В греции амфитеатр


АМФИТЕАТР - это... Что такое АМФИТЕАТР?

АМФИТЕАТР АМФИТЕАТР

(греч. amphitheatron, от amphi - вокруг, и theatron - театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть зрительной залы, устроенной полукружием, с рядами мест, поднимающимися один над другим.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

АМФИТЕАТР

греч. amphitheatron, от amphi, вокруг, и theatron, театр. Здание с постепенно возвышающимися местами для зрителей.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

АМФИТЕАТР

места в аудитории или зрительном зале, расположенные на постепенно возвышающихся ступенях, уступами.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

АМФИТЕАТР

места для зрителей или слушателей, расположенные постепенно возвышающимися рядами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

амфитеа́тр

(гр. amphitheatron)

1) в древнегреческом театре - места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов;

2) в древнеримской архитектуре - открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены,

3) в современных театральных, концертных залах, цирках и т. п. - места в зрительном зале, расположенные за партером.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

амфитеатр

амфитеатра, м. [греч. amphitheatron]. 1. В древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом. 2. В современных театрах – места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

амфитеатр а, м. (фр. amphithéâtre греч. amphitheatron amphi вокруг, около, с обеих сторон + theatron театр). 1. Возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся от первого к последнему ряду уступами. || Ср. балкон, бельэтаж, бенуар, галерея, ложа, партер. 2. ист. У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались вокруг арены, возвышаясь уступами по полукружию или кругу. || Ср. цирк.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

  • АМФИТАЛАМ
  • АМФИТРИОН

Смотреть что такое "АМФИТЕАТР" в других словарях:

  • амфитеатр — амфитеатр …   Орфографический словарь-справочник

  • амфитеатр — а м. amphithéâtre m., Amphitheater, лат. < amphitheatrum <гр. 1. Открытое круглое или полукруглое сооружение для зрелищ у древних греков и римлян. Сл. 18. Пречудный сей амфитеатр <колизей> был кругл снаружи, хотя арена была овальная.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Амфитеатр —         (от греч. amphitheatron),         1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без… …   Художественная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (от греческого amphitheatron: amphi с обеих сторон, theatron зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для… …   Современная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, амфитеатра, муж. (греч. amphitheatron). 1. У древних здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, а, муж. 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в к ром места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим). 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за… …   Толковый словарь Ожегова

  • Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверейи людей. В самой середине помещалась усыпанная… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АМФИТЕАТР — полукруглое замыкание склонов. Различают верхний А., или цирк, замыкающий в верховьях ледниковую долину трог; каровый А., или кар, нитеобразное углубление на склоне, ограниченное полукруглый крутым склоном; моренный А. полукруглый вал конечной… …   Геологическая энциклопедия

  • Амфитеатр — зрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

dic.academic.ru

Звуки амфитеатра. Музыка и маски

186
Музыка и маски

Но обычай оставался обычаем: все, совершавшееся до и после представления трагедии, мало отличалось от происходившего до и после представления дифирамба. Весь религиозный ритуал оставался неизменным, и он не имел непосредственного отношения к перерождению дифирамба в трагедию.Праздник Больших Дионисий, во время которых происходил театральный агон, открывался шествием. Его начинали жрецы Диониса. В величественных и ярких одеждах они двигались во главе процессии. Затем следовали канефоры — девушки, несшие на голове корзины со священной утварью для жертвоприношений. Вслед за ними вели жертвенных животных. Потом шел остальной народ: сначала важные должностные лица, затем богатейшие и знатные люди. Их сменяли многочисленные торговцы, а тех — ремесленники и мастеровые, вплоть до самой бедноты. Когда процессия приближалась к алтарю Диониса, как и встарь, здесь совершалось жертвоприношение, и кровь жертвенных животных вновь обагряла древний алтарь. Звучали песни и пляски в честь Диониса, веселье сопровождалось обильными возлияниями, танцы нередко переходили в оргии.На следующий день происходило главное событие Больших Дионисий — театральное представление. Теперь древний дифирамб преображался в качественно новое зрелище со множеством зрителей и очень длительным театральным действием. Ведь условия трагедийного агона предполагали участие трех конкурирующих авторов, каждый из которых должен был представить тетралогию, то есть четыре следующих друг за другом сочинения: три трагедии и одну Сатарову драму (в последней хор состоял из спутников Диониса — сатиров, она отличалась от трагедии несложным сюжетом с комедийными ситуациями, множеством шуток и счастливым окончанием). Таковы традиционные правила агона. Естественно, что не было никакой возможности выстаивать на ногах столь длительное время. Поэтому полукругом перед орхестрой ставили сиденья. По мере увеличения числа зрителей количество сидений и количество рядов, окружавших орхестру, также увеличивалось. Чтобы впереди сидящие не заслоняли орхестры, сиденья, находящиеся позади, делались на небольшом возвышении. Чем дальше находился ряд, тем

