III. Народы древнегреческого мира. В древней греции народ


Народы Греции: культура и традиции

народы ГрецииНа Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

греческий танец Сиртаки

(греческий танец Сиртаки)

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

улицы Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

греки за столом

(Греки за столом)

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

греческая бабушка

(Греческая бабушка)

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как жили люди в Древней Греции?

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда

      Самые необычные способы казни

      Откуда взялась Баба Яга?

      История выражения «последнее китайское предупреждение»

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      video

      Снежное цунами, которого на самом деле нет

      Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Почему одних людей комары кусают больше, чем других?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности

      Можно ли сфотографировать строение атома?

  • Рекорды
    • Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

      Самый большой комар в мире

      Самый большой самолет в мире

      Самые старые солнцезащитные очки в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

60-66 - Народы древнегреческого мира

60. Эллины и их соседи

Балканский полуостров, равно как и ближайшие к нему части Малой Азии были заселены народами арийского происхождения, между которыми главное место по историческому значению принадлежит грекам, или, как они сами себя называли, эллинам[1]. К сознанию своего национального единства эллины пришли сравнительно поздно (в VIII в. до Р. X.), когда они окончательно стали представлять себя, как единую народность и противополагать ее другим народам, которых безразлично называли варварами. Ближайшими соседями греков на Балканском полуострове были фракийцы, иллирийцы, македоняне и эпироты. Первые два из этих народов говорили на языках, совершенно не похожих на греческий, но два последние, – хотя эллины и причисляли их к варварам, – по языку были тоже греческими племенами, но только сильно отставшими по своему развитию от остальных своих единоплеменников. В Малой Азии, когда греки стали переселяться на её берега, соседями их оказались тоже разные, большею частью арийские же народы, среди которых особенно выдвинулись фригийцы, занимавшие все центральное плоскогорье полуострова[2], и лидяне, господствовавшие при Крезе над большею частью Малой Азии. Эллины были народом, который природа наделила телесною красотою, сметливым умом и сильно развитым эстетическим чувством. Благодаря разнообразию физических условий, среди которых им приходилось жить, и замкнутости отдельных областей, разные племена эллинов и по характеру, и по образу жизни сильно отличались друг от друга, и в общем приморские греки в духовном и общественном своем развитии шли всегда впереди остальной нации.

61. Племенное деление греков

Греческий язык тоже дробился на множество наречий, или диалектов, из которых каждый имел свои, более или менее резкие особенности. В те времена, когда греки уже имели ясное представление о своей стране и о диалектических различиях своего языка, ими было принято делить весь народ на четыре большие этнографические группы – ахеян, дорян, ионян и эолян[3]. В поэмах Гомера, древнейшем литературном памятнике Греции, еще все греки называются ахеянами, но в исторические времена такое имя носили лишь жители северной части Пелопоннеса. По представлению греков, ахеянам принадлежал первоначально весь полуостров, впоследствии его завоевали доряне, которые занимали сначала маленькую область на севере Средней Греции, и их соседи этоляне, поделившие полуостров между собою таким образом, что дорянам досталась восточная его часть, а юго-западная – этолянам, север же ахеяне удержали за собою (Ахея). Третью группу составляли ионяне на востоке Средней Греции. Что касается до эолян, что значит «пестрые», то под этим собирательным именем греки разумели все остальным племена (между прочим и этолян).

