В греции парфенон


Парфенон в Афинах в Афинах — подробная информация с фото

Парфенон в Афинах – знаменитый древнегреческий храм, которому более 2,5 тысяч лет. Он гордо стоит на вершине Акрополя и виден почти с любой точки города. Создавая Парфенон, греки посвятили его любимой богине – Афине. Так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу, а также за его спасение во время персидских войн.

Дорога к античному храму

Парфенон располагается в центре столицы, поэтому заблудиться невозможно. Туристы ориентируются на две возвышенности: Акрополь и холм Ликавитос. Необходимо доехать до станции «Acropolis» и отсюда по небольшой улочке пройти к кассам. Они работают с 8:00, а по выходным дням и в праздники – с 8:30. Билет стоит 12 евро, он дает возможность побывать еще в четырех местных музеях. Бывалые путешественники советуют приезжать с утра по трем причинам: отсутствие толпы, тишина и прохлада. Возле кассы можно приобрести бутылку воды, чтобы потом спастись от жары. Здесь продают и сувениры – выбор широкий.

Дальнейший путь лежит по просторной пешеходной улице Dionysiou Areopagitou. Дорога идет прямо, сворачивать не нужно: поднимаясь в гору, вы придете к своей цели. Сначала туристы попадают в Акрополь – древний архитектурный комплекс, построенный на высоком скалистом холме. В южной стороне «верхнего города» находится Парфенон.

У античной достопримечательности есть и собственный адрес: Dionysiou Areopagitou 15. Необязательно приходить к Парфенону вместе с гидом. Многие приезжают самостоятельно, чтобы неспешно насладиться чудом архитектуры. С вершины возвышенности стоит полюбоваться не только Парфеноном, но и очаровательной панорамой Афин.

Храм можно застать как в полном спокойствии, так и окруженный шумным весельем. Во время местных праздников недалеко от Парфенона проводится фестиваль: шествие в народных костюмах, парад, салют. В тихий период место наполнено безмятежностью: можно присесть на один из камней возле древнего шедевра и помечтать. Но передвигаться следует осторожно: вокруг очень скользкие валуны и плиты.

Некоторые туристы стараются прихватить камушек из Акрополя. Местные хорошо знакомы с этой традицией и хитрят – «древние сувениры» регулярно завозят на территорию. Но если посетитель попробует отковырнуть камушек от самого строения, цена такого «подвига» окажется велика: оштрафуют на значительную сумму.

В подарок Афине

Чтобы ощутить все могущество Парфенона, нужно мысленно переместиться в 447 г. до н.э. На фундаменте более раннего святилища начали воздвигать храм. Идея принадлежала афинскому правителю, известному полководцу и реформатору – Периклу. Проектом и строительством занялись известные мастера Иктин и Калликрат, художественное оформление доверили знаменитому скульптору Фидию. В создании шедевра участвовал весь народ Эллады. С разных уголков страны свозили материалы: белоснежный мрамор, золото, слоновую кость, кипарис... В возведении здания участвовали тысячи рабов. Обо всех этапах строительства власть отчитывалась перед общественностью. Сохранились фрагменты мраморных дощечек с финансовыми отчетами. Их можно увидеть в музее.

Лишь к 438 году до н.э. храм достроили. Поскольку Афины переживали период наивысшего расцвета, денег хватало, поэтому украшение и отделка шедевра была самой изысканной. В центре установили статую богини, сделанную из мрамора и слоновой кости. Долгие годы Парфенон находился в центре общественной жизни афинян – в Акрополе решались глобальные вопросы.

Остатки роскоши

В течение своей жизни Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью... Главный зал наполнялся потоками света, попадавшими через проем дверей. Дополнительное освещение давали светильники. Внутри здание делилось на две части. В западной располагалась казна, а восточная сторона служила храмом – там была установлена скульптура Афины.

Туристы не могут оценить всю красоту Парфенона – античное сооружение разрушили. Его преображали и в христианскую церковь, и в мечеть. Большую часть скульптур украли. В 1687 году в здание попал снаряд, взрывом снесло крышу и частично колоннаду. Оставил «след» в истории и посол Англии лорд Эльджин, который побывал здесь в начале XIX века. С разрешения турок, которые захватили это место, он увез множество скульптур. Местные жители растащили мраморные блоки.

Секреты Парфенона

Остатки былой красоты дают представление об эстетическом совершенстве храма. Сооружение располагается на трех ступенях из мрамора, общей высотой около 1,5 метров. По 8 колонн находится на торцах и еще 17 по бокам, если угловые считать дважды. С любой точки обзора строение воспринимается полностью пропорционально. Несмотря на значительные размеры – 31х70 метров, здание не подавляет. Дело в том, что достопримечательность остается в пределах человеческих пропорций.

Осматривая Парфенон, обратите внимание на визуальное совершенство. Его создатели, имея существенные финансовые средства и возможности, воплотили в жизнь разные новаторские решения. Одно из главных заключалось в том, что с любой из трех сторон прекрасно просматривался фасад здания. Был использован оптический прием: колонны установили не параллельно, а слегка склонили: угловые к центру, а главные – от него. Столбам придали разные формы, чтобы центральные выглядели стройными, но при этом не слишком тонкими. Крайние колонны сделали самыми выпуклыми. Это дало желаемый эффект: все линии здания внешне выглядят прямыми.