187
выше его приходилось устанавливать. В конце концов по такому типу начали возводиться грандиозные сооружения, напоминавшие гигантскую подкову и громадную круглую чашу с сиденьями, спускающимися от ее краев к самому низкому центральному месту — орхестре. «Подкова», образованная полукругом сидений, получила наименование «театрон» (θέατρον, от глагола θεάομαι — смотрю). А вся конструкция стала называться «амфитеатром» (άμφιθέατρον — образование из приставки «άμφι», означающей движение вокруг чего-нибудь, и существительного «θέατρον», соединение которых можно было бы перевести как «осматривание»). Это были грандиозные сооружения. Вначале они строились из дерева. Но, как стало известно благодаря словарю «Суда» (статья «Пратин»), во время 70 Олимпиады (500—497 гг. до н. э.) в громадном афинском амфитеатре под тяжестью публики рухнули деревянные подмостки и погребли под собой многих любителей театрального искусства. После этого трагического случая амфитеатры начали строить из камня. Самые знаменитые театры Древней Греции были в Дельфах, Афинах, Эпидавре (на северо-востоке Пелопоннеса), Оропе (на восточном побережье Аттики), Мегалополисе (Южная Аркадия), Эретрии (город на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море) и на острове Делосе. Одной из удивительных загадок античных театров является их акустика. По многочисленным свидетельствам современников, каждое сказанное или пропетое актерами либо хором слово было слышно в любой точке громадных амфитеатров, находившихся под открытым небом и вмещавших зачастую до пяти тысяч зрителей (именно таким был знаменитый амфитеатр в Дельфах). Где бы ни сидел человек, он мог быть уверен, что будет не только прекрасно видеть все, но так же хорошо слышать. Какими средствами античные строители добивались такого поразительного эффекта? Чтобы понять и по достоинству оценить успех античных зодчих в области архитектурной акустики, нужно учитывать, что они уже были осведомлены о волнообразном распространении звука в воздушном пространстве. В знаменитом памятнике античного архитектурного искусства, трактате Витрувия «Об архитектуре» (V 5, 6—8), фиксируется, что звук распространяется в воздухе подобно круговым волнам, возникающим в спокойной воде от брошенного камня. Такое сравнение было популярно в античной литературе. Диоген Лаэртский (VII 1, 158) писал, что сам феномен слышания возникает от того, что «воздух двигается кругами» между слушателем и источником звука, «как вода в водоеме от брошенного [в нее] камня расходится круговыми волнами». Боэций (480—524 гг.) в своем трактате «О музыкальном установлении» (I 14) подробно останавливается на этом сравнении: «Принято [считать], что при звучаниях возникает такое [явление], какое [создает] брошенный на расстоянии камень,
188
когда он погружается в болото или в стоячую воду. Вначале он производит волну самого малого круга. Далее он распространяет окружности волн более широкими кругами, до тех пор пока ослабевающее движение от вызванного волнения [не] успокаивается. И всегда последующая и более крупная волна распространяется с более слабым движением [чем предыдущая ]. Поэтому если бы было нечто, что могло бы воспрепятствовать расходящимся волнам, то движение постоянно словно возвращалось бы к центру, откуда оно возникло, расходясь теми же волнообразными кругами. Точно так же, когда воздух, создавая ударом звучание, неким образом колеблет и приводит в движение другую ближайшую закругленную волну воздуха и таким образом [звук ] распространяется и сразу же [волна ] доносит [его] до слуха всех стоящих вокруг». Следовательно, античные архитекторы хорошо знали: если звуковые волны не встречают на своем пути препятствий, то они достигают слуха без всяких помех. Поэтому их задача заключалась в том, чтобы возводить сооружения, в которых звук двигался бы беспрепятственно. Для реализации этой идеи Витрувий (V 3, 4) дает следующие рекомендации. Во-первых, «круговые проходы... нужно делать соответственно с высотой театра и так, чтобы высота их была не больше ширины этих проходов. Ибо если они будут выше, то своей верхней частью они будут отражать и отбрасывать голос и не дадут, чтобы окончания слов с полной отчетливостью доходили до слуха тех, которые сидят на местах, находящихся над круговыми проходами. Короче говоря, нужно рассчитывать так, чтобы линия, проведенная от самого нижнего до самого верхнего сиденья касалась всех вершин и углов ступеней — тогда голос не встретит препятствий» (Пер. Ф. А. Петровского). Такие сведения дают возможность представить себе один из принципов, использовавшийся античными зодчими для улучшения акустики в возводившихся ими амфитеатрах. Во-вторых, Витрувий (V 6, 5) утверждает, что в нишах под ступенями или сиденьями амфитеатра должны устанавливаться специальные «медные сосуды» (vasa аегеа), называвшиеся «эхейа» (ηχεΐα — голосники). Причем эти полые сосуды делались так, чтобы при прикосновении к ним (скорее всего, металлическим стержнем), каждый из них издавал определенный звук. Требовалась серия таких сосудов, издававших так называемые «постоянные звуки», лежавшие в основе античной музыкальной системы. Чтобы сейчас не углубляться в детали структуры и особенностей ее строения, отмечу только, что при переводе указанных Витрувием звуков в плоскость современной музыкальной системы получается следующая последовательность (звуки расположены «полукругом», как медные сосуды в античном амфитеатре).
189

По мнению Витрувия, сосуды, установленные в таком порядке под сиденьями или ступеньками амфитеатра, дают гарантию того, что все звуки, произнесенные на орхестре, становятся слышны слушателю, сидящему на любом месте.Продолжая описание правильного расположения голосников для улучшения акустических качеств амфитеатров, Витрувий рекомендует ставить ряд таких сосудов в небольших театрах. В театрах же значительной величины, по его мнению, сидения должны быть подразделены на три группы: самые высокие, средние и низкие. Так вот, в группе нижних он предлагает размещать резонаторы по только что приведенной схеме, а в средней и верхней использовать их с несколько иной настройкой. В результате систему голосников можно представить в такой сводной схеме:

190
Изучение развалин античных амфитеатров не обнаружило даже следов таких голосников. Витрувий (V 5, 6—8), словно предвосхищая вопросы исследователей, изучающих его текст в новое время, пишет о скептиках, которые, как он знает, будут утверждать, что в римских театрах никаких голосников не было. Витрувий указывает, что амфитеатры с голосниками были построены «в разных местностях Италии и во многих городах Греции». Он даже приводит случай, когда военачальник Луций Муммий, разрушивший театр в Коринфе, вывез оттуда бронзовые голосники в Рим и посвятил их храму Луны. Тут же Витрувий добавляет, что во многих местах, если средства, отпущенные на постройку, были ограничены, голосники делались не из дорогостоящей меди или бронзы, а из дешевой глины. Глиняные резонаторы также способствовали улучшению акустики каменных амфитеатров. Такими средствами античные архитекторы добивались хорошего акустического эффекта в громадных амфитеатрах. Ведь без этого условия трагедийные агоны, проводившиеся при большом скоплении народа, нередко съезжавшегося из различных областей Эллады и Италии, были бы невозможны. Задолго до начала торжеств из богатейших граждан назначался хорег, на плечи которого ложились все расходы по подготовке театральных представлений. Прежде всего, он набирал хор мужчин, умеющих петь и танцевать. Нередко нужно было приглашать также учителей пения. Невозможно было обойтись и без авлета, а иногда — и без кифариста, так как театр без инструменталиста был немыслим. Нельзя было забывать и о костюмах для хора и актеров, о масках и т. д. Хлопот хватало, и все они были связаны с немалыми расходами. В это же время между авторами, участвовавшими в трагедийном агоне, архонт по жребию распределял хоревтов. В распоряжение каждого автора передавался хор из двенадцати человек (потом их стало пятнадцать). Затем начиналась тщательная работа по подготовке трагедий. Часто все четыре пьесы одного автора основывались на сюжетах из единого мифологического цикла. Правда, нередко исполнялись сюжеты из различных циклов, но воплощающие близкие по смыслу идеи. Перед автором, актером (а впоследствии — актерами), хоревтами и музыкантом-инструменталистом стояла сложнейшая задача — подготовить исполнение тетралогии. Необходимо было не только освоить текст сочинений и выучить музыкальные части, но и научиться делать все то, что создает целый комплекс театральною художественного произведения. К началу Больших Дионисий вся подготовительная работа завершалась. Во время праздника предстояло показать созданное всему народу, а главное — судьям. И вот наступает решающий день. Бесчисленные зрители заполняют амфитеатр. Приходят важнейшие городские сановники. Жрецы Диониса занимают отведенные
191
им сидения. Глашатай громко выкрикивает имена судей, и они усаживаются на почетные места рядом с архонтом и жрецами Диониса. Все готовы окунуться в водоворот человеческих страстей. И вот раздается музыка. Звучит авлос... Какая роль принадлежала музыке в античном театре? Аристотель («Поэтика» VI 1449 b 27—30) пишет, что «одни части трагедии исполняются только стихами, а другие — еще и поются». Следовательно, стихи и пение составляли две главнейшие стороны театрального представления. Ту же самую мысль утверждает и Аристофан («Лягушки», ст. 862), когда вкладывает в уста Еврипида такие слова: «Стихи и песни — струны («τα νεϋρα») трагедии». Но в каких взаимоотношениях находились эти средства художественной выразительности? Как они взаимодействовали? Сейчас на этот счет приходится строить различные предположения, так как до нас не дошло ни одного обстоятельного описания самого процесса исполнения трагедии, ни одного детального анализа какого-либо античного спектакля. Наши заключения по этому поводу могут основываться лишь на сопоставлении отдельных мимолетных замечаний древних авторов, на их фрагментарных высказываниях и, конечно, на разборе сохранившихся образцов древнегреческой трагедии. Но и таких материалов вполне достаточно, чтобы составить определенное впечатление. С этой точки зрения интересно, как Аристотель («Поэтика» XII 1452 b) описывает основные части трагедии — пролог (πρόλογος), «эписодий» (έπεισόδιον — диалогическая сцена), «парод» (πάροδος — вступительная песнь хора), «стасим» (στάσιμον — хоровая песнь), «эксод» (έξοδος — развязка, окончание): «Пролог —это целая часть трагедии до хорового парода; эписодий — целая часть трагедии между хоровыми песнями, эксод — целая часть трагедии, после которой нет песни хора; парод — это первая речь всего хора, стасим — песня хора без анапеста и трохея, а коммос — общий трен хора со сцены». Внимательно вчитываясь в приведенную цитату, нетрудно понять, что Аристотель толкует разделы трагедии в зависимости от их местоположения по отношению к хоровым песням — «до», «между» или «после» них. Иначе говоря, по мысли Аристотеля, они являются неким стержнем, на который словно нанизываются остальные разделы трагедии. В его понимании музыка — цементирующее звено всей ее структуры. Такой подход был типичным для античности, так как отражал суть трагедии, которая не могла обойтись без музыки. Об этом говорит, прежде всего, то знаменательное обстоятельство, что самые выдающиеся авторы трагедий были одновременно и композиторами. Да и само отношение древнегреческого зрителя к музыке трагедии подтверждает ее важную роль в драматургии всего театрального комплекса. О музыке, создававшейся «отцом трагедии» Эсхилом (525—456 гг. до н. э.), нам почти ничего не известно, кроме того, что, по свидетель-
192
ству современников, она была простой и строгой. В трактате Псевдо-Плутарха (20) сообщается, что Эсхил всегда избегал в своей музыке хроматики. Другой великий трагик Софокл (496—406 гг. до н. э.) с детства изучал музыку под руководством афинского дифирамбического поэта и музыканта Лампрокла (начало V в. до н. э.). Когда Софоклу было шестнадцать лет, то за свою красоту и достижения в музыке он был назначен возглавлять шествие хора, посвященное торжествам по случаю победы греков над персами под Саламином. Древние источники превозносят музыку Софокла за ее лиризм. Он также сочинял элегии. Считается, что им написан пеан в честь Асклепия и, если верить античной традиции, ода в честь историка Геродота, который якобы был другом Софокла. Но самые восторженные отклики посвящены музыке Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.). Например, у Афинея (IV 175 b) сохранился фрагмент произведения комического поэта IV в. до н. э. Аксионика, называвшегося «Еврипидов любовник». Там упоминается, как греки «настолько помешались на песнях Еврипида, что все остальные [песни ] кажутся мелодиями гинграса [то есть звучанием примитивного авлоса ] и совершенно отвратительными». Такое сообщение не является единичным. Лукиан («Как нужно писать историю» I) рассказывает о том, что однажды все жители фракийского города Абдер под впечатлением выступлений трагика Архелая в Еврипидовой «Андромеде» буквально «помешались на трагедии» и чаще всего повторяли из нее трены. Плутарх («Лисандр» 15) сообщает о таком случае. После поражения афинян в войне со спартанцами в 404 г. до н. э., победители вошли в древний город с решением стереть его с лица земли, а всех его жителей превратить в рабов. Но вот состоялся пир, во время которого кто-то запел начало первого хора из «Электры» Еврипида. Все сотрапезники растрогались от столь замечательной музыки и подумали, как ужасно было бы разрушить сей славный город, давший столь великих людей, как Еврипид. Несмотря на всю анекдотичность этого рассказа, в нем сохранилось живое впечатление от воздействия музыки Еврипида. Тот же Плутарх в другом своем сочинении («Никий» 29) приводит и иное повествование. После неудачного похода афинян против Сиракуз в 413 г. до н. э. большинство из них попало в плен. Здесь они находились в кошмарных, почти нечеловеческих условиях. Многих афинян продавали в рабство, предварительно поставив на их лбах клейма. Но даже в такой безвыходной ситуации их спасало собственное достоинство, а некоторых, как говорит Плутарх, «спас Еврипид». Дело в том, что сицилийцы преклонялись перед талантом Еврипида. Всякое новое его сочинение, попадая в Сицилию, сразу же становилось всеобщим достоянием. Поэтому некоторые афиняне, оказавшиеся в рабстве, обучали своих
193