62. Предания о происхождении греков

Сознав свое национальное единство и установив племенные обозначения отдельных групп населения своей страны, греки сочинили целую историю о своем происхождении и расселении. Они объяснили имена племен тем, будто последние происходили от отдельных родоначальников, которые назывались Эолом, Дором, Ахеем и Ионом. С другой стороны, этих всех родоначальников они сделали близкими родными: Дор и Эол были братьями, а Ахей и Ион их племянниками, сыновьями третьего брата (Ксуфа), отец же трех братьев был Эллин. По другим сказаниям, эллинам в Греции предшествовали пеласги, в которых некоторые видели негреческий народ, другие – тех же эллинов, только под другим названием. Греки рассказывали немало и о первоначальные передвижениях племен, но во всем этом было тоже много вымыслов. Самым важным из таких событий считалось переселение дорян из Дориды в Пелопоннес, которое приурочивалось приблизительно к 1100 г. и называлось возвращением Гераклидов. Гераклиды, т.е. потомки героя Геракла (Геркулеса) были изгнаны из своей родины (в Арголиде) и нашли убежище у дорян, живших в маленькой области на севере Средней Греции. Здесь они нашли сочувствие своим притязаниям на господство в Арголиде, и вот доряне помогли им завоевать эту область вместе с другими частями Пелопоннеса. По сказанию, доряне пришли сюда под начальством трех братьев (Темена, Кресфонта и Аристодема), которые и поделили между собою почти весь Пелопоннес. Новейшие ученые в возвращении Гераклидов видели лишь извращенное представление действительного исторического факта – постепенного завоевания дорянами Пелопоннеса, но некоторые историки в настоящее время готовы признавать весь рассказ за простой вымысел.

63. Греки в Малой Азии и на островах

Племенные названия дорян, ионян и эолян встречаются не только в самой Греции, но и на островах Архипелага (другое название Эгейского моря) и на малоазиатском берегу[4]. Порядок, в каком эти племена сидели на островах и на противоположном берегу моря, вполне соответствовал их порядку в самой Греции: южнее жили доряне (на Крите, Родосе и южной части западного берега Малой Азии), севернее – эоляне (на Лесбосе и по берегу южнее Геллеспонта), середину занимали ионяне, область расселения которых (Эвбея, Киклады, Хиос, Самос и противоположный берег Малой Азии) прямо носила название Ионии. Распространение греков по островам и по западному берегу Малой Азии (равно как и появление их на о‑ве Кипре) относится к очень древнему времени – за тысячу и более лет до Р. X., задолго до того времени, когда греки начали колонизировать более отдаленные берега Средиземного моря. В Малой Азии эллины, однако, считали себя пришельцами, да и понятно, так как здесь они не были господами страны, держась не дальше тридцати‑сорока верст от берега и живя по соседству с исконными жителями страны – лидянами, фригийцами и др. малоазиатскими племенами.

64. Восточное влияние на греков

Культура у азиатских эллинов развилась ранее, нежели у их европейских соплеменников. Греков с их родины заставлял выселяться недостаток в земле, из-за которой в самой Элладе велась постоянная борьба между отдельными племенами. Заселяя постепенно острова и западный берег Малой Азии, греческие выходцы приходили здесь в соприкосновение с народами, стоявшими на высшем уровне культуры: у этих народов они и заимствовали начатки своей образованности. На родине эллины занимались первоначально главным образом скотоводством и земледелием, здесь же впервые стали переходить к промышленности и торговле. В Малой Азии и на острове Кипре, когда сюда пришли греки, уже существовала довольно высокая культура, находившаяся под сильным влиянием Вавилона и Египта. В Малой Азии она распространялась посредством сухопутной торговли, на Кипре и островах Эгейского моря – мореплавателями‑финикийцами (на Кипре имевшими и свои колонии). В этой второй своей родине греки познакомились со всем тем, что только было выработано важного Востоком в культурном отношении. Более непосредственное, а потому особенно широкое и сильное влияние должны были оказывать на греков их ближайшие малоазиатские соседи, у которых они заимствовали очень многое в своей материальной культуре – в жилище, домашней утвари, одежде, вооружении и т. п. Сначала греки пользовались продуктами иноземной промышленности (ткани, сосуды, оружие и т. п.), но потом стали изготовлять разные вещи сами, хотя и по иностранным образцам и лишь позднее выработали самостоятельную технику[5]. С Востока через Лидию пришла к грекам чеканка монеты, да и торговые меры греков были также восточного (вавилонского) происхождения. Греческий алфавит, далее, есть не что иное, как измененный алфавит сирийских семитов, перешедший к эллинам или через Малую Азию, или при посредстве финикийцев. Греки только придали некоторым знакам значение гласных (которых не было у семитов) и прибавили еще несколько букв, но название букв (альфа, бета, гамма, дельта и т. д.) и их порядок сохранились те же, что и в финикийской азбуке. Храмы и статуи богов в Греции равным образом носили на себе первоначально следы влияния восточных религиозных верований и искусства. Непосредственно на мифологии и культе греков не сказалось влияния семитов, но у своих малоазиатских соседей они и в религиозном отношении кое‑что заимствовали. Из Малой Азии и с островов Эгейского моря все эти культурные заимствования переходили и к населению коренной Греции и прежде всего, конечно, к населению восточных областей страны.

