полиса, исходя из религиозных воззрений греков. В капитальном труде А. Валлона «История рабства в античном мире» (1849, 1879) получила разработку кардинальная и новая для того времени проблема о большой роли рабства в общественных отношениях древности, о глубоком и притом отрицательном влиянии рабовладельческих отношений на весь строй греко-римской цивилизации.

Продолжалось изучение политических учреждений и государственного строя греков, причем оно сопровождалось постоянными сопоставлениями государственных учреждений древности и современных капиталистических стран, как, например, в работах английского историка Э. Фримена. Ему же принадлежит четырехтомная капитальная история древней Сицилии (1891–1894 гг.), причем он проводит постоянные аналогии между событиями древнесицилийской истории и истории Англии эпохи норманнского завоевания.

Наиболее ярким образцом культурно — исторического направления европейской историографии 70–80–х годов XIX в. является исследование греческой цивилизации как сложного культурно — религиозного комплекса, проведенное швейцарским историком Я. Буркхардом («История греческой культуры», 1893–1902, т. I–IV). В отличие от большинства историков XIX в., считающих определяющей силой исторического развития государство, политические учреждения, Я. Буркхард выдвигал на первый план историю духовной культуры. Основу греческой цивилизации, ее движущую силу он видит в особенностях «греческого духа», носителями которого являются великие личности, «цивилизаторы» народа.

В конце XIX — начале XX в. европейская историография переживает методологический кризис. В области античной, в частности древнегреческой, историографии это проявилось в стремлении к модернизации социально-экономических отношений древнегреческого общества, пониманию их как аналогичных современному капитализму, в резкой критике греческой, особенно афинской, демократии, которая была нечем иным, как попыткой дискредитации демократических стремлений в современной Европе. Проявлением методологического кризиса был отказ от теории исторического прогресса, рассмотрение греческого общества как замкнутого, по существу статического комплекса.

Немецкий ученый Эд. Мейер выдвинул теорию циклического развития европейского общества. По его мнению, европейская история прошла два цикла развития: один в античности — первобытное состояние, средние века, капитализм, упадок в результате внутренних смут (падение Древнего Рима) — и новый цикл развития — от средних веков к капитализму. С точки зрения Эд. Мейера, античный (греческий) и современный капитализм — понятия в целом идентичные, оба являются высшим этапом в развитии культуры внутри своего цикла.

Однако, несмотря на охвативший науку методологический кризис, изучение древнегреческого общества продолжалось. Особое внимание в конце XIX — начале XX в. уделяется исследованию социально-экономических отношений в древности. Одна за другой выходят работы Эд. Мейера, К. Бюхера, Ю. Белоха, Р. Пёльмана, Г. Глотца. В работах немецких историков Эд. Мейера, Ю. Белоха, Р. Пёльмана нашла крайние формы проявления модернизаторская концепция социально-экономических отношений Древней Греции, причем расцвет греческой цивилизации, наивысшие достижения греческой культуры в V–VI вв. до н. э. связывались с проникновением капиталистических отношений в древнегреческое общество. Напротив, в трудах К. Бюхера подчеркивался низкий уровень развития греческой экономики, показывались натуральный характер античного хозяйства, скромные возможности древнего производства, бедность греческого общества.

Открытие в Египте огромного количества (свыше сотни тысяч) различных документов, написанных на папирусе, и успехи в их обработке способствовали активным исследованиям по истории эллинистического времени. На основе изучения этих документов создаются многотомные исследования по истории всего эллинистического мира, такие, как труды Б. Низе, Ю. Керста, Дж. Магаффи, по истории отдельных стран — эллинистического Египта (работы А. Буше — Леклерка, У. Вилькена), по истории Селевкидов (работы А. Буше — Леклерка, Э. Бивена). По новым документам изучаются многие стороны эллинистических обществ (экономика, социальные отношения, государственность, культура), хотя в целом в буржуазной историографии эллинизм рассматривается прежде всего как синтез древнегреческих и древневосточных политических и культурных институтов, и преимущественное внимание уделяется описанию политической и культурной истории.



biofile.ru

УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — NovaInfo

В статье рассмотрены ученые Древней Греции, такие как Герон, Аполлоний и.т.д. Изучены биографии ученых и показаны основные направления, в которых они трудились. Необходимо отметить, что каждый из этих ученых внес большой вклад в развитие математики в Древней Греции.