хозяев тем стихам Еврипида, которые сохранились у них в памяти. За это они нередко получали свободу, а очутившись на свободе без средств к существованию, «зарабатывали пищу и воду пением песен из его трагедий». Безусловно, все эти рассказы нужно принимать не как конкретные исторические свидетельства, а лишь как сохранившееся в памяти потомков и запечатленное в художественной традиции восторженное восприятие музыки еврипидовских трагедий. Это еще одно подтверждение того, сколь важную роль играла музыка в греческой трагедии. Конечно, в процессе ее исторического развития значение и функции музыки изменялись. В творчестве различных авторов ей отводилось неодинаковое место. В одних случаях главное, а в других — побочное. Но в древнегреческой художественной культуре существовали целые течения, для которых трагедия была, прежде всего, музыкальным произведением. Так, например, в трактате Псевдо-Аристотеля (XIX 310) указывается, что авторы, следовавшие традициям Фриниха, уделяли больше внимания музыке, чем другие: «Отчего последователи Фриниха были прежде всего композиторами („μελοποιοί")? — Потому что тогда в трагедиях мелодии преобладали над стихами». Известно также, что мелодии из произведений Фриниха долгое время составляли свод популярных песнопений любителей музыки. В аристофановских «Осах» (ст. 218 и следующие) старые судьи идут искать Филоклеона, «напевая древние мелодии, взятые из „Сидонянок" Фриниха». Но даже в произведениях тех авторов, у которых «мелодии не преобладали над стихами», музыка также была составной и существенной частью художественных средств. Однако нам нужно четко уяснить, что, несмотря на всю важность музыки для античной трагедии, она не являлась чем-то вроде современной оперы. Слишком велики отличия существующие между ними. Например, хор и актеры в трагедии могли петь, а могли и декламировать. Поэтому любые аналогии между этими двумя жанрами, созданными в корне различными историческими этапами художественного мышления, всегда условны и приблизительны. Кроме того, не следует забывать, что в древнегреческой трагедии было немало такого, что для наших современников выглядит странным и неестественным. Например, все роли в трагедии исполнялись только мужчинами, женщины отсутствовали как среди актеров, так и среди участников хора. Если для диалогических разделов трагедий такое положение, с точки зрения нашего современника, еще кое-как терпимо, то в музыкально-песенных построениях оно представляет собой явную нелепость. Разве способны мы воспринимать без внутреннего протеста нежные и трогательные вокальные интонации, допустим, Гекубы или Ифигении в исполнении мужского голоса, пусть даже самого прекрасного? Мужские роли, озвученные женскими голосами в операх XIX века (Ромео в «Монтекки и Капулетти» Беллини,
194
Ратмир в «Руслане и Людмиле» Глинки, Зибель в «Фаусте» Гуно и др.) воспринимаются сейчас как одна из оперных условностей. Но это не идет ни в какое сравнение с другой условностью, когда женская роль озвучивается мужским голосом. Здесь диссонанс намного сильнее, и поэтому не случайно за всю историю развития оперы не было ни одного такого примера. Однако для древних греков «мужчина, поющий женщину» выглядел естественно и обычно. Более того, если бы на орхестру древнегреческого театра вышла актриса либо в роли женщины, либо в роли мужчины и к тому же еще и запела, то возник бы всеобщий переполох, близкий к шоку. Сейчас даже трудно представить, сколь бурной была бы реакция зрителей на столь неожиданное для них явление. В античном театре использовалось три типа звукового потока: два основных — пение и речь, а также некая специальная форма звукоизвлечения, занимающая по своим особенностям якобы срединное положение между речью и пением. Этот «срединный» вид звукового движения требует некоторого пояснения. Такой тип звукового потока древние греки называли «паракаталогэ» (παρακαταλογή). Согласно сообщению Псевдо-Плутарха (28), его создателем был Архилох, живший на рубеже VIII—VII вв. до н. э. Принято считать, что паракаталогэ — декламация актера на фоне инструментального сопровождения, нечто наподобие современной мелодекламации. Но такая точка зрения достаточно уязвима. Дело в том, что по положениям античного музыкознания существует два основных типа звукового движения — слитное и дискретное. Слитным звучанием представлялась разговорная речь, так как в ней переход от одной звуковой высоты к другой происходит словно незаметно для ощущения. Здесь все звуковысотные уровни как бы слиты в единую недифференцированную массу. Конечно, античные теоретики прекрасно понимали, что и в разговорной речи присутствуют звуки различной высоты. Но, по их мнению, чувство было не в состоянии определить момент перехода от одной высоты к другой. При пении же звуки отделяются друг от друга конкретными и точными интервалами, а слух свободно фиксирует переход от одной звуковой высоты к другой. Поэтому пение толковалось как дискретный вид звучания. Согласно древнегреческой теории музыки, оно отличается от разговорной речи точной интонационной высотой каждого звука, которая обозначалась по-гречески «τάσις» (тасис). Так определялась точка звукового пространства, в которой конкретизируется и словно «останавливается» движение. Именно такая фиксированная точка отсутствует в слитном звуковом потоке. Поэтому одновременное сосуществование слитности и дискретности невозможно, так как они взаимно исключают друг друга. Скорее всего, «срединный» тип звучания представлял собой чередование пения и речи, когда музыкальный метод изложения ма-
195
териала изменялся на немузыкальный, и наоборот. Благодаря такому чередованию можно было передавать всю многоступенчатую гамму чувств героя или героини в до предела сжатый промежуток времени. Трактат Псевдо-Аристотеля (XIX 6), словно подтверждает это: «Почему паракаталогэ [применяется ] в песнях трагедии? Из-за неравномерности. Ибо неравномерность [создает] впечатление огромности несчастья и горя, равномерность же — менее трагична». Античные актеры умело пользовались паракаталогэ, перемежая на небольших отрезках художественного материала пение и речь. Для того чтобы актер мог с успехом оперировать столь необычной и сложной формой, он дол?кен был мастерски владеть голосом. Существовала даже особая область актерского искусства, называвшаяся «фонаскиа» (φοινασκία, от φο>νή — голос и глагола άσκεΐν — обрабатывать, тренировать). Она содержала комплекс вокальных упражнений, способствовавших развитию голоса. «Фонаском» (φωνασκός) назывался учитель пения, дававший актерам различные рекомендации для приобретения вокальных навыков и повышения мастерства. Известно, что с этой целью многие актеры долгие часы посвящали тренировке своего голоса. Цицерон («Об ораторе» I 59, 251) рассказывает, как греческие актеры перед выходом на сцену делали специальное упражнение: они распевались лежа, издавая вначале более низкие звуки и постепенно повышали их до самых высоких. После исполнения трагедии или комедии они проделывали «обратное» упражнение, но уже сидя. Оно начиналось с самых высоких звуков, постепенно достигало наиболее низких, и таким образом актер как бы успокаивал свой голос. Конечно, даже обычная речь актеров отличалась от обыденной каждодневной, именовавшейся «логос» (λόγος). Отличие было обусловлено хотя бы тем, что в трагедии актеры говорили не прозой, как в жизни, а стихами. Естественно, декламация стихов требовала и специальною интонирования. Здесь нужна была либо большая торжественность и трагичность, либо жалобность и надрывность, либо резкие восклицания или вкрадчивые «нашептывания». Такая речь называлась «каталогэ» (καταλογή). Приставка «κατα», среди прочих значений, имеет смысл усиления, переходности. В соединении со словом «λόγος» она создает определение речи, отличающейся от обыденной и перешедшей в иную смысловую плоскость. Хотя в простейших случаях «καταλογή» переводят как «список», «перечисление», в театральной жизни это слово обозначало «измененную речь», «усиленную речь». При «каталогэ» слово выполняло не только коммуникативную функцию, но и художественную. Разнообразие методов исполнения и художественных задач, как мы уже видели, вызвало к жизни необходимость чередования декламации и пения — «паракаталогэ» (παρακαταλογή). Приставка «παρα» означает «отклонение», «изменение». Значит, «паракатало-
196
гэ» — это изменение «каталогэ», новая стадия воплощения слова: не только особая декламация стиха (каталогэ), но чередование декламации с пением. Паракаталогэ сопровождалось звучанием музыкального инструмента, чаще всего авлоса. Именно он сопровождал все песни хора в классической трагедии и нередко аккомпанировал актерам при исполнении сольных номеров — монодий. Иногда в трагедиях использовалась и кифара. Особое место в драматургии трагедии отводилось хору. Можно считать, что наряду с монодиями хор являлся главным носителем музыкального начала. В самом начале трагедии хор выходил на орхестру, предшествуемый авлетом. Хоровая песнь, называвшаяся «пародом», звучала либо во время этого выхода, либо после него. Хор располагался на орхестре в три шеренги по пять человек в каждой, лицом к зрителю. Такое расположение трагических хоревтов отличало их от построения дифирамбических, стоявших полукругом. В первую шеренгу попадали самые красивые хоревты. Руководитель хора («гегемон», «корифей», «хоростат») занимал центральное место в той же шеренге. Нередко хор делился на два полухория. Иногда хор сопровождал свое пение танцами. Но подробности такого совмещения в рамках трагедии пока остаются не выясненными. Развитие музыки трагедии привело к созданию хоровых песен, не имеющих непосредственного отношения к данному сюжету. Такие вставные песни назывались «эмболима» (εμβόλιμα, от εμβολή — вставка). Аристотель («Поэтика» XVIII 1456 а 29—31) упоминает об авторах, у которых «хоровые песни имеют не больше связи с темой своей трагедии, чем с какой-нибудь другой. Поэтому они поют „эмболима". Первый их создатель — Агафон». Об Агафоне известно очень мало. Он жил на рубеже V—IV вв. до н. э. в Афинах и был популярным автором трагедий и композитором. Первый приз Агафон завоевал на драматических состязаниях во время Ленеев в 416 г. до н. э. Вставные хоровые песни, судя по всему, являлись своеобразными дивертисментами. В том же качестве использовалась иногда и инструментальная заставка, получившая наименование «агафоново авлосово соло» (Άγαοώνειος αυλησις — см. «Суда»). Каков был драматургический смысл таких нововведений и был ли он вообще — остается неясным.