Присмотритесь к расцветке Парфенона. Когда-то древний храм был ярким: крыша окрашена в синий, красный и золотой. Основным стройматериалом послужил пентелийский мрамор, который добывали поблизости от Акрополя. У него есть интересное свойство: под влиянием солнечных лучей материал желтеет. Когда строительные работы завершили, Парфенон оказался окрашен неравномерно. Но это лишь добавило совершенства: с северной стороны он был серо-пепельным, а с южной переливался нежным золотистым оттенком.

Потерянные статуи

Парфенон был украшен разнообразными скульптурами и рельефами. Лишь на фронтонах располагалось около 50-ти скульптур. Древние греки любовались сценой рождения Афины, изображением спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Самой главной считалась скульптура Афины Парфены, которую вырезал знаменитый мастер Фидий. Во время праздников ее торжественно выносили на улицу, чтобы шедевром мог полюбоваться каждый.

Основную гордость храма туристы увидеть не смогут – 12-метровая статуя пропала более 900 лет назад. До нас дошли поздние копии, оригинал утрачен. Полномасштабное воссоздание древней скульптуры можно посмотреть в Нэшвилле, США. Там есть и полноразмерная копия самого Парфенона, построенная к международной выставке в 1897 году.

Большинство остальных скульптур тоже было утеряно. Несколько сохранившихся можно увидеть в музее Акрополя и Британском музее в Лондоне. За границей находятся угловые элементы фронтона «Рождение Афины», статуи Гелиоса и Селены. Вместо них разместили слепки-копии, сделанные из цемента и мраморной крошки. Подлинных шедевров в храме осталось немного: две фигуры западного фронтона, а также фриз на одной из стен.

Эпоха археологии и реставрации

Некоторые туристы жалуются на то, что античный храм мешает рассматривать кран. Но для Парфенона это скорее благословение: до 1832 года здание было заброшено, лишь после провозглашения независимости Греции принялись за восстановление. Сначала территорию избавили от «варварского присутствия» – снесли строения, не имевшие отношения к грекам. Парфенон стали восстанавливать, руководствуясь описаниями, оставшимися с древних времен.

Процесс реставрации продолжается с переменным успехом. Благодаря проведенным работам туристы могут увидеть северную колоннаду – ее заново соорудили в начале XX века. По возможности восстановили и фронтонные скульптуры. В 50-х отреставрировали пол здания. Оригинальные статуи передали в музей и заменили на копии. Сегодня ведутся переговоры с Британским музеем, чтобы вернуть в страну вывезенные остатки храма.

Хотя от центрального объема Парфенона осталась только западная стена, он по-прежнему считается гордостью Афин. Античный храм возвышается над городом, придавая особое величие столице. Обязательно взгляните на него в темное время, когда включается подсветка.

www.smileplanet.ru

Римский Пантеон и Афинский Парфенон

Сравнительная таблица Афинский Парфенон и Римский Пантеон

Вопросы для сравнения

Афинский Парфенон

Римский Пантеон

Исторический период. Историческая справка

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города.

В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин. Строительство длилось с 447 по 438 года до н.э., но работа над оформлением продолжалась еще пять лет. Парфенон был построен на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели. Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками! Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». 

Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины.

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима.

На месте известного нам Пантеона до него также возвышался языческий храм, однако со временем был разрушен. Затем, в 25 году до нашей эры, полководец Марк Агриппа приказал построить там бассейн для бани. Это сооружение простояло около 100 лет, но в конце 1 века нашей эры в нём произошел пожар. И только в начале 2 века по приказу императора Адриана оно было перестроено в Пантеон, каким мы его видим сейчас. Зданию предали сакральное значение, назвав его Храмом всех богов. Сооружение строилось по плану и под руководством зодчего Аполлодора Дамасского.

Предназначение сооружения

Уже почти 2500 лет Парфенон стоит на вершине Акрополя как дань богине-покровительнице Афине-Девственнице за спасение Афин и Греции в персидских войнах. На протяжении своей долгой истории Парфенон служил грекам не только храмом, но и казной, крепостью и даже мечетью.

Сегодня он является одним из самых узнаваемых символов Греции и популярной туристической достопримечательностью. В Афинах Древней Греции Парфенон играл роль главного святилища воздвигнутого в честь богини-покровительницы города-государства Афины Паллады. 

Классическая эпоха, в которую был создан этот архитектурный шедевр, принесла с собой в искусство много нового по сравнению с архаикой. Нельзя забывать, что годам постройки Парфенона предшествовала ожесточенная борьба с персами, закончившаяся победой небольших, но сильных, сплотившихся в борьбе полисов. Радостное чувство победы, ощущение собственной силы, наполнявшие сердца греков, отразились прежде всего в Парфеноне. Все меньше давала о себе знать условность пластических форм, облегченнее становились пропорции, на смену массивным постройкам архаики приходили более гармоничные сооружения. Достаточно сопоставить колонну Парфенона с колонной архаического храма, чтобы увидеть, насколько изменилась деталь классического здания: меньше выражен энтазис, четче обрисованы ребра каннелюр.

Древние храмы являлись, по представлениям греков, земным жилищем божества, а Парфенон считался, прежде всего, обителью Афины, статуя которой находилась внутри его. Жертвоприношения богине и поклонение ей совершались перед входом в храм.

Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания "храма всем богам", не только жилища божества, как это было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся. В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычные греческий и римский храмы - это дома божества, доступ в который для рядового человека если не запрещен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент совершения религиозной церемонии находились снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма.