65. Сказания о восточных переселенцах

Греки сами сознавали, что начатками своей культуры были обязаны Востоку. Это они и прямо заявляли, и та же мысль лежала в основе их рассказов о том, будто в очень далекие времена к ним приходили и поселялись у них выходцы из чужих стран, которые приносили с собою первые начатки ремесл, искусств и разных знаний. Таковы были переселенцы из Египта Кекропс и Данай: первый из них, по преданию, женился на дочери царя Аттики, сам сделался после него царем и построил крепость Кекропию, около которой и возникли Афины; второй играл подобную же роль в Арголиде. В Беотию, по аналогичному сказанию, переселился финикиец Кадм, построивший крепость Кадмею, цитадель будущих Фив, и научивший население искусству письма и обработке металлов. Наконец, самое название Пелопоннеса выводили из имени фригийского переселенца Пелопса, который тоже женился на царской дочери (в Элиде) и сам потом был царем. Все это – позднейшие легенды, не имеющие никакой реальной исторической основы, но в них зато ясно выразилось сознание греков, что их искусства и знания пришли к ним из Египта, Финикии и Фригии.

66. Троянская и микенская культура

Новейшие ученые стараются осветить вопрос о древнейших культурных влияниях на греков путем раскопок и изучения найденных таким образом предметов. В настоящее время пришли к тому выводу, что еще в самые ранние времена заселения греками берегов и островов Эгейского моря весьма сильно были распространены здесь разнообразные изделия, образцы которых в наибольшем количестве были найдены при раскопках на месте древней Трои (в северо-западном углу Малой Азии между Геллеспонтом и р. Скамандром), а в меньшем – на островах, в самой Греции и на Кипре. Троянская культура,как ее называют, принадлежит эпохе, когда пользовались только каменными и бронзовыми орудиями, делали глиняные сосуды просто руками без гончарного станка, высекали из камня или же лепили из глины грубые изображения богов, но уже довольно далеко ушли в строительном искусстве. Полагают, что культура эта была фригийского происхождения. Предметы другой, более поздней и развитой, уже чисто греческой культуры были найдены преимущественно при раскопках на месте Микен (в Арголиде), откуда она и получила название микенской, хотя такие же вещи были находимы почти на всем протяжении древнейшего эллинского мира. Каменные орудия уже исчезают; бронзовые и медные совершеннее прежних; глиняные сосуды сделаны при помощи гончарного станка и т. п. Нахождение среди этих вещей произведений египетской художественной промышленности дозволяет отнести время процветания микенской культуры к XV – XII вв. до Р. X. Это было как раз то время, когда финикийские купцы охотно посещали берега Эгейского моря; лишь в XII в. они были вытеснены отсюда греками. Таким образом эпоха микенской культуры, на которой сказывается восточное влияние, относится еще к доисторическим временам, если даже считать возвращение Гераклидов, т.е. переселение дорян, около 1100 г. действительно историческим событием.

[1] Греками эллинов называли италийские народы.

[2] Эта страна и называлась Фригией, но то же название носила область и у Геллеспонта.