www.sno.pro1.ru

из древности в день сегодняшний

Его вырубленные в скале трибуны многие века хранят воспоминания о трагедиях Еврипида и Эсхила, народных собраниях, чествованиях правителей и смертоносных кровопролитиях гладиаторских боёв, годах забытья и умиротворённого созерцания водных просторов. Но ровно сто лет назад Греческий театр в Сиракузах вновь услышал голоса актёров.

На территории археологического парка, расположенного на месте некогда славного древнего города Неаполис, находится одно из самых значительных сооружений Эллады Греческий театр в Сиракузах. Этот каменный зрительный зал был вырублен прямо в скалах на склоне холма Темените, а его трибуны направлены в сторону моря, отсюда же перед почитателями древнего искусства открывается вид на легендарный вулкан Этна.

Греческий театр в Сиракузах. Страницы истории

Греческий театр в Сиракузах был построен в V веке до н. э. под руководством Демокопома. Правда, по поводу имени архитектора историки сомневаются и сегодня, считая, что это было лишь прозвище, под которым был известен зодчий в народе. Впечатляющее по размерам сооружение одновременно вмещало боле 16 000 зрителей и было самым большим «святилищем» Мельпомены античности. Некоторые археологи уверенны, что изначально театр имел несвойственную для греческих сооружений форму: его сцена больше напоминала прямоугольник, чем круг. В былые времена театр состоял из скены, орхестры и театрона. Скеной называли деревянное сооружение, где переодевались выходящие на сцену актёры, орхестрой – полукруглую площадку для музыкантов, хора и актёров, а театроном – зрительный зал. Причём места под балдахинами со спинками предназначались исключительно для людей знатных, жрецов и послов других государств.

Первая реконструкция Греческого театра была произведена в III веке до н. э. в эпоху правления большого почитателя искусств Гиерона II, превратившего Сиракузы в один из культурных центров всего Средиземноморья. Проведённые с 238 по 215 год до н. э. строительные работы привели к увеличению диаметра сооружения до 138,6 метров. Некоторые исследователи утверждают, что уже в те времена количество зрительских рядов достигло 67. Хотя большинство историков склонно думать, что при Гиероне их было 50, а остальные 17 – это результат более поздних римских перестроек.