Пантеон, построенный в Древнем Риме, по оригинальности замысла и значимости для архитектуры можно сопоставить разве что с форумом и Колизеем. Римляне, подчинившие себе большую часть европейских народов, считали необходимым оказать почтение, как своим, так и чужим богам. Именно с этой целью было задумано возведение Пантеона — храма, в котором находились бы образы всех богов. Свой окончательный вид, сохранившийся до наших дней, сооружение получило в 125 году под руководством Аполлодора Дамасского в период правления императора Адриана.

Основная идея сооружения

Возвысить богиню Афину – покровительницу города Афин. Парфенон относительно невысок: человек, глядя на храм, чувствовал себя выше ростом и шире в плечах, размеры здания не принижали его объемов. В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или строго вертикальной линии. Линии карнизов, ступеней, колонн – все чуть-чуть, незаметно для глаза изогнуты с учетом особенностей человеческого зрения. Благодаря этому зрителю все линии представляются идеально правильными. Поэтому зритель отождествляет с самим собой образ увеличенного в своих размерах человека, порождаемый архитектурой, т.е. он мысленно вырастает в своих размерах, кажется сам себе больше и сильнее, чем он есть на самом деле.

Мастерам Парфенона удалось создать впечатление, что храм возник без усилий человеческих, как бы вырос сам по велению природы, с которой у древних греков отождествлялись божества. В своем желании как можно сильнее выразить в облике храма естественность форм Иктин и Калликрат добились исключительных успехов. На боковых сторонах храма они поставили не удвоенное число торцовых колонн, а еще одну (всего семнадцать). Таким образом, у человека, созерцавшего здание, создавалась иллюзия случайности, органичности форм.

При архитектурных обмерах Парфенона обнаружили также, что в постройке, как в человеческом теле, нет ни прямых линий, ни ровных плоскостей: все линии стилобата и антаблемента чуть изогнуты, плоскости чуть выпуклы или вогнуты, а оси колонн, при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте двух километров.

Если снаружи Пантеон поражает своими размерами, то внутри он скорее вызывает умиротворение. Монолитная стена, круглая по периметру, разбита многими нишами, которые когда-то украшали статуи величественных римских богов. Купол похож на чашу, он не давит своими размерами, а, наоборот, напоминает небесный свод. Через большое отверстие струится солнечный свет и проглядывает голубое небо Рима.

Идея Пантеона заключается в гармонии с окружающим миром. При проектировке сооружения его размеры были заложены так, что высота всего здания равна диаметру ротонды. Если мысленно завершить купол, дорисовав его до полного шара, то он как раз коснётся земли. С древних времен человечество считало шар самой гармоничной фигурой во Вселенной.

Масштаб сооружения

Это классический образец древнегреческого храма, но в то же время он обладает целым рядом уникальных особенностей. Парфенон построен в виде периптера — его центральное помещение со всех сторон окружено колоннадой. Согласно нормам греческой архитектуры, число колонн на продольной стороне храма на одну больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне, то есть составляет 8 и 17. Древние архитекторы учли, что прямые линии на расстоянии воспринимаются как слегка вогнутые, и с помощью ряда простых приемов — колонны едва заметно сужаются к верху, угловые колонны несколько наклонены к центру и т.д. — добились того, что Парфенон выглядит идеальным, гармоничным сооружением.

Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м).

Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху.

Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9ґ69,5 м.

Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7ґ59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде.

Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9ґ19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн.

Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. 

Пантеон был возведен в форме круглого здания под названием ротонда, перекрытого большим куполом. Создатели стремились достичь идеальных пропорций. Так, к примеру, диаметр его купола составляет 43,5 метра, что практически равно его высоте, составляющей 43 метра. Толстые шестиметровые стены поддерживают пятидесяти тонный купол, имеющий форму полусферы, которая покоится на цилиндрическом барабане. Отверстие в вершине купола, называемое окулюсом или «Глазом Пантеона», достигающее в диаметре примерно 10 метров, пропускает сквозь себя солнечный свет, освещающий весь храм и символизирующий всевидящее небесное око.

Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Строительный материал и технология обработки

Стены храма сложены из мраморных блоков и облицованы гладко отполированными мраморными плитами. Из мрамора изготовлены колонны, карниз и фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Несохранившаяся кровля храма была деревянной.

Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок.

Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей. Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.

Более двух сотен лет после своей постройки, купол Пантеона был самым огромным в мире, ведь построить такую непростую конструкцию римлянам удалось лишь благодаря точным архитектурным расчетам и мастерскому использованию строительных материалов. К примеру, для устойчивости и повышения прочности купола, строители тех времен применяли бетон с различными наполнителями, используя легкую пористую пемзу в верхней части строения, и добавляя к бетону смесь тяжелых металлов в основании купола. Каменные и бетонные плитки, из которых сложен купол, имеют кессоны – это прямоугольные углубления, применяющиеся для уменьшения веса элементов купола и облегчения конструкции, они создают впечатление небосвода, который величественно вздымается над головами.

Восьмиколонный портик, сделанный из египетского гранита, образует вход в Пантеон. Высота колонн достигает 13 метров. За первым рядом колонн расположен второй, сделанный из красного гранита. Некогда потолок портика покрывали бронзовые украшения, а на фронтоне сидел бронзовый коронованный орел. Довольный император решил оказать честь архитектору, велев запечатлеть надпись на архитраве здания, гласящую о том, что Пантеон в Риме период третьего консульства сделал Марк Агриппа, сын Луция. Тяжелая бронзовая дверь вела внутрь храма, порог же был сделан из зеленого мрамора, привезенного из Африки. Облицовка стен Пантеона сделана из цветного мрамора. Статуи древних божеств находились в полукруглых и прямоугольных нишах, установленных по внутреннему периметру. Позолоченные бронзовые пластинки украшали перекрытия и внутреннюю часть купольного потолка, а порфир и прочие ценные породы камня украшали пол внутреннего зала.