[5] Это доказано новейшими раскопками на месте древней Трои, в Микенах (в Арголиде) и в Орхомене (в Беотии), где найдено много вещей, сделанных по восточным образцам. 

rushist.com

Религия древней Греции | Виртуальный экскурсовод

hram 1

История Черноморского побережья Кавказа в период античности тесно связана с историей Древней Греции. В период Великой колонизации Северного Причерноморья греки принесли свою культуру и свои религиозные взгляды на новые земли. Любое важное решение принималось только после совета с богами.

Жизнь людей  в этот период истории очень сильно зависела от природы. Чтобы  объяснить место человека в мире, его бессилие перед природными катаклизмами, древний человек населил окружающий мир богами и богинями. Несправедливость общественного устройства, постоянная угроза нападения враждебных соседей, отсутствие стабильности внутри государства, распри и междоусобицы породили философию фатализма у греков.

Жизнь человека представлялась как цепь испытаний и трагедий, которые посланы богами. И человеку ничего не остается, как подчиниться судьбе и пережить эти испытания, покорившись воле богов.

Была одна главная обязанность у богов по отношению к людям – следить, чтобы каждый человек получил свою долю страданий и испытаний в этой жизни. Но в своей власти по отношению к человеку, всесильные боги были на самом деле не всемогущие.  Ведь начало и конец человеческой жизни определяли мойры - странные существа, перед которыми даже боги были бессильны.

мойры

Мойры

Греки богов не просто почитали, они их боялись. Достаточно вспомнить верховного бога – Зевса – громовержца. Он отличался крутым характером. В качестве наказания, не задумываясь,  мог метнуть в непокорного молнии.

Религиозную систему Древней Греции можно назвать добровольной. В знаменитых греческих гимнасиях основы религии никто не преподавал. Каких-то символов веры у греков не было. Текстов молитв не существовало и специально молиться никто не заставлял. Но большинство людей молились богам,  ходили в храмы и отправляли общепринятые обряды поклонения богам.

Чаще всего у себя дома рядовые жители Древней Греции устраивали небольшие алтари, перед которыми возносили молитвы и делали подношения богам. Перед домашним алтарем проводили обряды, приступая к повседневным делам, что бы обеспечить удачу в задуманном деле.

Если же дело было особо важным и серьезным, то тогда греки отправлялись в храм определенного бога и подносили ему более существенные дары.

У каждого бога был собственный храм и собственные жрецы и жрицы, которые следили за соблюдением всех установленных правил отправления религиозных обрядов,  посвященных именно этому богу. Храм был воплощением жилища бога на земле и поэтому храмы были величественными и торжественными сооружениями. Заходя в огромный светлый храм, простой человек чувствовал себя маленьким и бессильным перед волей богов.

hram 2

У входа в храм стоял алтарь, куда молящиеся могли принести подношения в виде еды и вина, а также животных и птиц для принесения в жертву богам. Жертвоприношения осуществлялись жрецами храма в соответствии со всеми правилами,   которые   обычно очень строго соблюдались.

Для непосредственного общения с божеством греки прибегали к помощи оракула.  В одном из таких священных мест жрец или жрица истолковывали послания богов людям в ответ на их вопросы.   Самым знаменитым оракулом Древней Греции был оракул храма Аполлона в Дельфах, где жрица — пифия передавала ответы богов на те или иные вопросы. Пифия была настолько популярна, что за консультацией к ней люди стали обращаться еженедельно, хотя первоначально она вела прием лишь раз в году.

Пифия

Пифия

Боги также сообщали людям свою волю при помощи различных знамений. Основанием для толкования воли богов могло быть все что угодно: погода, ночное небо, движения животных и птиц в момент их жертвоприношения.

Особо талантливые толкователи таких знамений также обладали божественным даром предвидеть будущее и предсказывать волю богов. Наиболее известной из таких прорицателей была Кассандра, которая предупредила троянцев о том, что конь, подаренный им ахейцами, станет хитрой уловкой со стороны греков. Однако Аполлон успел наложить проклятие на Кассандру, в результате чего никто не поверил в ее предсказание. Город был захвачен и уничтожен.