Если Гиерон II был верным сторонником Рима, а то его внук Гиероним отдал предпочтение Карфагену, но довольно скоро он сам стал жертвой заговора. После его смерти власть в богатейшем городе переходила от одного его родственника к другому, что привело к массовым беспорядкам, которые, в конце концов, были подавлены римлянами. Утверждают, что именно при защите города от римлян погиб Архимед. Как бы там ни было, но уже в 212 году до н. э. бывший культурный центр Сиракузы превратился в провинциальный римский город. Правда, завоеватели не стали его разрушать, и город долгое время оставался весьма привилегированной частью Империи, куда стремились учёные и деятели искусства.

Безусловно, римские «зрелища» несколько отличались от греческих трагедий, и театр в Сиркузах подвергся новому переоборудованию в соответствии с требованиями, выдвигаемыми регулярно проводимыми гладиаторскими боями. Именно для этого неподалёку театра появился ещё и амфитеатр.

Амфитеатр в Сиракузах

Амфитеатр в Сиракузах – это древнее здание римского театра, построенного при правлении Октавиана Августа в I веке до н. э. В отличие от расположившегося поблизости полукруглого Греческого театра, амфитеатр в основании имеет форму круга. Это третья по величине римская арена после Колизея и амфитеатра Вероны, имевшая четыре входа, направленных на четыре стороны света. До наших дней хорошо сохранились подземные коридоры и ходы, по которым на арену амфитеатра выпускали животных и выходили на бой гладиаторы.

С течением времени провинциальный статус Сиракуз всё-таки сказался и на культурном развитии области. Первые «симптомы» упадка проявились в III веке. А популяризация христианства нанесла театру решающий удар: всё больше жителей прислушивались к проповедникам, осуждавшим лицедейство. Да и новые сюжеты драматургов становились всё менее интересными. Одно из последних упоминаний греческого театра относитися к V веку. Именно тогда под руководством Нерация Пальмата был осуществлен незначительный ремонт сцены. А уже в VI веке в составе Византии здание просто забросили. Равнодушны к искусству и руинам древности оказались и завоевавшие остров Сицилию в IX веке арабы.

Суровые войны, проходившие в Италии, привели к частичному разрушению театра в XVI веке. Так, при Карле V сцена и верх кавеи стали руинами, из обломков которых строились баррикады. В результате кавея, насчитывавшая 67 рядов, сократилась до 46, а от венчавшего её в античности портика сохранилось лишь несколько фрагментов. Дополнительным разрушениям поспособствовала и серия землетрясений XVII века.

Начало новой жизни театра в Сиракузах положил археолог Паоло Орси, работавший на раскопках в конце XIX и начале XX века. Он удалил с территории грунт и идентифицировал многие объекты древности. Проведённые в XX веке раскопки позволили установить и тот факт, что поблизости греческого театра ранее располагался музейон, экспонаты которого пополнили коллекцию Археологического музея Сиракуз. А в центральной части бывшего театрального комплекса некогда находился нимфеум (искусственный грот с источником), являвшийся местом почитания божеств и частью системы водоснабжения театра.

Греческий театр в Сиракузах и весь комплекс древних руин включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.

Новая история древнего театра в Сиракузах начинается в 1914 году. Именно с тех пор в мае и июне здесь проводится театральный фестиваль, во время которого строение оживает: на сцене вновь разыгрываются сюжеты античных трагедий, актёры говорят на греческом языке, а зрительный зал заполняет публика, пришедшая насладиться классикой драмы, оранжевым закатом и солёным ароматом прибоя.

toitaly.info

Незабываемый отдых в Греции

Думая о Греции, многие вспоминают об олимпийских богах и философах, древних развалинах, салате и пляже. Однако это далеко не все! Родина демократии и колыбель древних цивилизаций полна приятных неожиданностей и готовит множество сюрпризов для своих гостей. 

Отпуск в Греции станет незабываемым для туристов разных категорий: супружеских пар и семей с детьми, веселой дружной толпы и небольшой компании, пенсионеров и студентов, зажиточных людей и путешественников с более скромным достатком.

Можно найти множество причин, по которым стоит посетить страну. Мы выбрали из них 10 наиболее интересных. Итак, чем же удивит нас государство?

Удивительная природа Греции

Мягкий средиземноморский климат привлекает тысячи туристов в страну не только летом, ведь солнечным дням в Греции радуются больше трехсот дней в году. Самые жаркие и сухие месяцы – июль и август, когда температура ночью опускается не ниже +20оС, а днем достигает не меньше +30оС. Дождливо бывает только лишь в период с ноября по январь.

Природа страны удивляет водопадами и озерами, стремительными реками и высокими скалами. Она открывает возможность для занятий водными видами спорта, а также альпинизмом и скалолазанием, катанием на лыжах и ездой на горном велосипеде. Во время прогулок или пеших туров Вы увидите, как удивительно на фоне гор смотрятся деревья в оливковых садах, а весной горные склоны покрывают цветущие тюльпаны, лилии и цикламены. По дороге может посчастливиться встретить обезьян, барсуков, лисиц и даже медведей.

Гордость страны – пляжи

Греческие пляжи заслужили хорошую репутацию во всем мире. Они отличаются ухоженностью, чистотой и живописностью, за что более 300 из них удостоились награды «Голубой флаг». На местных пляжах можно любоваться не только одним из четырех морей (Эгейское, Ионическое, Средиземное и Фракийское), но и утесами в виде ракушек, разноцветными скалами, апельсиновыми рощами, чистейшим песком и бирюзовой водой.

Особенно шикарны пляжи Греции на островах Крит, Халкидики, Корфу и Пелопоннес. Но лучшей признана зона отдыха острова Закинфос. Общая протяженность береговых курортных линий составляет около 14 000 километров. Поэтому можно выбрать пляж на свой вкус: роскошный или более скромный, уединенный или с шумными вечеринками. На местах работают центры обучения серфингу или дайвингу, где профессионалы также помогут арендовать необходимый инвентарь для активного отдыха.

На пляжах созданы условия и для семей с детьми. На юге Греции особенно теплое море, песчаные пляжи с мелководьем и много парков с аттракционами и развлечениями. Малыши здесь уж точно не заскучают.