Интересен и тот факт, что и ротонда (само здание, имеющее цилиндрическую форму), и купол выполнены из монолитного бетона. Лишь у нижней части купола для его поддержки установлены арки из кирпича. Чтобы сделать конструкцию ротонды более легкой, её разделили на восемь частей. В одной их них сделали вход, остальные представляют собой прямоугольные или полуциркульные ниши. С этой же целью при строительстве каждого нового уровня меняли и состав бетона. Если у основания в его состав входит достаточно тяжелая травертиновая крошка, то в верхней части использовалась невесомая туфовая крошка и пемза.

Пантеон возвышается над землей на 43 метра, причём 22 из них занимает купол.

Является ли частью архитектурного ансамбля

Акрополь — священный центр древних Афин. Во времена расцвета Афин здесь был создан грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в который вошли всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники.

Центром афинского Акрополя является Парфенон — один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине. Он был построен в 447—437 годах до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом на фундаменте более раннего храма, также посвященного Афине. Силуэт Парфенона господствует над Акрополем.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. Он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.

К какому ордеру относится сооружение

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны и Парфенон в целом являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Парфенон выстроен в дорическом ордере, каждая из окружающих его колонн стоит непосредственно без базы, на плоскости стилобата, имеет каннелюры с острыми ребрами и венчается капителью, включающей эхин и абаку. Над колоннадой размещена несомая часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава – балки, лежащей на капителях, фриза, разделенного на триглифы и метопы, украшенные рельефами, и карниза.

В центре огромных для божества ступеней восточной и западной сторон сделаны невысокие ступени для входа в храм человека. За торцовыми колоннами расположена вторая колоннада, образующая про-наос – преддверие храма. Высокие стены ограничивают внутреннее убранство здания. За высокой дверью открывалась целла, или наос, – основное пространство с двухъярусной колоннадой, хорами в верхней части и стоявшей на высоком постаменте статуей Афины Парфенос – Девы. В опистодом – помещение за целлой, или наосом, – можно было попасть лишь с западной стороны храма (от целлы оно было отделено глухой стеной). Некоторые исследователи предполагают, что в опистодоме стояли ионические колонны. Неясен вопрос о перекрытии храма: была ли крыша глухой, или в центре ее имелось отверстие для освещения.

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Опираясь на греческую ордерную систему, римляне сумели найти собственные выразительные формы. 

Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон посетителям. Стремление к возрождению величия и мощи Римской империи внешне проявилось в тяготении к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III - первой половины VI в. н. э. Потребности римской городской жизни вызвали появление уже в I в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм - общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития человека.

Колонны ордера с их относительно небольшими размерами даны как система опор, явно не предназначенных нести на себе тяжесть огромного купола. О том же говорит пропорциональное соотношение ордера с аттиком (в золотом сечении) и первоначальное решение аттика с пилястрами вспомогательного, меньшего ордера. Решение аттика в виде частого ряда мелких пилястр (существовавшее, судя по чертежам Дегодэ и Палладио, до переделок в 1747 году) давало всей стене в целом законченное двухъярусное построение, в котором нижняя часть художественно рассчитана лишь на несение верхнего яруса. Всем своим построением стена указывает на тектоническую легкость поднимающегося над ней купольного покрытия. Ордер Пантеона относится к числу лучших классических римских ордеров.

Изначальный цвет сооружения и как это влияет на внешний облик

Сегодняшний Парфенон, а точнее его величественные руины, белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза — в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.

Пантеон состоит из ротонды и прямоугольного входного портика, который обращен на север и ориентирует все здание в сторону, обратную центру города.

Вход в Пантеон образует портик с восемью монолитными коринфскими колоннами, сделанными из серого египетского гранита. Базы и капители колонн вырублены из греческого мрамора. Высота колонн — 13 метров. Позади первого ряда колонн находится второй — из красного гранита, образуя три прохода. Потолок портика некогда был покрыт бронзовыми украшениями. На фронтоне красовался бронзовый орел в короне. Внутрь храма вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из зеленого африканского мрамора. Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими ценными породами камня.

Композиция сооружения

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др.

На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Внутреннее пространство храма было разделено на две неравные части. Западная, меньшая часть храма, служила местом хранения государственной казны Афинской республики.

Главная часть храма, восточная, разделялась на три нефа двухъярусной колоннадой. Здесь была установлена всемирно известная статуя Афины Парфенос (Афины Девы) работы великого древнегреческого скульптора Фидия. По имени Афины Парфенос храм и получил свое название — Парфенон.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проем, и многочисленными светильниками. В этом полумраке высилась двенадцатиметровая статуя Афины, мерцавшая драгоценным убранством. Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. В правой ладони Афина держала статую богини победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем. Лицо и руки статуи были изготовлены из слоновой кости, одежда, украшения, вооружение — из листов чистого золота. Перед статуей был устроен небольшой бассейн, куда наливали воду, чтобы ее испарения предохраняли от пересыхания слоновую кость.

На щите, который держала Афина, были изображены сцены битвы греков с амазонками и Гигантомахии — борьбы богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобная смелость была сочтена святотатством. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученными им для создания статуи Афины золотом и другими драгоценностями. В результате в 431 году до н.э. великий скульптор был заточен в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим — был отправлен в изгнание.