Несмотря на все тяжести жизни, греки устраивали празднества в честь богов, во время которых статую того или иного божества выносили из храма и проносили между рядами собравшихся. Целью этих празднеств было не определение воли и намерений бога. Таким образом жители древней Греции пытались задобрить богов и получить их благословение в преддверии важных событий — следующего урожая, предстоящего сражения, переселения на новые земли.

Общественная значимость этих религиозных праздников и ожидаемое вмешательство богов в дела людей особенно хорошо видны на примере грандиозного праздника в Олимпии, который устраивали и честь Зевса. Этот праздник был наиболее широкомасштабным из всех проводимых в Древней Греции и длился пять дней. Греки верили, что Зевс положил начало этим пятидневным соревнованиям, чтобы увековечить память о победе над своим отцом Кроносом в борьбе за главенство над всеми богами. Греки считали, что первоначально в соревнованиях участвовали и сими боги. Эти состязания были предвестниками современных олимпийских игр, первые из которых состоялись в 776 году до нашей эры.

Греческая система религиозных взглядов создавалась на протяжении тысячелетий. Это была очень живая, органичная система. В разные времена, в зависимости от внутренней и внешней политики Древней Греции, главными считались разные божества. Иногда в число богов включались боги земель, которые входили в состав греческого государства или тех территорий, с которыми у Греции устанавливались крепкие экономические связи.  При ухудшении отношений и разрыве связей, такие боги исключались из божественного пантеона.

Устоявшимся греческим пантеоном богов были 12 богов – олимпийцев:

  1. Зевс – главный из богов, бог грома и молнии
  2. Гера – богиня, покровительница женщин и семейного  очага
  3. Посейдон – бог морей
  4. Деметра – богиня земли и плодородия
  5. Аполлон – бог света и огня
  6. Артемида – богиня охоты
  7. Арес – бог войны
  8. Афродита – богиня любви и красоты
  9. Гермес – посланник богов, покровитель торговли и всех путешественников
  10. Афина – богиня мудрости
  11. Гефест – бог – кузнец, покровитель ремесел
  12. Дионис – веселый бог виноделия и удовольствий
Боги - олимпийцы

Боги - олимпийцы

Религия древних греков очень тесно переплеталась в обыденной жизни с мифологией. Грань между действительными реальными историческими событиями и мифами была очень зыбкой. Поэтому в некоторых исторических документах можно встретить записи, фиксирующие посещения богами отдельных городов и земель на уровне записей событий государственной важности.

Религиозная система подтверждала легкомысленное поведение богов и их связи с земными женщинами, записями фактов рождения детей от таких связей.  Поэтому многие греческие семьи претендовали на божественное происхождение.

А вмешательство богов в повседневную жизнь, было для греков самым обыкновенным делом.

Сказочная, наполненная божественными существами и мифологическими сущностями система религиозных взглядов греков и греческая мифология создали причудливое переплетение легенд и сказаний, в которых подробно рассказывается о жизни богов, героев и простых смертных людей. Эти сказания дошли до наших дней, войдя в сокровищницу мировой истории.

На главную

К списку статей

Возможно, эти статьи вам будут тоже интересны:

excursovod-web.ru

Античный человек в Древней Греции и созданный им тип культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Культура древних греков. Олимпийская мифология. Ритуальные аспекты олимпийской религии. Агон и культура. Место человека в мироздании. Культурное своеобразие греческой демократии. Греческие религии таинств. Художественная основа культуры древней Греции: ритуальная основа театра, культурное значение скульптуры, архитектура. Духовные корни, каноны и развитие. Виды искусства. Памятники и мастера. Значение традиционных культур Средиземноморья для человечества. Античность как культурный идеал.

          Литература:

1. Античная цивилизация. М., 1973

2. Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

3. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 .

6. Платонова Э.Е. Десять лекций по античности. М., 2000.