Древняя Греция – это «мать» математики в современном понимании этого слова. Эта наука имела огромное значение в жизни древних греков. К примеру, в соседних государствах математика в основном использовалась в быту , а также для магических церемоний, для того чтобы выяснить, чего хотят боги, при помощи астрологии и нумерологии. Но, невзирая на такое распространение, математической теории как таковой не было, все ограничивалось исключительно набором эмпирических правил, зачастую ошибочных.

Древняя Греция – совсем другое дело. Для них число было главенствующим. Существовало даже такое утверждение, как «Числа правят миром». Самым динамичным периодом в развитии древнегреческой математики можно назвать 6-й век до н.э. В это время возникли одновременно две научные школы – пифагорейцы и ионийцы (Анаксимандр, Анаксимен и Фалес Милетский).

Наряду с такими учеными как Пифагор, Евклид, Фалес, Архимед, которые внесли большой вклад в развитие математики, необходимо так же выделить Герона, Эратосфена, Диофанта, Аполлония. Каждый из этих ученых способствовал развитию и процветанию математики в Древней Греции. Подробнее рассмотрим биографию и жизнь ученых.

Герон Александрийский – греческий учёный, работавший в Александрии. Автор дошедших до нашего времени работ, в которых систематически изложил основные достижения античного мира в области прикладной механики. Математические работы Герона являются энциклопедией античной прикладной математики. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, например формула Герона для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. В основном изложение в математических трудах Герона догматично – правила часто не выводятся, а только выясняются на примерах.

Эратосфен - один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Прославился благодаря изобретению “решета Эратосфена”. В сочинении “ Решето” Эратосфен создал оригинальный метод для “отсеивания” простых чисел. Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках. Числа не зачёркивали, а прокалывали. Отсюда и название метода – решето. Осуществил первое измерение размеров земли. Измерив длину 1/50 дуги земного меридиана, Эратосфен вычислил окружность земного.

В конце II в. н.э. начинается закат греческой математики.

На фоне общего застоя и упадка резко выделяется гигантская фигура Диофанта.

В III–IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. Почти все математики древности занимались уравнениями. Много внимания им уделял, а главное, много нового внес в способы их решения древнегреческий ученый Диофант. Одна группа уравнений, так называемые неопределенные уравнения, до сих пор называются диофантовыми уравнениями. Именно для них он нашел способ решения. До нас дошли шесть из тринадцати книг “Арифметики”, написанных Диофантом. Его назвали “отцом греческой алгебры”. В историю математики Древней Греции он вошел как автор задач, составленных в стихах.

Аполлоний (ок.260 – 170 до н.э.) – наряду с Архимедом и Евклидом третий из самых выдающихся ученых эпохи эллинизма. Автор нескольких работ по математике и астрономии, среди которых наиболее известны восемь книг трактата «Конические сечения» (восьмая книга не дошла до нас). «Конические сечения» - яркий пример теории, возникшей из логики развития самой математики и лишь со временем нашедшей практическое применение.

Таким образом, древнегреческая математика – неисчерпаемый источник для удивления и восхищения. Прежде всего, она поражает своей красотой и богатым содержанием. Никакая другая древняя цивилизация не может похвастаться таким количеством научных деятелей, имена которых до сих пор не сходят с уст современного человека, а их труды и разработки используются в качестве основ математики. Для примера можно привести два достижения, которые пережили своих создателей: первое – греки создали математику как самостоятельную науку с личной методологией, основывавшейся на четких правилах и законах логики; второе – древние греки провозгласили, что законы природы можно постичь при помощи математических моделей.

novainfo.ru


Смотрите также