Статуя Афины, великое произведение античной скульптуры, просуществовав более девятисот лет, погибла в бурях времени, и судить о ней можно только по нескольким неудачным копиям. Сегодня место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней. Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть — в Британском музее.

Пантеон состоит из трех частей:

1) прямоугольный портик, покрытый двускатной кровлей и украшенный

восемью колоннами по фасаду; к портику ведет равная ему по ширине лестница из пяти ступеней;

2) переходный элемент (пилон) между портиком и ротондой, имеющий

высоту ротонды и ширину портика;

3) купольная ротонда, покрытая позолоченной черепицей.

Влияние на дальнейшее развитие архитектуры

В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь. В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв. В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Лишь в 1832 году, после присоединения Афин к Королевству Греция, Парфенон был объявлен памятником античности. С тех пор ведутся восстановительные и исследовательские работы, но до полного возрождения былой красоты еще очень далеко.

Строительство Парфенона не ознаменовало прорыва в искусстве древней Греции. Однако его формы стали эталоном классической архитектуры. Его стиль был использован на протяжении многих веков задолго после того, как завершилось возведение храма.

Христианской церковью Святой Девы Марии, Пантеон стал в 609 году по указу римского папы Бонифация IV. В этом месте покоится прах знаменитых людей: художника Рафаэля, архитектора Бальдасара Перуцци, королей Виктора Эммануила II и Умберто I. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

Долгое время римский Пантеон служил источником вдохновения для многих архитекторов. Ведь он совмещал в себе простоту и цельность замысла. Многократно талантливые зодчие стремились спроектировать и выстроить здание, которое бы превосходило Пантеон, как по размерам, так и по совершенству исполнения. Но шли века, а Пантеон остался неповторим. Этот истинный шедевр до сих пор красуется в центре Рима, как единственный памятник архитектуры древнего Рима, не разрушенный и не перестроенный в эпоху Средневековья. Более того, многие христианские храмы возводились в подражание Пантеону, самым известным из них является парижский Пантеон.

Мои личные впечатления

Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Правильно Пантеон называют непризнанным чудо света. Это настоящий шедевр истории, в котором должен каждый побывать. Это нужно увидеть своими глазами и почувствовать всеми фибрами своей души мощь и великолепие этого здания.

Дополнение

Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. В эпоху эллинизма (около 298 до н. э.) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. Во II веке до н. э. храм сгорел, но его отремонтировали. После завоевания Греции (146 до н. э.) римляне вывезли к себе на родину большую часть скульптур.

Византийский период ознаменовался торжеством христианства. Вероятно, во второй половине VI века Парфенон был превращён в христианский храм, а в надписи, датируемой 693 годом, он уже назван кафедральным собором. Согласно более поздним источникам, храм был посвящён Приснодеве Марии. В связи с переменой функций здания была изменена и его планировка. Восточный вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона прорубили окно. Западный вход стал единственным. Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной, пришлось прорубить эту стену. На юго-западном углу храма была построена колокольня.

Трагична судьба статуи Афины Парфенос: она была вывезена в Константинополь приблизительно в V веке, где и погибла, возможно, во время Четвёртого крестового похода (1204). Сам же Парфенон стал на время католической церковью Девы Марии.

Турки сделали Парфенон мечетью (около 1460 года), пристроили минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября через крышу ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. Вся его средняя часть была уничтожена, множество рельефов упало и разбилось. Ремонтировать здание не стали. Более того, местные жители начали растаскивать мраморные блоки и жечь их на известь (подобная участь постигла Колизей).

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена. Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 14-16 века Пантеон пережил множество сражений, так как использовался как оборонительное сооружение. Но на смену мрачному Средневековью пришла эпоха Возрождения, и Храму богов вернули его имя. Вместе с тем была произведена реставрация здания под руководством великого зодчего Рафаэля. Архитектор и живописец был похоронен в одной из ниш Пантеона по собственному желанию. Также в храме находятся захоронения художников Дзуккари и Каррачи и некоторых членов королевских семей.

Храм обладает прекрасной акустикой и достаточной вместительностью - в нем может находиться одновременно более 2 000 человек. 

Точная полусфера храма была новаторской инженерной конструкцией и при этом чистой классической архитектурной формой. Бетонная внутренняя поверхность украшена 140 кессонами. Такие резные углубления, помимо декоративного, обладали также и конструктивным значением, т.к. они значительно уменьшали массу свода. Подсчитали, что купол весит 5000 тонн. Однако по мере увеличения высоты свода, его бетонная масса уменьшается, если слой бетона в основании достигает б м, то у округлого окна толщина слоя всего 1,5 м.

Во время прохождения солнца, через свой годовой цикл, храм изменяется в освещении. В день основания Рима 21 апреля, солнце всегда освещает вход в храм, в этот день, когда то, первым в храм заходил император и купался в свете солнца, как символ божественной императорской власти.

infourok.ru

Архитектор Парфенона в Афинах

На вершине афинского Акрополя возвышаются руины, которые прежде были и языческим храмом в честь богини Афины, и христианским - в честь Пресвятой Богородицы, и, наконец, мусульманской мечетью. Их с первого взгляда узнают даже те, кто никогда не был в Греции, настолько растиражированы их фотографии. Это руины одного из самых известных храмов в мире. Имя ему – Парфенон.

Закладка храма и строительство

Древние греки умели быть благодарными. Покровительнице своего города богине Афине Парфенос они постановили воздвигнуть храм, в знак признательности за её помощь в битве с персами при Марафоне.