 

Культура Древних Греков:

Античным миром принято считать общество Древней Греции и Рима в период с IX - VIII в.в. до н.э. до IV-V в.в. н.э. 

В IX - VIII в.в. до н.э. в южной части Балканского п-ва, на о-вах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии появились многочисленные греческие (эллинские) гос-ва, так называемые - полисы. И к слову сказать, что в античное время греческий мир, не ограничиваясь южной частью Балканского п-ва и островами Эгейского моря, далеко вышел за их пределы.

Многочисленные греческие полисы были основаны по берегам Средиземного и Черного морей, а также на о-вах - Кипре и Сицилии.

В VIII-VII в.в. до н.э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережья южной части Италии. Значение основанных там больших полисов было настолько велико, что эта часть эллинского мира получила наименование "Великой Греции".

Как мы знаем культура греков, как и культура других народов мира складывалась в прямой зависимости от климатических условий, так как именно стихии диктовали человеку образ его жизни. 

Древним Грекам были знакомы достижения культуры народов Востока - Египта и Вавилонии в особенности. Однако, мировоззрение и культура греков значительно отличались от известных им путей развития философии, искусства и социально-политических отношений. И это отличие заключалось в их мировосприятии, в их отношении в миру. Вот для сравнения, чтобы четко понимать о чем я пишу тут:У народов Востока мир - иллюзия, смутная реальность, быстротечность, которая незаметна для человека. Верховный бог - это бестелесное, аморфное сущ-во, дремлющее на своем небесном ложе, а жизнь - суть его дрема и сновидения. Достичь подобного состояния - верх добродетели и счастья. Можно даже привести пару примеров народностей.Напротив, сознание греков не могло смириться с тем, что жизнь - это пустая бессмысленная цикличность, наполненная лишь маленькими житейскими радостями, и человек в ней, как малая песчинка. Греки определили для себя другое положение человека в мире. Они осознали себя исключительными, так как в отличие от всего живого, они, как люди могли понять единые законы бытия для всего живого в мире. А такое мировоззрение греков позволяло создание своей собственной жизни, реальности, что поставило человека в особое положение.

Благодаря такому исключительному осознанию своего места в мире, греческий народ создал свою особенную культуру. Культуру, которой подражали все последующие столетия в разных странах, вплоть до сегодняшнего дня. Ведь вся наша сегодняшняя европейская культура уходит корнями именно в Античную Грецию. 

Греки создали многие научные дисциплины, медицину, философию, которая зижделасть на постоянном поиске смысла жизни и места человека в этом огромном космосе; грамматику, которая легла в основу всех современных грамматик европейских языков; драму, понятия об истинной демократии; экономику. Древние греки также оставили после себя великие шедевры в искусстве: красоту и совершенные формы скульптур, грандиозность архитектуры, а также представление о красоте во всех сферах жизни и всех внутренних нравственных достоинствах. Поэтому античность считают золотым временем европейской цивилизации, ибо она так сильно повлияла на дальнейшую культуру европейских стран последующих столетий.

Добавлю еще, что двумя важными факторами для развития греческой культуры стали письменность и игры:

Примерно в IX в. до н.э. для греков произошло очень важное событие, которое стало решающим для греческой культуры: они приняли семитский алфавит и усовершенствовали его путем добавления лишних для них финикийских знаков для обозначения гласных. Изначально, семитский алфавит был консонантным, т.е. не имел знаков для гласных звуков. Греки же поступили с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка.

Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся по всей стране. Эти игры носили аристократический характер, т.к. участниками могли быть только аристократы. Именно в период аристократического правления в полисах, где высоко ценились физические достоинства человеческого тела, были учреждены впервые в 776 г. до н.э. Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского. С тех пор они повторялись каждые четыре года. Позднее появились в некоторых полисах Пифийские, Истмийские игры в честь бога Посейдона и Немейские игры. Участники состязаний выступали нагими, и прекрасное тело молодого атлета стало с тех пор одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

samzan.ru


Смотрите также