Тайны греческих островов

Греция окружена островами, что напоминает красивое обрамление или же защитную стену на воде. Можно отправиться на один из них для длительного отдыха или же заказать круиз на лайнере, который позволит увидеть самые красивые из греческих островов. Если Вы не хотите ограничиваться маршрутом туристической компании, то есть возможность взять в аренду яхту вместе с членами ее экипажа. Так можно самостоятельно определить, в какие места стоит отправиться и сколько на это выделить времени, чтобы полноценно насладиться их красотой.

Как уже говорилось, большинство именно островных пляжей заслужили награду «Голубой флаг». Однако это не единственное, ради чего стоит отчалить от берегов материковой части страны. Каждый остров, а их больше 1400, уникален архитектурными достопримечательностями и укладом жизни населения, каждый из них самобытен и имеет свои легенды. Самым богатым в этом отношении, а еще и самым большим является остров Крит вместе с чередой мелких островков около него. Основными экскурсионными объектами на острове являются Кносский дворец, Археологический музей, монастырь Аркади в горах, старинный акрополис, Венецианская крепость. Гуляя по набережной, обратите внимание на лазурные переливы морской воды, какие красивые и чистые там пляжи.

Санторини усыпан домиками белого цвета. Они создают общую привлекательную картину острова. На их крышах принято устраивать террасы, чтобы наблюдать за регулярными «театральными спектаклями» – заходом и восходом солнца.

Жемчужинами островной Греции также являются Родос и Кос. Первый известен дачей Муссолини, Долиной бабочек и невероятно красивыми колоритными улицами. Кос отличается большим количеством исторических развалин на такой маленькой площади и придется по душе любителям археологии. Остров Закинф – это голубые пещеры, Кефалония – подземное озеро, Корфу – «итальянский» островок. Каждый из них уникален, и чтобы оценить его по достоинству, необходимо увидеть все собственными глазами.  

Прикосновение к истории

Археологическое и архитектурное наследие Греции впечатляет количеством и возрастом, ведь она является местом зарождения цивилизации Европы. Примечательных мест в стране масса. Поэтому чтобы не упустить ничего  интересного, важно хорошенько продумать маршрут экскурсий по Греции и ее островам. К наиболее посещаемым и интересным с точки зрения туризма достопримечательностям относятся:

Акрополь в Афинах – храм, расположенный на священной скале. Его историей, а также связанными с ним мифами и легендами гордятся все афиняне. Вы увидите фундамент, который устанавливали строители еще в V веке до н.э.!Олимпион в Афинах или же главный храм Зевса – одно из древнейших святилищ и важный археологический памятник современного города.Ареопаг – бывшее место заседания старейшин города. Именно на этом голом мраморном холме побывал известный библейский персонаж апостол Павел. До наших дней также сохранилась мраморная лестница.Афинский Парфенон, построенный в честь богини Афины. Внутри можно увидеть остатки скульптур, которые изображали разные эпизоды из истории Греции и жизни ее богов.Крепостные стены в городе Салоники. Первые сооружения датируются 315 г. до н.э. После этого они неоднократно подлежали реконструкции. До наших дней из 8 км укреплений сохранилось только 4 км.Венецианская крепость с 999-тью ступенями, преодолев которые можно насладиться захватывающей панорамой окрестностей.Монастырь Агия Триада или церковь Святой Троицы, построенный на невероятно живописной скале и сыгравший в свое время значимую роль в истории просвещения на острове Крит.

Греция и история христианства

Для христиан эта страна является одним из значимых мест паломничества. Это объясняется миссионерской деятельностью христианских апостолов в Греции и на островах. Во времена правления Византии здесь произошел активный рост количества храмов и монастырей. Самыми известными местами паломничества являются гора Афон (вход на которую строго запрещен женщинам), Метеоры, пещера и монастырь Иоанна Богослова, базилика Св. Димитрия и Св. Софии, храм Св. Спиридона. Культовых достопримечательностей в Греции очень много. Зачастую туристические фирмы устраивают специальные туры по «святым местам», которые длятся от 7 до 14 дней.

«Греческий салат» и не только

В сфере гастрономии Греция славится на весь мир традиционным одноименным салатом. Пищу здесь действительно предпочитают растительную и здоровую. Кухня греков отличается простотой и высоким качеством ингредиентов. В большинстве блюда готовятся из овощей, сыров, оливок с добавлением одноименного масла, мяса или морепродуктов, заправляются травами и специями. Кушаньями, настоящий вкус которых Вы узнаете только в Греции, являются «мусака» и «мезедес» в сочетании с водкой на анисе. Также обязательно стоит попробовать десерт «равани» и соус «тзатзыки».

С национальным рецептом приготовления местных вин не пойдет в сравнение даже самое лучшее «греческое» импортное вино. Поэтому поездка в страну станет хорошей возможностью попробовать и прикупить в подарок по-настоящему качественный ароматный напиток. Жарким летом будет особенно вкусна холодная Рицина (вино, крепость которого не выше 11%) с добавлением содовой, так называемое греческое «шампанское». Оно наилучшим образом дополнит любой прием пищи.

История и мода в одном «флаконе»

Греция также очень популярна у любителей прогуляться по магазинам и приобрести обновки. Нигде, кроме этой страны, не купить известные меха Касторьи, отдельные дизайнерские бренды одежды и обуви, антикварные вещи. Однако, необязательно об отдыхе в Греции должна напоминать дорогая сумка или пара туфель. Можно купить сувениры для себя и своих близких, которые будут постоянно мысленно возвращать в прекрасную солнечную страну. А если приобрести бутылочку вина или оливкового масла, то приготовленные дома блюда хотя бы на минуточку вернут ощущения, полученные во время удивительных греческих каникул.

Где поправить здоровье

Само пребывание в благоприятном климате Греции и в окружении ее природы значительно улучшит состояние здоровья. На время всей поездки можно забыть о душном бетонном городе. Вы очутитесь среди хвойных лесов, подышите горным и морским воздухом, будете вести активный образ жизни и, возможно, даже сумеете перейти на правильное питание.

Однако можно целенаправленно спланировать поездку по лучшим рекреационным центрам государства. Здесь есть целебные источники, наиболее популярными из которых считаются Вулиагмени в Аттике, Суроти и Терми в Салониках, Каллифея в Родосе, Кринидес в Квале. В поисках источника восстановления сил и здоровья стоит отправиться на один из 850 греческих курортов, которые расположены на побережьях Ионического, Эгейского и Средиземного морей. Зачастую лечебные центры в таких городах находятся прямо в отелях или при них. Медицинский персонал разрабатывает и подбирает для посетителей как отдельные процедуры, так и целые курсы лечения. Пациентам здесь предлагают курсы ванн с термальными водами, грязевое лечение, массажи, прием минеральных вод.