Для его сооружения выбрали возвышенную и укреплённую часть верхнего города – Акрополь, и в 488 году до нашей эры произвели торжественную закладку. Архитектор Парфенона выбрал это место не случайно. Прежде здесь находились более ранние храмы, построенные в честь иных языческих богов.

Размеры прежних храмов были невелики, и для их строительства не требовалось увеличивать площадь верхней части холма. В данном же случае предполагалось воздвигнуть нечто грандиозное, и с этой целью пришлось с южной стороны соорудить подпорную стенку и, уложив в её основание известковые блоки, поднять край строительной площадки на 7 метров.

Работы продолжались уже восемь лет, и строился второй барабан колонн, когда город был захвачен персами. В огне пожара погибли плоды восьмилетнего труда, и строительство не возобновлялось более 30 лет.

Строительство нового храма

Продолжились работы в 447 году до нашей эры. Власть в Афинах тогда принадлежала Периклу, самолюбивому и амбициозному правителю. Строительство храма было частью задуманного им плана, в результате которого Афины должны были занять лидирующее место, как в военной области, так и в экономической и культурной. Выполнению плана способствовал и тот факт, что к тому времени в город была перенесена казна Делосского морского союза, что облегчало решение финансовых проблем, связанных со строительством. А проблемы действительно были.

История сохранила любопытные сведения. Перикл ассигновал из военного бюджета на проведение работ 450 серебряных талантов. О размерах суммы можно судить по тому факту, что постройка одного боевого корабля в те годы обходилась в один талант. Следовательно, расходы на постройку храма сопоставимы с расходами на создание огромного военного флота, состоящего из 450 кораблей. Когда масштабы затрат стали известны горожанам, то они обвинили Перикла в расточительности. На это правитель им ответил, что готов расходы отнести на свой личный счёт, но в этом случае оставляет за собой право на всех элементах сооружения увековечить собственное имя. Народ не пожелал уступить славу правителю и дал согласие на финансирование проекта из городской казны.

Кто построил Парфенон?

Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас – Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.

Перемены облика храма

Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.

Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.

Реконструкция храма по христианским канонам

Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор Парфенона в Афинах, проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго – западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.

Разрушение храма

Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.

Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.

Восстановление колоннады храма

В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.

Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма – прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.

Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда–то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.

fb.ru

Что такое Парфенон? Парфенон в Греции

Колоссальные суммы были отведены на строительство храма в Афинах. Затраты не были напрасны. Парфенон и до сих пор остается жемчужиной мировой архитектуры. Его величие вдохновляет и манит уже на протяжении 2500 лет.

Город богини-воительницы

Удивительный город Афины расположился в Греции. Он задал направление для демократии, развил философию, сформировал основы театра. Еще одна его заслуга - древний Парфенон: выдающийся памятник античной архитектуры, сохранившийся до наших дней.

Город был назван в честь богини войны и мудрости - Афины.

По легенде, она и правитель морей Посейдон затеяли спор о том, кому из них будут поклоняться жители. Бог океанов, чтобы показать свою силу, ударил трезубцем о скалу. Там заиграл водопад. Так он хотел избавить горожан от засух. Но вода была соленая и стала ядом для растений. Афина же вырастила оливковое дерево, которое давало масло, плоды и дрова. Победителем выбрали богиню. Ее именем назвали город.

Впоследствии в честь защитницы города был построен Парфенон. Храм Афины расположен на Акрополе, то есть в верхнем городе.

Заказчик дома богини

Древние Афины - один из двенадцати независимых городов Аттики (средняя часть Греции). Его золотой век пришелся на V столетие до н. э. Много делал для полиса его правитель Перикл. Мужчина родился в семье афинских аристократов, хотя позже яро поддерживал демократию. С народом он выгнал из города действующего руководителя и занял его трон. Новая политика и масса реформ, которые ввел Перикл, сделали Афины очагом культуры. Именно по его инициативе был заложен храм Парфенон.

Одной из традиций греков было то, что святыни сводились на специально отведенных местах и имели общее название Акрополь. Это была верхняя часть города. Она была укреплена на случай нападения врагов.

Предшественник Парфенона

Первый храм Афины был сооружен еще в середине VI века до н. э. и назывался Гекатомпедон. Он был разбит персами в 480 году до н. э. С тех пор было сделано еще несколько попыток построить святыню, но постоянные войны разоряли бюджет.

Следующим, кому удалось возблагодарить богиню, был Перикл. В 447 году до н. э. началось сооружение храма Парфенон. В Греции в то время было относительно спокойно, персы наконец отступили, и памятник на Акрополе стал символом успеха и мира. Стоит заметить, что построение входило в планы правителя по восстановлению Афин. Интересно, что средства, которые были потрачены на строительство, владыка позаимствовал из денег, которые были собраны союзниками на войну с персами.

Старт строительства

В то время Акрополь фактически был свалкой того, что осталось от стен предыдущих храмов. Поэтому для начала пришлось очищать территорию холма. Главная святыня была в благодарность Афине за ее помощь в победе над врагами при битве при Марафоне. Нередко богиню военного дела называли Афина Дева. Это еще один ответ на вопрос о том, что такое Парфенон. Ведь с древнегреческого слово «парфенос» переводится как «дева» или «девственность».

Фундаментом стали останки здания, все, что обрушилось. Для работы были приглашены лучшие художники, инженеры и скульпторы того времени. Для проектирования были призваны гении архитектуры Иктин и Калликрат. По документам, которые остались, известно, что первый разработал план, а второй зодчий следил за работой. Их команда работала над храмом шестнадцать лет. В 438 году до н. э. они сдали работу. В том же году состоялось освящение здания. Фактически скульпторы трудились до 432 года до н. э. Ходом отделки руководил близкий друг Перикла и художественный гений Фидий.

Феномен храма

Часто Перикла обвиняли в расточительстве. Колоссальных затрат требовал Парфенон. Храм Афины стоил 450 серебряных талантов. Для сравнения - за одну такую ​​монету можно было смастерить боевой корабль.

Когда недовольный народ восстал, правитель схитрил. Он заявил, что вернет расходы, но затем станет единственным спонсором храма, и через века потомки будут благодарить только его. Простой народ также пожелал славы, согласился, чтобы расходы были записаны на горожан, и больше не выступал с протестами. Кстати, именно по финансовым чекам (в то время это были мраморные дощечки) исследователи установили все даты.

Пришлось побывать Парфенону и христианской святыней. В период Византии (V век) место поклонения Афине трансформировалось в храм Святой Марии.

Что такое Парфенон и каково его главное назначение, не знали и турки. В 1460 годах Афины перешли в их руки, и церковь Богоматери (т. е. храм богини воинов) переделали в мечеть.

1687 год стал роковым для Афины-Девы. Венецианский корабль попал ядром в здание и разбил практически полностью его центральную часть. Пострадала архитектура и от неумелых рук охранников искусства. Так, десятки статуй были разбиты, когда их пытались снять со стен вандалы и защитники культуры.

Особенности, достопримечательности

В начале XIX века лорд Элджин взял разрешение у Османского султана на перевозку в Англию статуи и стен с резьбой, которые сохранились. Таким образом, были спасены десятки метров ценного каменного полотна. Архитектурное сооружение Парфенон, а точнее его части, до сих пор сохраняется в Британском музее в Лондоне. Также такими экспонатами может похвастаться Лувр и музей Акрополя.

Частичная реставрация началась после восстановления независимости страны. Это пришлось на конец XIX века. Тогда впервые пытались восстановить первоначальное лицо Акрополя.

Сегодня это уникальное место реставрируют.

Ансамбль верхнего города

Храм стал венцом и прославил Афинский Акрополь. Парфенон - классика Древней Греции. Помещение просторное, со всех сторон окружено колоннами. Для строительства не использовали цемент, кладка была сухая. Каждый блок - правильный квадрат. Крепились блоки, которые четко соответствовали друг другу, на железные штыри. Все мраморные плиты были идеально отполированы.

Территория была разделена. Отводилось место для хранения казны. Отдельный зал был для статуи Афины.

Основной материал - мрамор. Он имеет свойство золотиться под светом, поэтому его солнечная сторона желтее, а другая часть имеет сероватый оттенок.

Расцвет храма пришелся на расцвет Греции. После падения страны дом Афины также рухнул.

Главная гостья храма

Вся скульптурная работа проводилась под руководством греческого скульптора и архитектора Фидия. Но самую главную часть храма он украсил сам. Центром святыни и венцом его работы стала статуя богини. Парфенон в Греции был известен благодаря ей. Высота составляла 11 метров.

За основу взяли дерево, но обрамлена фигура была золотом и слоновой костью. Драгоценного металла было использовано на 40 талантов (это равнялось весу около тонны золота). Чудо, которое создал Фидий, не сохранилось до наших дней, но его детально воссоздали. Образ скульптуры был выгравирован на монетах, сотни маленьких статуй Афины (копии с Парфенона) заказывали храмы из соседних городов. Все это стало материалом для восстановления наиболее точной репродукции.

Ее голова была в шлеме, который не закрывал ее красоту. В руке щит, на котором изображена битва с амазонками. По одной из легенд, автор выбил там свой портрет и портрет заказчика. На ладони она держит статую богини победы в Древней Греции - Ники. Против большой Афины она кажется крохотной, хотя на самом деле ее высота - более двух метров.

Для того чтобы лучше понимать, что такое Парфенон и насколько он соответствовал тогдашнему представлению реальности, можно прочитать мифы Греции. Афина была единственным божеством, которое стояло в латах. Часто ее представляли с копьем в руке.

В 438-437 годах до н. э. Фидий завершил работу над статуей Афины. Далее ее судьба была непростой. Автора обвиняли в хищении золота. Впоследствии часть дорогих пластин сняли и заменили на бронзу. А в V веке, по некоторым свидетельствам, она окончательно погибла во время пожара.

Рождение богини

Что такое Парфенон и в честь кого он построен, знает каждый грек. Главный храм древнего города возведен, чтобы прославлять мудрость и справедливость его покровительницы - прекрасной Афины.

Появление богини на Олимпе необычное. Она не была рождена, а вышла из головы своего отца Зевса. Эта сцена изображена в восточном крыле храма.

Зевс, главный бог, некоторое время был женат на владыке океана, женщине по имени Метида. Когда жена забеременела, богу предсказали, что у него родится двое детей. Дочь, которая не будет уступать ему в храбрости и силе, и сын, которому будет под силу сбросить с трона отца. Хитростью Зевс заставил любимую уменьшиться. Когда Метида стала крохотной, муж ее проглотил. Таким поступком бог решил перехитрить судьбу.

Храм Парфенон не существовал бы, если бы не родилась Афина. Через некоторое время Зевсу стала плохо. Боль в голове была такой сильный, что он попросил своего сына Гефеста расколоть ему череп. Тот ударил отца молотом, и из головы вышла взрослая красивая женщина в латах - Афина.