Однако специалисты не советуют отдыхать в Греции (и других странах со средиземноморским климатом) тем, у кого проблемы со здоровьем из-за острых инфекций, в наличии воспалительные процессы или же серьезные проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Добро пожаловать в амфитеатр на представление

Культурная жизнь – признак уровня развития нации. В этом отношении Греция всегда занимала передовые позиции. Ее народ отличался страстью к театральным представлениям, которые происходили в амфитеатрах. Вмещалось в них от 5 000 до 17 000 зрителей! К сожалению, некоторые из театральных сцен Греции сегодня заброшены и являются просто историческими памятниками, но отдельные сохранились и по сей день, такие как амфитеатр Одеон Герода Аттического в Афинах, датируемый II-м веком нашей эры.

Что можно посмотреть в амфитеатре? Конечно же, одну из античных трагедий Софокла или Эсхила. Подобного зрелища Вы больше нигде не увидите! Кроме того, здесь выступают известные на всю Грецию и даже планету деятели культуры. В свое время проводился конкурс красоты «Мисс Вселенная», Стинг презентовал новый альбом, выступал Элтон Джон. Великолепная акустика театра привлекла для проведения концерта и знаменитого итальянского тенора Андреа Бочелли. Но если попасть на территорию заброшенных театров можно свободно, то последний открыт только для обладателей билета на одно из мероприятий.

Греция – настоящий праздник жизни

Греки чтут свои традиции, что отслеживается в их манере с размахом проводить различные фестивали. В особом почете здесь религиозные праздники. В этот период в монастырях и храмах устраивают церемонии и ритуалы, которые напоминают полноценные театральные представления.

Зимой в Греции с шиком отмечают не только Новый год и Рождество. Аналогом нашего 8-го Марта стал Праздник Гинайкратия, который здесь отмечается в январе. Апокриес (12.02) чем-то напоминает Масленицу у славян, однако греки ожидают не приход весны, а начало Великого поста. Православное государство, как и вся Европа, почитает Пасху и соответственно всем традициям ее отмечает. А праздник Пировассия чем-то напоминает ночь на Ивана Купала. Греки разводят костры, плачут, возносят молитвы, а когда остаются тлеющие угли, проходят по ним, что несет для них некий символизм.

Фестивали – всегда радостные события. Бывают как регулярные, так и разовые мероприятия. Самым известным является Афинский. Он – одна из возможностей побывать в главном амфитеатре страны. На его сцене, а также повсеместно на улицах столицы, проходят театральные шествия, перформансы, спектакли, начинают работу десятки выставок. Это показывает явное пристрастие греков к актерскому мастерству и театру. Эллинский фестиваль в поселке Эпидавр с последней пятницы июня продолжается чуть больше месяца. На сцене театра выступают труппы с классическими пьесами древних драматургов. Остров Крит принимает фестиваль Ренессанса, а остров Родос – фестиваль роз, однако он совсем не связан с цветами. На нем демонстрируется жизнь в Средневековье: рыцари, шуты, ремесленники, конные  экипажи и  представления.

Как видим, Греция – страна, в которую захочется вернуться не раз, и причин туда не отправиться просто не существует!

chrontime.com

АМФИТЕАТР - это... Что такое АМФИТЕАТР?

АМФИТЕАТР АМФИТЕАТР

(греч. amphitheatron, от amphi - вокруг, и theatron - театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть зрительной залы, устроенной полукружием, с рядами мест, поднимающимися один над другим.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

АМФИТЕАТР

греч. amphitheatron, от amphi, вокруг, и theatron, театр. Здание с постепенно возвышающимися местами для зрителей.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

АМФИТЕАТР

места в аудитории или зрительном зале, расположенные на постепенно возвышающихся ступенях, уступами.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

АМФИТЕАТР

места для зрителей или слушателей, расположенные постепенно возвышающимися рядами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

амфитеа́тр

(гр. amphitheatron)

1) в древнегреческом театре - места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов;

2) в древнеримской архитектуре - открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены,

3) в современных театральных, концертных залах, цирках и т. п. - места в зрительном зале, расположенные за партером.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.

амфитеатр

амфитеатра, м. [греч. amphitheatron]. 1. В древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом. 2. В современных театрах – места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.

амфитеатр а, м. (фр. amphithéâtre греч. amphitheatron amphi вокруг, около, с обеих сторон + theatron театр). 1. Возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся от первого к последнему ряду уступами. || Ср. балкон, бельэтаж, бенуар, галерея, ложа, партер. 2. ист. У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались вокруг арены, возвышаясь уступами по полукружию или кругу. || Ср. цирк.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.

.

  • АМФИТАЛАМ
  • АМФИТРИОН

Смотреть что такое "АМФИТЕАТР" в других словарях:

  • амфитеатр — амфитеатр …   Орфографический словарь-справочник

  • амфитеатр — а м. amphithéâtre m., Amphitheater, лат. < amphitheatrum <гр. 1. Открытое круглое или полукруглое сооружение для зрелищ у древних греков и римлян. Сл. 18. Пречудный сей амфитеатр <колизей> был кругл снаружи, хотя арена была овальная.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Амфитеатр —         (от греч. amphitheatron),         1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без… …   Художественная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (от греческого amphitheatron: amphi с обеих сторон, theatron зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для… …   Современная энциклопедия

  • АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, амфитеатра, муж. (греч. amphitheatron). 1. У древних здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • АМФИТЕАТР — АМФИТЕАТР, а, муж. 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в к ром места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим). 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за… …   Толковый словарь Ожегова

  • Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверейи людей. В самой середине помещалась усыпанная… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АМФИТЕАТР — полукруглое замыкание склонов. Различают верхний А., или цирк, замыкающий в верховьях ледниковую долину трог; каровый А., или кар, нитеобразное углубление на склоне, ограниченное полукруглый крутым склоном; моренный А. полукруглый вал конечной… …   Геологическая энциклопедия

  • Амфитеатр — зрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

dic.academic.ru


Смотрите также