Впоследствии она стала покровительницей воинов-героев и домашнего ремесла.

Храм - книга мифов

Главное богатство сооружения - его культурная ценность для будущих поколений. Так, каждая частица рассказывает свою неповторимую историю: рождение богини, любовь к городу и его отношение к героям.

В отличие от Ареса, бога войны, Афина стремилась к справедливым сражениям. Она была защитницей воинов, помогала городам, где были места для поклонения, часто сопровождала героев в их приключениях. Так, Персей с ее помощью победил Медузу Горгону. Ясону и аргонавтам Афина построила корабль, на котором они поплыли за Золотым Руном. Также часто этот персонаж встречается на страницах о подвигах Геракла. Немало богиня сделала для того, чтобы Одиссей вернулся домой. Ее любимцем на Троянской войне был Ахилл, поэтому сцены этих сражений изображены в западной части храма.

Статуи Парфенона были образцами для подражания для многих поколений художников.

allwomanday.ru

25 малоизвестных фактов о Парфеноне — Греция

1. Акрополь в Афинах

Святая скала.

Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также именуется «святой скалой» и использовался в оборонительных целях.

2. Образованные слои

Старая история Парфенона.

Образованные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на кургане существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.

3. Акрополь был святым местом

Акрополь — святое место.

Задолго до строительства Парфенона Акрополь был святым местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, тот был порушен в ходе персидского интервенция в 480 году до нашей эры.

4. Дом Парфенос

Дом Парфенос.

Название «Парфенон» образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а обозначает оно »дом Парфенос». Это название было дано храму в 5 веке до н.э., от того что внутри него была установлена культовая статуя Афины.

5. Строительство Парфенона

Строительство Парфенона.

Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..

6. Иктин, Калликрат и Фидий

Иктин, Калликрат и Фидий — архитекторы Парфенона.

Парфенон, что был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению уймы теперешних архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией становления дорического ордера — самого примитивного из 3 классических греческих архитектурных стилей.

7. 192 греческих воина

192 греческих воина-героя.

Несколько теперешних историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.

8. Камни из Пентеликона

Камни из Пентеликона.

Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, те показывают, что наигромаднейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, тот находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.

9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года

Реставрация Парфенона.

План реставрации Парфенона ( что финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Старым афинянам же понадобилось всякого 10 лет, чтобы построить Парфенон.

10. 12-метровая статуя богини Афины

Статуя богини Афины.

Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.

11. Тиран Лахар

Тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы уплатить долг своей армии.

Правда большая часть конструкции осталась нерушимой, Парфенону был нанесен значительный вред на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы уплатить долг своей армии.

12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь

Был Парфенон стала церковь.

В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, что взорвался при обстреле храма венецианской армией. При данном часть храма превратилась в руины.

13. 46 внешних колонн и 23 внутренние

Колонны Парфенона.

 В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились вдалеке не все. Помимо того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).

14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким

Сейсмостойкий дизайн.

Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.

15. Парфенон использовался в качестве городской казны

Парфенон как городская казна.

Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эры.

16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.

Парфенон как общенациональный план.

Несмотря на то, что Парфенон является исключительно известной афинской постройкой всяких непостоянен, его строительство не финансировалось афинянами. Позднее окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., лидирующей силой на территории текущей Греции. Средства на постройку храма были взяты из подати, ту платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.

17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме

Опистодом — место хранения денежных вкладов.

Денежные вклады Делийской лиги, той управляли Афины, хранились в опистодоме — задней закрытой части храма.

18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.

Старые новострои.

Во время «нормального периода» над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.

19. 1-й театр в истории

Театр Диониса — 1-й театр в истории

Помимо данных конструкций, еще одним основным монументом у подножия Акрополя является »Театр Диониса», тот считается первым театром в истории.

20. У Парфенона был многоцветовой фасад

Фасад Парфенона.

В то время как теперешние СМИ изображают греческие храмы и сооружения с белым фасадом, у Парфенона, скорее всякого, был многоцветовой фасад. Краска стерлась в течение веков.

21. Парфенон появился в итоге Периклу

Перикл — инициатор строительства Парфенона.

Перикл, допустимо, был самым гениальным афинским государственным деятелем за всю историю. Именно в итоге ему у города появился Парфеноном.

22. Скульптуры храма были проданы Британскому музею

Скульптуры Парфенона находятся в Британском музее.

С 1801 по 1803 часть оставшихся скульптур храма была вывезена турками (те контролировали Грецию в то время). Эти скульптуры были позже проданы Британскому музею.

23. Полномасштабная копия Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси

Копия Парфенона.

Парфенон является исключительно копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, те были сделаны в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, та находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

24. Открытие музея Акрополя состоялось в 2009 году

Музей Акрополя.

Огромнее полумиллиона человек посетили новый музей Акрополя в течение первых 2-х месяцев позднее его открытия в 2009 году.

25. Золотой прямоугольник Парфенона

Золотой прямоугольник Парфенона.

Отношение длины к ширине прямоугольника в 1,618 считалось самым приятным для глаз. Это соотношение было названо греками «золотой пропорцией». В мире математики это число именуется «фи» и оно было названо по имени греческого скульптора Фидия, что использовал золотое сечение в своих скульптурах. Снаружи Парфенон представляет собой безукоризненный «золотой прямоугольник».

Источник: Источник

greece.travelcomplex.ru


Смотрите также